Финские военнослужащие тренируются в стрельбе из пистолета L-35
Итак, пришли мне человека,
умеющего делать изделия из золота,
и из серебра, и из меди, и из железа.
2-я книга Паралипоменон (Хроник), 2:7
умеющего делать изделия из золота,
и из серебра, и из меди, и из железа.
2-я книга Паралипоменон (Хроник), 2:7
Очень интересная модель, но ничуть не менее занимательна и биография этого конструктора. Родился он в 1896 году, в деревне Вийяла (сегодня город Акаа), и был он старшим из пяти сыновей. Школу после 6-го класса он оставил и стал работать на стекольном заводе. А потом заработал пять марок и на них купил не сапоги, не гармонь, а винтовку Бердана – видимо, был это «зов сердца».
Отслужив в армии в 1918–1919 гг., он женился и начал работать в железнодорожных мастерских. Но тяга к оружию пересилила, и Лахти опять пошел в армию в качестве оружейника.
Аймо Лахти
Сначала он занимался ремонтом и обслуживанием армейского вооружения и, что называется, «набил на этом руку».
А в 1922 году, внимательно изучив немецкий пистолет-пулемет MP-18, Лахти попробовал сделать свой собственный – более простой и дешевый образец этого перспективного оружия. В течение последующих восьми лет были разработаны опытные Lahti Model 1922, Lahti Model 1924, Lahti Model 1926. И только в 1931 году, наконец, был создан известный всем Suomi-konepistooli M/31.
Была изготовлена опытная партия в 200 единиц, которую военные отстреляли, и она им понравилась.
Талант Лахти был настолько очевиден, что армия заказала ему и другие образцы оружия и… Он поставленную задачу выполнил: в сотрудничестве с капитаном Салорантой сконструировал и запустил в производство ручной пулемет M-26 и винтовку M-27 (сделанную на базе винтовки Мосина).
L-35. Вид слева. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be
В 1932 году Министерство обороны Финляндии, опасаясь, что он уедет делать карьеру в США, заключило с ним беспрецедентное соглашение, по которому он получал процент с каждого своего пистолета, пулемета или винтовки, поставленных за рубеж, либо произведенных по лицензии. А так как его оружие изготавливали в Дании, Швеции и Норвегии, а сами финны поставляли его даже в Китай, то он быстро стал миллионером. Но… продолжал заниматься любимым делом!
L-35. Разборка. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be
В его коллекции теперь не хватало только лишь пистолета, и он решил его создать. Причем, как и раньше, на основе чего-то уже имеющегося. Но… качеством получше, а ценой – подешевле. Задание ему на него не давали. Это была сугубо его личная инициатива. Работать над пистолетом он начал осенью 1929 года.
L-35. Вид справа. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be
Требования к пистолету в те годы в финской армии были просты: надежность функционирования в северных условиях; простота конструкции; способность пробивать германскую стальную каску с расстояния в 50 метров.
Внешне новый пистолет оказался очень похож на парабеллум: открытый ствол, большой наклон рукоятки, однако это были совершенно разные образцы по устройству.
Первый образец L-29 создавался под два вида патронов: патроны 9-мм и 7,65-мм «парабеллум». Однако калибр 9-мм оказался предпочтителен и по своим боевым качествам – останавливающему и пробивному действию пули, и поскольку было решено его же использовать в пистолетах-пулеметах. L-29 выдержал 6 000 выстрелов без поломок, что было прекрасным результатом.
Заявку на патент на автоматический пистолет Лахти подал 16 февраля 1934 года.
L-35. Вид в кобуре. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be
Тем не менее в производство пошел лишь образец L-29/35, то есть 1935 года – вот как много времени заняла ликвидация мелких недостатков и частичные улучшения. Кроме того, стрелки жаловались, что пистолет больше и тяжелее, чем парабеллум.
Финский военный с пистолетной кобурой для L-35
Первый армейский заказ на 2 500 пистолетов поступил 28 января 1936 года. Затем в марте 1938 года было заказано еще 7 642 пистолета L-35, а дальше армия должна была получать каждые три месяца по 1 000 пистолетов.
L-35 сравнили с зарубежным «Кольтом» 1911A1, «Браунингом» «Хай пауэр» и шведским «Хускварна» m/07, и в итоге – выбрали пистолет Аймо Лахти.
Кобура для L-35. Вид сзади. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be
Пистолет был хорошо защищен от загрязнения, безопасен в обращении и надежен при очень низких температурах. Правда, его было трудно полностью разобрать для чистки или ремонта в полевых условиях, не прибегая к помощи квалифицированного оружейника или завода, однако ремонтировать его практически не приходилось, так как пистолет сделан был очень качественно, из самой лучшей нержавеющей стали.
Наклон рукоятки и внешний вид ствола побуждают сравнить этот пистолет с парабеллумом P.08. Но сходство внешним видом и заканчивается.
Механизм приближается к устройству пистолета «Бергман-Баярд» и использует прямоугольную головку ствола, которая перед выстрелом образует единое целое с затвором и фиксируется при помощи П-образного клина, расположенного в тыльной части ствольной коробки и перемещающегося в вертикальной плоскости.
Новинкой было использование ускорителя, который обычно использовался в пулеметах и который облегчал работу автоматики в морозную погоду. Ускоритель отхода затвора снижает ударную нагрузку на рамку пистолета и дает затвору добавочный импульс при работе в экстремальных условиях. Но вот в нормальных климатических условиях и при стрельбе более мощными патронами для пистолетов-пулеметов такой ускоритель отдачи резко усиливает нагрузку на опору возвратной пружины. Поэтому, например, в Норвегии и Дании эту деталь с пистолета снимали.
С 1935 по 1944 год было изготовлено 9 000 экземпляров: 1 000 – для гражданских лиц, 6 000 – для военных и 2 000 – для Швеции. Всего же было изготовлено 12 000 пистолетов.
В 1958 году было произведено еще 1 250 пистолетов в соответствии с армейским контрактом. У них более длинный ствол, как у шведского пистолета m/40.
Во время Второй мировой войны пистолет Лахти под обозначением m/40 находился на вооружении армии Швеции. У него был более длинный ствол и увеличенного размера спусковая скоба, чтобы удобнее было стрелять в перчатках. Модель m/40 производилась на заводах «Хускварна» с 1940 по 1946 гг. Всего было произведено около 120 000 пистолетов m/40, которые использовались в шведской армии до середины 1980-х гг., а также экспортировались в Норвегию и Данию.
Из экспортных поставок следует отметить еще 600 пистолетов, которые продали Израилю в 1951–1955 гг. и которые самым активным образом Армия обороны Израиля использовала в локальных конфликтах.
Интересно, что все 900 первых шведских m/40 были после поступления в войска возвращены на завод, где с них убрали указатель патрона в патроннике (его отверстие было заварено), а на верхней плоскости ствольной коробки была нанесена накатка, устраняющая блики, мешавшие прицеливанию.
К числу недостатков пистолета Лахти (присущих также и m/40) относится и возможность собрать пистолет без запирающего клина и стрелять, что превращает его в пистолет со свободным затвором и слабой возвратной пружиной. При этом затвор в ствольной коробке удерживается только опорой возвратной пружины.
Сам Аймо Лаxти, увы, не предусмотрел возможности неправильной сборки своего пистолета невнимательным стрелком, что может стать причиной серьезной травмы.
Знаменитая эмблема VKT на щечках рукоятки – это знак завода-изготовителя. Фото Alain Daubresse www.littlegun.be
Во время советско-финляндской «Зимней войны» 1939–1940 гг. пистолет Лахти показал себя наилучшим образом.
Отмечалось, что стрелять из L-35 просто приятно. Отдача из-за большой его массы при выстрелах практически не ощущалась. Подброс ствола вверх был тоже очень небольшой. Поэтому многие говорят, что стрельба из него по ощущениям сходна со стрельбой из малокалиберного пистолета, и это при калибре 9-мм! Кучность при скоростной стрельбе регистрировалась как очень высокая.
Технические характеристики
Калибр: 9-мм «парабеллум»
Общая длина: 240 мм
Длина ствола: 120 мм
Высота: 146 мм
Ширина: 34 мм
Толщина: 35 мм
Масса без патронов: 1250 г
Емкость магазина: 8 патронов.
Ставился он также и на верхней части ствольной коробки. Alain Daubresse www.littlegun.be
Что касается самого Аймо Лахти, то он, начав работать 13-летним пареньком на стекольном заводе, дослужился до звания генерал-майора, причем обошелся собственным талантом.
Правда, выпивал бывало и крепко, но… дело свое делал хорошо, так что в итоге стал главным конструктором стрелкового оружия для финской армии.
После 1944 года был отправлен на пенсию, занимался теперь уже гражданским изобретательством в собственной мастерской и умер в 1970 году.
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: