Лента новостей

12:51
Одесская Хатынь – преступление без срока давности
12:48
Швейцария не стала приглашать Россию на конференцию по Украине
12:30
Вся надежда на заградотряды
12:29
Расплата за пассивность
12:24
Иран и Россия задумали новую систему расчёта, не зависящую от SWIFT
12:19
Энтузиаст перепрограммировал бюджетный SSD в высококлассный SLC-накопитель
12:08
Глава МИД Польши призвал создать «тяжелую бригаду» войск ЕС
11:46
Госдеп США атакует партию «Грузинская мечта» во имя «демократии»
11:38
США ввели санкции против IT-компаний России
11:37
Постпред Украины в ООН намекнул на уничтожение Крымского моста
10:55
Военные аналитики: российское наступление грозит пробить брешь в обороне на востоке Украины
10:43
Новый пакет антироссийских санкций направлен против оборонки
10:25
Британцы начали отлавливать мигрантов для отправки в Руанду
10:23
Новость о покупке США 81 боевого самолета у Казахстана не соответствует действительности
10:16
Постпред Украины при ООН намекнул на готовящийся удар по Крымскому мосту
09:47
Администрация Байдена выступила категорически против закона об иноагентах в Грузии и пригрозила не взять Тбилиси в Евросоюз и НАТО
09:46
Кулеба рассказал американцам о военном превосходстве России над Западом
09:44
Россия подтягивает к фронту оружие в попытке обогнать западные поставки
09:34
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 02.05.2024
09:14
Предвыборный ЕС: Европа делает вид, что хочет измениться
09:07
Киевские дроны-камикадзе атаковали пять регионов России
08:28
Еще один американский пилот подтвердил, что F-16 на Украине придет кирдык
08:22
Украинцы за границей: Почему я должен возвращаться воевать?
04:57
Редкие издания Пушкина исчезают из библиотек по всей Европе
04:29
Как паны отвергли союз с Россией и вызвали Второй раздел Речи Посполитой
02:06
Выборы президента Литвы: националисты грозятся убить кандидата Вайткуса
00:26
Кто на свете всех тупее?
00:24
Связи Китая с Россией становятся все прочнее
19:46
Украинцы ощутят отсутствие российского газа. А мы обойдемся без него, говорит чешский эксперт
19:44
На Украине осталось только три школы с изучением русского языка
18:42
Без пенсий и кадров: украинский кризис обостряется
18:36
Зная, что Курильские острова русские, японцы в конце войны пытались их «обменять» на нейтралитет Москвы
18:06
В Германии сожгли летний домик главы оборонного концерна Rheinmetall из-за поставок оружия на Украину
17:58
В Польше прошло массовое шествие против поддержки Украины
17:57
В Киргизии отменили шествие Бессмертного полка
17:29
На Украине выросло количество миллионеров
16:54
Навязанные традиции былого наследия. Первомай на Украине на грани запрета
16:53
«Нам можно»: объяснили в «Укрпочте» нецензурное общение с подписчиками из-за выставленных на аукцион гнилых автомобилей
16:45
На Украине собрались легализовать ЧВК
16:17
Харьковчанку обвинили в сборе материала для сюжетов Скабеевой и Соловьева
16:13
Марио Драги — спаситель Евросоюза
15:41
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 1 мая
15:35
Почему быстро схлопнутся пузыри экономики США?
15:12
Зеленский требует ускорить поставки оружия с Запада
15:04
Украинские власти намерены привлечь больше женщин к процессу разминирования
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков

Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков


80 лет назад, ранним утром 7 декабря 1941 года американский авианосец «Энтерпрайз» (USS Enterprise) вместе со своим эскортом возвращался в базу в Пёрл-Харборе. Позади было ставшее за последние месяцы рутинным задание по доставке армейских и флотских авиационных подразделений на отдалённые аэродромы — на этот раз на атолл Уэйк в 2500 милях (4000 км) к западу от Перл-Харбора отправилась истребительная эскадрилья морпехов VMF-211 со своими 12 «Уайлдкэтами». Авианосная группа должна была вернуться в базу ещё накануне, 6 декабря, но та же непогода, что задержала в пути японское ударное соединение, не позволила вовремя вернуться на базу и «Энтерпрайзу».

​«Донтлессы» эскадрильи VS-6, 1941 год - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
«Донтлессы» эскадрильи VS-6, 1941 год

Когда до Гавайев оставалось около 200 миль, командующий соединением вице-адмирал Уильям Хэлси (William F. Halsey Jr.) решил подстраховаться, и около 06:20 с палубы «Энтерпрайза» стартовали 18 многоцелевых самолётов SBD «Донтлесс» разведывательной эскадрильи VS-6. Их экипажи должны были попарно образовать огромный веер, чтобы охватить район шириной более 100 морских миль и убедиться, что на подходе к Пёрл-Харбору всё спокойно. Предосторожность оказалась не лишней — уже на подлёте к флотской авиабазе Барберс-Пойнт, что на юго-западной оконечности острова Оаху, примерно в 08:25 лётчики увидели поднимающиеся к небу огромные столбы жирного дыма. До побережья оставалось 25 миль.

В кабине одного из «Донтлессов» с бортовым номером 6-S-4 сидел 29-летний лейтенант Кларенс Дикинсон (Clarence E. Dickinson), один из опытнейших лётчиков авиагруппы «Энтерпрайза», прослуживший в палубной авиации более семи лет. Хвост его самолёта защищал радист 1-го класса Уильям Миллер (William C. Miller) — 22-летний сын фермера из Северной Каролины. В 1937 году он поступил на флот и после окончания учёбы служил стрелком-радистом в эскадрилье VS-6. В паре с Дикинсоном они летали с апреля 1941 года, когда лейтенанта перевели из другого подразделения.

​Лейтенант Кларенс Дикинсон в кабине «Донтлесса», сентябрь 1942 года - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
Лейтенант Кларенс Дикинсон в кабине «Донтлесса», сентябрь 1942 года

Перед взлётом Миллер сообщил командиру, что, возможно, это их последнее совместное задание. По приходу на базу авиагруппу «Энтерпрайза» ожидал пятимесячный отдых, а Миллер надеялся на увольнение со службы и возвращение домой к невесте после четырёх лет службы. Он выразил надежду, что в последнем полёте командир не искупает его в море, и всё пройдёт гладко. Увы, надеждам стрелка не было суждено сбыться.

Происхождение дыма над стоянками флота перестало быть загадкой для экипажей «Донтлессов» буквально через пару минут — лётчики увидели фонтаны от падающих в воду снарядов, пожары на земле и корабельных стоянках, интенсивный зенитный огонь. Стало очевидно, что Пёрл-Харбор подвергся воздушному нападению. Лейтенант Дикинсон приказал ведомому пары энсину Джону Маккарти (John R. McCarthy), который шёл в 300–400 ярдах позади, подтянуться и готовиться к бою, и сам перезарядил пулемёты.

Увидев вдалеке четырёхмоторный самолёт с незнакомыми очертаниями, Дикинсон и Маккарти бросились в погоню, но влетели в огромный столб дыма — это горел погибший линкор «Аризона» — и потеряли противника из вида. Пилоты двух «Донтлессов» сомкнули строй и шли буквально крыло к крылу, когда на них из облаков внезапно свалилась пара незнакомых истребителей. Тут же «Донтлесс» Маккарти вспыхнул и закувыркался к земле. Лётчик выпрыгнул с парашютом, стрелок погиб в кабине. Истребитель, выходя из атаки, проскочил мимо машины Дикинсона, и его будто обожгло кипятком при виде больших красных кругов на серых плоскостях и фюзеляже. Это были грозные «Зеро», прежде знакомые лишь по плакатам!

Ещё четыре или пять японских истребителей появились в хвосте, и стрелок Миллер открыл огонь, комментируя свои действия. Буквально через 30 секунд он сообщил, что ранен, но и сам сбил один истребитель. Оглянувшись, Дикинсон с удовлетворением увидел горящий «Зеро» — как оказалось впоследствии, это сделало Уильяма Миллера первым американским авиатором, одержавшим официальную воздушную победу о Второй мировой войне.

​Музейный манекен стрелка-радиста «Донтлесса» со спаркой 7,62-мм пулемётов «Браунинг» M1919 - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
Музейный манекен стрелка-радиста «Донтлесса» со спаркой 7,62-мм пулемётов «Браунинг» M1919

Потеря не смутила японцев, и они продолжали наседать. Дикинсону приходилось выписывать замысловатую траекторию, пытаясь сбить противнику прицеливание. Долго так продолжаться не могло, и вскоре пули забарабанили по обшивке крыла. Дикинсон как зачарованный смотрел на цепочку больших дыр, ползущих всё ближе к кабине, когда вспыхнул левый крыльевой бензобак. Лейтенант спросил у Миллера, как его дела; тот отвечал, что ещё раз ранен и уже расстрелял все патроны, но вдруг закричал нечеловеческим голосом и замолчал. Тем временем «Донтлесс» получил ещё несколько попаданий и свалился в штопор. Уверенный, что стрелок мёртв, Дикинсон на всякий случай приказа ему прыгать с парашютом и выпрыгнул сам.

Лейтенанту повезло — в первом в жизни прыжке с парашютом его не расстреляли ни японские лётчики, ни осатаневшие американские морпехи, палившие во всё, что видели в воздухе. Купол протащил Дикинсона по земле и, оставив лётчику несколько ссадин, погас. Так закончился первый официальный воздушный бой американских лётчиков во Второй мировой войне — около 09:30 Дикинсон уже был на своём аэродроме.

​Уильям Миллер во время учебы на стрелка-радиста - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
Уильям Миллер во время учебы на стрелка-радиста

Разведка подходов к базе обошлась эскадрилье VS-6 шести потерянных самолётов, которых сбили японские истребители и американские зенитчики, а также восьмерых погибших и нескольких раненых членов экипажей. Месть за своего погибшего стрелка лейтенант Дикинсон не стал откладывать в долгий ящик — уже через три дня, 10 декабря, он утопил японскую подводную лодку I-70, которую до этого повредили другие экипажи с «Энтерпрайза». Это был первый уничтоженный в войне «полноразмерный» японский корабль.

В дальнейшем Дикинсон принимал участие во многих морских сражениях, и преуспел — так, при Мидуэе ему удалось поразить бомбой авианосец «Кага». Лейтенант первым в ВМФ США трижды получил высшую флотскую награду — Военно-морской крест. После войны Кларенс Дикинсон продолжил службу и вышел в отставку в звании контр-адмирала. Умер он в октябре 1984 года на 72-м году жизни, оставив после себя мемуары.

​Эскортный миноносец «Уильям Си Миллер» - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
Эскортный миноносец «Уильям Си Миллер»

Именем радиста 1-го класса Миллера был назван вошедший в состав флота в 1943 году эскортный миноносец «Уильям Си Миллер» (USS William C. Miller, DE-259). Посмертно отважный стрелок удостоился медали «За безупречную службу» ВМФ США (Navy Good Conduct Medal) — одной из старейших американских наград, полагавшейся за четыре года выслуги без серьёзных взысканий. В военное время медаль могла вручаться за один год безупречной службы, а погибшему при исполнении служебных обязанностей — без учёта срока службы.

Морской вариант медали (сегодня свои медали «За безупречную службу» есть также у Армии, Корпуса морской пехоты, Береговой охраны и ВВС) был учреждён 26 апреля 1869 года. Её вид неоднократно менялся, но на 1941 год это была бронзовая позолоченная медаль диаметром около 33 мм, на которой в центральном медальоне, окружённом связанным узлом канатом, изображён старейший боевой корабль США — фрегат «Конститьюшн» (USS Constitution) времён Войны за независимость.

​Медаль «За безупречную службу» ВМФ США - Warspot о наградах: первый «Зеро» американских лётчиков | Warspot.ru
Медаль «За безупречную службу» ВМФ США

За медальоном расположен якорь с цепью, идущей вдоль бортика медали, а также кольцевая надпись «Военно-морской флот США» (United States Navy). Оборотная сторона медали пустая, под гравировку имени награждённого. По кругу расположена надпись «Верность, Усердие, Подчинение» (Fidelity, Zeal, Obedience). Медаль носилась на тёмно-красной шёлковой ленте шириной 35 мм, каждый последующий четырёхлетний срок безупречной службы отмечался бронзовой планкой с указанием места службы.


Редакция Warspot


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх