Посмотрим на страны, которые до сих пор разрабатывают и производят свои собственные основные боевые танки.
В этом году исполнилось сто лет с начала разработки танка, за счет этой машины попытались разрешить патовую ситуацию на Западном фронте. Хотя происхождение танка корнями находится в Западной Европе – регионе, который за исключением Германии сократил свои мощности по проектированию, разработке и производству основных боевых танков (ОБТ), в промышленности других стран ситуация практически обратная, особенно в Азии.
Шведские Leopard являются одними из самых хорошо защищенных танков в мире, подтверждая тем самым необычную тенденцию, когда многие страны выбирают скорее готовые импортные танки, чем разработку своих собственных и при этом зачастую получают более боеспособные машины по сравнению с машинами оригинального разработчика.
Например, 436 танков Leclerc Объединенных Арабских Эмиратов (единственные экспортные машины этот французского ОБТ) имеют более высокие характеристики по сравнению с танками французской армии, а также усовершенствования для эксплуатации в жарком климате этой страны. Возможно, самым значительным изменением стала установка дизельного двигателя MTU 883 мощностью 1500 л.с. вместо оригинального двигателя SACM. Двигатель MTU также был установлен на французскую бронированную ремонтно-эвакуационную машину Leclerc ARV.
Уже после поступления на вооружение ОАЭ модернизировали свои ОБТ за счет установки комплекта защиты AZUR (Action en Zone Urban) разработки компании Nexter; недавно эти машины были развернуты союзной коалицией в Йемене. Для сравнения, Франция не выбрала дополнительную защиту для своих собственных танков Leclerc.
Компания KMW в настоящее время является основным подрядчиком по танку Leopard 2, который стал самым удачным европейским танковым проектом в последнее время, широко экспортируемым и подвергшимся значительным модернизациям. Лицензионное производство также осуществлялось в Греции и Испании, но в настоящее время фактически все работы по танку Leopard 2 сосредоточены на модернизации существующих платформ, так как европейские операторы стремятся избавиться от машин и консолидировать свои парки. Единственным исключением является производство 64 новых танков, которые должны сойти с производственной линии и отправиться в Катар.
Даже новые танки Leopard 2A7 немецкой армии, заказанные у компании KMW, представляют собой модернизацию Leopard 2A7 из наличия голландской армии, а также прошедшие капитальный ремонт и доработанные до нового стандарта машины варианта 2A4.
Хотя конкретных планов нет на ближайшее будущее, заменой танку Leopard 2 вполне может стать новый ОБТ, разработанный совместно с Францией, которой также будет необходима замена своих ОБТ Leclerc в долгосрочной перспективе. Эти возможности были подкреплены недавним слиянием компаний KMW и Nexter Systems, но на сегодняшний день все попытки по совместной разработке провалились из-за конфликта интересов.
Современный завод компании General Dynamics European Land Systems, построенный для производства танков Leopard в Испании (совершенно новый, но на данный момент в его цехах тишина) являет собой символ производства европейского ОБТ. Если танкостроительные компании Европы не обеспечат себе модернизацию танков, их мощности и квалификация деградируют.
Россия
Даже неповоротливая российская бронетанковая промышленность была сокращена и консолидирована. Разработка и производство четырех основных производственных площадок в настоящее время перенесено на Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, который разработал танки T-62, T-72 и T-90; последний до сих пор производится для зарубежных рынков. Завод в Омске, где производился ОБТ T-80, теперь вошел в огромный концерн Уралвагонзавод и, по всей видимости, сосредоточился на более специализированных ОБТ-платформах.
После фальстарта с ОБТ T-95, который был вооружен установленной внешним образом 152-мм гладкоствольной пушкой 2A83, российские усилия переключились на разработку ОБТ T-14 Армата, который был официально показан на военном параде в мае 2015 года.
Танк T-14 имеет революционную компоновку: три члена экипажа размещаются впереди в очень прочном корпусе (включая комплекс активной защиты), снаряды в установленную внешним образом гладкоствольную 125-мм пушку 2A82A подаются автоматом заряжания, установленным в кормовой нише башни. Базовый корпус T-14 (модифицируемый в некоторых случаях) послужит базой для полного семейства боевых бронированных машин, и первой из них стала тяжелая боевая машина пехоты Т-15.
Предсерийные экземпляры T-14 в настоящее время проходят испытания и в случае успеха Россия планирует изготовить, по меньшей мере, 2000 машин, которые заменят танки T-72, T-80 и в долгосрочной перспективе T-90, хотя не совсем ясно, будет ли финансирование достаточным для этого. Тем временем, Россия продолжает изготавливать и экспортировать ОБТ и поддерживать иностранных производителей.
Российский танк Т-90
Российский танк Т-72М1М
Украина
В советские времена Украина накопила большой опыт проектирования, разработки и производства ОБТ, включая модель T-80УД, на котором был установлен компактный и с хорошей удельной мощностью дизельный двигатель местной разработки, а не прожорливый и дорогой газотурбинный двигатель российских танков T-80У.
Работы продолжились и после распада Советского Союза; дальнейшая разработка танка T-80УД привела к созданию варианта T-84. Впоследствии, в конце 90-х годов T-84 был продан в Пакистан, хотя неурегулированные отношения между Россией и Украиной означали, что существуют некоторые разногласия, касающиеся например возражений России по поводу технологии литых башен. В связи с этим некоторые машины были поставлены с башнями от танка T-80.
Проектирование танка ведет харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова, а изготовлением занимается государственный танковый завод им. Малышева. Этот завод изготовил и начал поставки первой партии из 49 танков БМ Оплот в Таиланд в начале 2014 года, но точный статус этой сделки не ясен в свете нынешней ситуации на Украине и решения, принятого в начале 2015 года и заключающегося в том, чтобы сосредоточить все разработки и производство на удовлетворении потребностей украинских вооруженных сил.
Танк БМ Оплот
Израиль
Сборочная линия танков Abrams M1A1 на танковом заводе близ Каира делает Египет единственной страной в Северной Африке, обладающей мощностями по производству современного танка, но на Ближнем Востоке единственной страной, разработавшей собственный ОБТ, является соседний Израиль. Да и то, танк в последнем варианте Merkava Mk 4 не производится (хотя модернизация идет), а его дизельный двигатель импортный (представляет собой вариант GD883 General Dynamics двигателя MTU).
И все-таки, тот факт, что было успешно спроектировано и изготовлено семейство инновационных танков, говорит о многом. Танк Merkava, разработанный консорциумом израильских компаний, «напряг» национальную оборонную промышленность так, как это было бы невозможно в большинстве других стран. Его создание, финальным аккордом которого стала сборка компанией Israeli Ordnance Corps, потребовало очень высокого уровня кооперации и интеграции между многими израильскими компаниями.
Все ОБТ Merkava имеют хорошую защиту и отличаются необычной компоновкой с передним расположением двигателя. Танк новейшей конфигурации Mk 4 оборудован КАЗ Rafael Trophy
Конструкция танка необычна тем, что силовой блок размещается впереди, а башня сдвинута к корме машины. Конструкторы аргументируют это тем, что такая компоновка повышает живучесть экипажа (экипаж может покидать машину через задние люки, при этом обеспечивается хоть какая-то защита от вражеского огня), а также позволяет освободить пространство для отделения десанта.
На танке Mk 4 установлено много систем местной разработки, включая комплекс активной защиты Trophy компании Rafael.
Турция
Получив значительный опыт модернизации устаревших ОБТ, Турция решила в прошлом десятилетии построить свой собственный танк и в августе 2008 года заключила контракт с компанией Otokar на проект Altay.
Контрактом стоимостью 500 миллионов долларов предусматривалось проектирование, разработка и изготовление экспериментального образца для проверки ходовых характеристик MTR (Mobility Test Rig), экспериментального образца для стрельбовых испытаний FTR (Firing Test Rig) и двух опытных машин (PV1 и PV2), все испытания которых на данный момент завершены. В настоящее время ведутся переговоры по изготовлению первой партии из 250 танков Altay с двигателем MTU EuroPowerPack мощностью 1500 л.с., хотя Турция в будущем хочет производить свой силовой блок, разработанный местными предприятиями.
В соответствии с общей стандартной практикой западноевропейской танк Altay вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой L/55, которая также установлена на многих танках Leopard 2A6 и других ОБТ. Пушка ручного заряжания соединена с системой управления огнем (СУО) местной разработки, а наведение осуществляется при помощи стабилизированных дневных и ночных прицелов.
Возможности турецкого танка будут развиваться поэтапно. Хотя для серийной машины предусмотрена установка, например, современного комплекта бронирования, в долгосрочное перспективе ожидается, что она будет оборудоваться комплексом активной защиты от компании Aselsan.
Южная Корея
Турецкой компании Otokar оказывает содействие южнокорейская компания Hyundai Rotem, которая имеет свой собственный опыт разработки и производства основных боевых танков K1 и K2. Южная Корея теперь вполне самодостаточна в разработке и производстве танков, гусеничных и колесных бронированных машин.
Начался этот процесс с разработки первого прототипа танка K1, изготовленного американской компанией Chrysler (в настоящее время General Dynamics Land Systems) в 1983 году. Затем корейская машина прошла долгий путь, включая четыре основных цикла разработки и модернизации, в конце которого (и наконец-то!) в 2013 году нынешний танк стандарта K1A2 поступил на вооружение.
Всего было изготовлено примерно 1500 машин, но заказов от зарубежных стран на эту машину не поступало.
Параллельно, в рамках совершенно нового проекта компания Hyundai Rotem разработала ОБТ K2 с более высоким уровнем защиты, вооруженный гладкоствольной пушкой L/55 с автоматом заряжания, размещенным в кормовой нише башни, что позволило получить существенно большую скорострельность по сравнению с танком K1 (до 10 выстрелов в минуту).
В соответствии с общей тенденцией на танк K2 должен был устанавливаться местный силовой блок, но проблемы, возникшие при разработке и связанные с достижением достаточной мощности и надежности нового двигателя, заставили компанию Hyundai Rotem вернуться к двигателю MTU MT833, хотя разработки при этом не были остановлены.
Общая компоновка у корейского танка достаточно традиционная, но не лишена нескольких инновационных моментов, включая активную подвеску, которая позволяет регулировать клиренс и наклон корпуса в довольно больших пределах. Машина может «становиться на колени» и обстреливать цели из укрытия или «задирать нос» с целью увеличения угла вертикального наведения для ведения огня по высоко расположенным целям. Также весь корпус может подниматься и опускаться в зависимости от преодолеваемого рельефа.
Серийное производство началось в 2013 году, первые танки поступили на вооружение в июне 2014 года, и с тех пор их выпуск продолжается (ожидается поступление 100 танков к 2017 году). На данный момент, на танк нет экспортных заказов, но он регулярно демонстрируется заинтересованным потенциальным заказчикам, в том числе участвует в конкурсе по перуанскому ОБТ, конкурируя с украинским Оплотом и российским Т-90.
Китай
Как и большая часть китайской военной техники, танки этой страны базируются на российских ОБТ. Поначалу изготовление советских копий шло в больших количествах, но впоследствии местная промышленность начала набираться опыта и набиралась его до тех пор, пока Китай не стал способен разрабатывать с чистого листа свои собственные проекты. Китай начал с T-54, на базе которого были созданы танки Type 59, Type 69 и Type 79. За ними последовал Type 80, который имел новый корпус с башней, вооруженной 105-мм пушкой стандарта НАТО, соединенной с компьютеризированной СУО. Дальнейшее развитие в 80-х и 90-х годах вылилось в машины с всё более характерным китайским обликом.
Самым новым ОБТ, поступившим на вооружение китайской армии, стал Type 99 (число указывает на год, когда танк был показан на военном параде). Хотя его корпус похож на корпус танка T-72, при разработке был тщательно изучен опыт участия этого танка в боевых действиях, включая российское присутствие в Афганистане и неудовлетворительные боевые качества иракских танков во время операции «Буря в пустыне», с целью повышения уровня защиты и апробации некоторых инноваций. Среди них, например, комплекс активной защиты и лазерное ослепляющее устройство.
Танк также получил новую башню с 125-мм гладкоствольной пушкой, снаряды в которую подает автомат заряжания, расположенный под погоном башни.
Все танки изготавливались в больших количествах для местного рынка, но возможности китайской промышленности также позволяли ей поставлять различные модели танков во многие страны мира. Китайская компания North Industries Corporation (NORINCO) в настоящее время продвигает танки MBT-3000 (VT-4), MBT-2000 и VT-2, все с 125-мм гладкоствольной пушкой и автоматом заряжания.
О будущих планах по китайским ОБТ мало что известно, но к последним разработкам можно отнести легкий танк Type 62 с 105-мм пушкой (также известен как ZTQ). В то время когда основные боевые танки остальных стран становятся все тяжелее, легкая машина Type 62, предназначенная для действий в гористой местности, имеет массу всего 21 тонна и экипаж 4 человека.
K2 компании Hyundai Rotem – это уже второй ОБТ созданный южными корейцами, но разработка местного силового блока оказалась не таким простым делом и машины первой партии оснащаются двигателем MTU
Турция единственная из стран НАТО начала программу разработки и производства собственного ОБТ Altay
Индия
Старания Индии разработать свой ОБТ Arjun хорошо известны, они прекрасно иллюстрируют общие проблемы, связанные с разработкой конкурентоспособной машины внутри страны, а также проблемы, специфичные только для Индии. Многочисленные задержки, технические проблемы и влетевшая до небес стоимость поставки 124 проблемных машин Mk1 в 2004 году (30 лет после начала разработки), второй «притянутый за уши» заказ еще на 118 танков, модернизированных до стандарта Mk2 в 2014 году, а также стоимость одной машины, по разным оценкам составляющая от 8 до 10 миллионов долларов, всё это делает ОБТ Arjun самым дорогим танком в мире.
Индийский танк Arjun
Несмотря на то, что по существу танк Arjun считается современным проектом, он имеет несколько странных недостатков, включая 120-мм нарезную пушку, что сталкивает Индию с теми же проблемами с огневым могуществом, с которыми столкнулись Великобритания и Оман с танком Challenger.
Для того чтобы компенсировать проблемы, связанные с разработкой своего танка, Индия купила танки российские T-72M1 и T-90, которые изготавливались по лицензии и модернизировались за счет установки готовых систем, например прицелов Catherine компании Thales. Итак, несмотря на множество проблем с разработкой, Индия получила большой опыт производства танков внутри страны.
Пакистан
Пакистан вместо того, чтобы начать разработку нового ОБТ с нуля, принял гораздо более благоразумное решение, завязав тесные кооперационные связи с Китаем.
Эти две страны сотрудничают уже довольно давно. Начали они с партии китайских ОБТ Type 59 производства компании NORINCO, которые Пакистан модернизировал на своем заводе (включая установку новой 105-мм нарезной пушки и компьютеризированной СУО), после чего последовала местная сборка/производство танков Type 69-II, Type 85 и, в конечном счете, MBT-2000, получившего пакистанское обозначение Al Khalid. С 2001 года было изготовлено более 300 танков Al Khalid и производство их продолжается.
Пакистанский танк Al Khalid
После реализации успешного проекта Al Khalid Пакистан теперь вынашивает планы по началу производства локализованного варианта танка VT-4/MBT-3000 компании NORINCO под обозначением Al-Hyder, испытания которого прошли успешно в конце 2014 года. То есть в настоящее время эта страна гарантированно сохраняет возможности по производству современных танков.
Япония
Пока мы остаемся в Азии и взглянем на возможности Японии в этой сфере. Эта стран имеет большой опыт разработки и производства ОБТ, но ее пацифистская политика не позволяет (пока, но вскоре позволит) ей предлагать свои танки другим странам.
Новейший японский ОБТ Mitsubishi Type 10 наглядно иллюстрирует преимущества разработки танка в соответствии с национальными требованиями, поскольку этот танк массой 44 тонны идет вразрез с общей тенденцией увеличения массы. Японии было необходимо разработать более легкий танк с меньшими размерами, поскольку предыдущие модели Type 50 и Type 90 испытывали трудности при перемещении по автомобильным и железным дорогам этой страны.
Японский танк Type 10
Соединенные Штаты
Бронетанковая мощь Соединенных Штатов будет базироваться на танках M1 Abrams вплоть до 2050-х годов. Для того чтобы танк соответствовал современным угрозам, он проходит несколько последовательных модернизаций, начиная с конфигурации M1A3, ожидаемой в начале следующего десятилетия.
Производство этого танка продолжается, машины экспортировались в Австралию (M1A1 ATM), Египет (совместное производство M1A1), Ирак (M1A1SA, несколько танков было потеряно в боях с Исламским государством), Кувейт (M1A2) и Саудовскую Аравию (M1A2), так что США имеют все возможности и ноу-хау, которые позволят создать танк следующего поколения.
Тем временем, в связи с заменой танков Abrams в американской армии ведется много разговоров касательно возможности разработки необитаемых легких танков для задействования в сценариях, которым большие и тяжелые ОБТ не смогут соответствовать, или касательно наращивания его боевых возможностей в рамках концепции объединения обитаемых и необитаемых систем, подобной той, что реализована со штурмовыми вертолетами и беспилотными летательными аппаратами.
Американский танк M1A2 Abram
Комментарий
В то время как смерть ОБТ предсказывали уже несколько раз, особенно после разгрома танковых группировок Сирии и Египта в Войне судного дня в 1973 году и в связи с окончанием Холодной войны, до сих пор нет другой системы вооружения, которая смогла бы заменить ОБТ.
Хотя его основную роль по уничтожению других ОБТ в большей степени взяли на себя другие системы вооружения, танк неоднократно доказывал свое значение, поддерживая спешенную пехоту во время боевых действий в России, Афганистане и Ираке.
Остается лишь гадать, как будут выглядеть будущие ОБТ, например проект T-14 Армата с дистанционно управляемой башней предлагает свое видение будущего.
Полностью дистанционно управляемые платформы уже используются в особых операциях, например они принимают участие в разминировании, а в будущем подобные системы могут получить дальнейшее развитие с целью их участия в боевых действиях.
Читайте нас: