Трофим Денисович Лысенко (1898–1976)
Управленческая несостоятельность
В качестве доказательства тупости советской власти приводится знаменитая фраза Сталина (встреча Сталина и Вавилов в 1939 году):
«Ну что, гражданин Вавилов, так и будете заниматься цветочками, лепесточками, василечками и другими ботаническими финтифлюшками? А кто будет заниматься повышением урожайности сельскохозяйственных культур?»
Очевидно, проблема в том, что под Николая Ивановича Вавилова была в 1929 году создана мощная структура – Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (сокр. ВАСХНИЛ), высшее научно-исследовательское и координационно-методическое учреждение по водному, лесному и сельскому хозяйству СССР. В её систему входило более 150 научных учреждений. Также Вавилов возглавлял Институт генетики, Институт растениеводства и другие учреждения. Во всё это были вложены большие средства, выделены люди.
Это было сделано в тяжёлое время, когда Россия только выползала из разрухи, развала после катастрофы 1914–1920 годов. Решались важнейшие задачи, стоял вопрос просто о выживании державы.
В ряду этих острых вопросов была продовольственная безопасность. На это дело не жалели ресурсов. Перед руководством ВАСХНИЛ стояла чёткая задача: любой ценой повысить урожайность до сам-5 (1 к 5, посеял 1 зерно, получил 5), в идеале сам-7. А для зоны рискового земледелия, в которую входит большая часть России, обычный урожай был сам-3.
В сущности, стоял вопрос обеспечения страны провиантом, когда проводится индустриализация и урбанизация и 80–90 % народа не могут заниматься сельским, натуральным хозяйством. Это был вопрос выживания народа!
Вавилов в этом аспекте выступает не как учёный, а как управленец высшего уровня. То есть с максимальной ответственностью за свои успехи или провалы.
А чем он занимался?
В тяжелейший для страны период, когда были голод и разруха, учёный объехал полмира, собирая свою знаменитую коллекцию растений, что стоило больших денег. Он совершил около 180 экспедиций, посетив 65 стран мира. Он объездил практически всю планету, не побывав только в Австралии и Антарктиде.
Понятно, что дело это хорошее – была собрана самая богатая в мире коллекция культурных растений. Но тогда – второстепенное.
Вавилов реализовал свои личные интересы. Главная же задача была провалена. Отсюда и раздражение Сталина.
Тогда высшие руководители отвечали за свои дела и ошибки, а за успехи отмечались наградами, орденами, премиями и новыми ответственными должностями, принося пользу державе и народу. Формировалась настоящая элита.
Вот что стоит помнить о хорошем учёном, но плохом управленце.
Триумф Лысенко
Благодаря поддержке советского руководства, включая и самого Вавилова, Трофим Денисович Лысенко стал лидером советской биологии, добился победы над своими критиками (борьба шла с середины 1930-х годов до 1948 года).
Этот советский учёный открыл, что требования растений к влажности, свету и другим факторам окружающей среды меняются в зависимости от периода развития растений. Лысенко показал, что если растение начинает свое развитие, но в следующем периоде не получает требуемых ему необходимых условий, оно свое развитие прекращает.
Высаживание зерна весной позволяло растениям удлинить сезон роста, однако не позволяло избежать сурового воздействия зимы. Яровизация – воздействие на зерно холодом и влажностью во время зимы, но без допущения его прорастания. Это позволяло ускорить рост растений весной, так как они уже прошли ряд стадий во время яровизации.
Этот академик внедрил яровизацию в практику. В этом он был новатором, и до сих пор в учебниках по физиологии растений цитируются работы Лысенко по яровизации.
Почему Сталин поддержал Лысенко?
Ответ – в жизненной необходимости, продовольственной безопасности.
Союз тогда добился уникальных успехов во многих сферах, а сельское хозяйство отставало. Вавилов был хорошим учёным, но вопрос с продовольственной безопасностью не закрыл. Советское руководство не устраивала роль науки в техническом и технологическом прогрессе сельского хозяйства. Существовал большой разрыв между наукой и практикой. А Лысенко предлагал модель, которая ориентировалась на быстрое внедрение научных достижений в практику.
Были и серьёзные достижения.
К примеру, в 1913 году, самом успешном для сельского хозяйства Российской империи, вырастили 744 тыс. тонн хлопка, что не хватало даже самой России. Пришлось закупать примерно столько же хлопка.
Лысенко же нашёл новые районы для посевов хлопка. Не такие хорошие, как традиционные, но результат был.
Также он создал сорт хлопка для новых районов.
В 1940 году вырастили 2 млн 237 тыс. тонн хлопка. Втрое больше, чем в царской России!
При этом в районах рисковых для сеяния хлопка урожайность сохранилась на уровне 1913 года – 10,8 центнера с гектара. А в традиционных районах урожайность выросла за счет чеканки хлопчатника: в Узбекистане – с 12,2 центнера в 1913 году до 14,9 центнера в 1940, в Таджикистане – с 12,1 до 16,2 центнера, в Туркменистане – соответственно с 10 до 14. В 1966 году собрали 6 млн тонн, а урожайность достигла 24 центнеров с гектара.
Лысенко был выдающимся биологом, селекционером и агрономом. Сам учёный считал себя именно генетиком – мичуринским генетиком. И имел все основания: он руководил Одесским институтом генетики и 25 лет – Институтом генетики АН СССР в Москве.
Лысенко вывел сорт озимой пшеницы «Одесская 3», морозостойкой и засухоустойчивой, который превышал по урожайности стандартные сорта на 3–4 центнера с гектара. Учёный вывел высокоурожайный сорт ярового ячменя «Одесский 9».
Его ученики вывели сотни других сортов, которые использовали в СССР.
ГДР, Польша, Чехословакия импортировали миллионы тонн пшеницы из-за границы, пока не получили из СССР для разведения семена пшеницы мироновских сортов. После введения в оборот советских сортов пшеницы, эти государства сами стали продавать пшеницу. Автор мироновских сортов, академик Ремесло, всегда отмечал, что вывел эти сорта по методике Лысенко.
Не всё чисто и с генетикой.
В сталинский период на Западе в этой сфере были популярны расистские теории по созданию, выведению сверхчеловека.
Ныне в генетику вбухиваются гигантские средства, а цель осталась той же. Превратить плутократов-олигархов – избранных, в сверхлюдей, бессмертных, которые будут править толпами «двуногих орудий», генетика которых должна быть искажена с целью подавления духовного, интеллектуального и физического потенциала народа.
А эксперименты по генно-модифицированным продуктам – это вообще бизнес и откровенное вредительство. Подробно этот вопрос рассматривается в книге Ю. И. Мухина «Продажная девка Генетика».
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: