«Лента» ведет переговоры о покупке российских магазинов финской компании Prisma. Каким образом падение покупательской способности россиян и введение санкций лишили отечественный рынок иностранных игроков, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».
Санкции вытесняют иностранных игроков с рынка
Российский ретейлер намерен приобрести магазины финской сети Prisma, находящиеся на территории Санкт-Петербурга. «Лента» заинтересована в увеличении своего присутствия в Северной столице, однако конкурентов, которые она могла бы поглотить, в городе почти не осталось. Отмечается, что компания также ведет переговоры с двумя другими представителями отрасли в Петербурге.
На финансовые результаты финнов в городе на Неве повлияло введение санкционных ограничений, которые затормозили развитие сети на российском рынке. Бизнесу удалось открыть несколько магазинов в период с 2019 по 2020 год, но, учитывая спорный выбор их расположения, появление новых точек вряд ли можно назвать прогрессом. Так, одно из новых представительств уже закрылось в текущем году, а на его месте появилась «Мини Лента».
Генеральный директор Prisma в РФ Марита Коскинен заявляет, что компания находится в активной стадии переговоров по открытию новых объектов, однако спустя полгода после данного сообщения никакой дополнительной информации не последовало. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге находится порядка 16 гипермаркетов, супермаркетов и мини-маркетов бренда.
В последнее время «Лента» ведет политику покупки других региональных торговых сетей. Она не так давно поглотила компании Billa и «Семья», а еще в 2016 году приобрела сеть финских гипермаркетов «К-Руока», также располагавшихся в Северной столице. Решение продать свои магазины российскому игроку было принято из-за невозможности продолжать работу в условиях санкций.
Ограничения добили иностранных игроков
Приход многих зарубежных ретейлеров на рынок РФ был связан с поставками товаров из домашних регионов, но смена парадигмы в 2015 году вызвала необходимость резко перестраивать бизнес-модель, сообщил ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
«Компании, естественно, не были готовы к введению санкций, однако их проблемы начались еще за пару лет до этого. Многие иностранные игроки позиционировались как магазины среднего и среднего плюс сегмента, а падение доходов населения России никак не способствовало притоку клиентов в сети подобного уровня», – отмечает Федяков.
Эксперт утверждает, что заменить ассортимент товаров с зарубежных на отечественные не так сложно, но уменьшение платежеспособной аудитории привело к регрессу нашего потребительского рынка, что отразилось на финансовых показателях зарубежных ретейлеров на российском рынке.
«Это подтверждает то, что подобная ситуация наблюдалась не только в сегменте продуктов питания. С нашего рынка ушли иностранные представители рынка бытовой электроники, а также некоторые игроки индустрии моды», – замечает Федяков.
По мнению специалиста, не стоит связывать проблемы европейского бизнеса в РФ исключительно с санкциями, ведь они скорее усугубили ситуацию, которая образовалась из-за экономических факторов, тогда как в условиях роста доходов населения ограничения вряд ли стали бы причиной ухода зарубежный компаний с российского рынка.
Компани развивает все направления бизнеса
В третьем квартале 2021 года «Лента» завершила две сделки по слиянию и поглощению и приступила к интеграции 234 магазинов Billa и «Семья», а также их трех распределительных центров и порядка 6,6 тысячи сотрудников. Компания рассчитывает, что данный ход позволит ей укрепить свои позиции в Москве и Перми за счет уже устоявшегося трафика в местах расположения данных точек.
При этом бизнес активно развивает онлайн-направление, которое вместе с партнерами приносит более 30 тысяч заказов ежедневно. Недавно компания объявила о заключении соглашения с Ozon и AliExpress Russia, что, как ожидается, поможет увеличить количество интернет-заказов за счет охвата более широкой базы пользователей.
Под влиянием современных тенденций рынка в отчетном квартале «Лента» ускорила развитие нового для нее формата мини-маркетов, запустив порядка 36 соответствующих магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. Современный покупатель все чаще стал делать выбор в пользу небольшого магазина рядом с домом, нежели крупного гипермаркета.
По итогам третьей четверти года компания получила выручку в размере 118 млрд долларов, что на 13,3% выше аналогичного периода годом ранее. Отмечается, что предыдущем квартале объем трафика и уровень спроса вернулись к допандемийным значениям, прибавив 17,8%, что в месте с увеличением торговых площадей на 15,5% позволило бизнесу достичь указанных показателей выручки.
Евгений Рюмкин
Подпишись: