Подавляющее большинство граждан нашей страны, да и все нормально мыслящие люди Запада, восхищаются работой Воздушно-космических сил России в Сирии. За две недели на Ближнем Востоке они достигли реальных результатов. Гораздо больших, чем США и все их союзники по так называемой «международной коалиции» борцов с «ИГ» за полгода их «точечной» работы.Лишь мужество и высочайший профессионализм сирийских вооруженных сил позволили государству сохранить свою легитимность. Выстоять против хорошо проплаченной и вооруженной армии «Исламского государства».
Это чувство справедливо. Но при этом мы почти ничего не знаем о том, как воевала и воюет сирийская армия и ее военно-воздушные силы. А ведь именно они не дали боевикам-исламистам взять под контроль всю страну.
Думаю, воины Дамаска достойны самых добрых слов в свой адрес. Не стану делать подробный анализ их боевых успехов и, конечно же, неудач. Расскажу, в общем-то, о том, что лежит на поверхности, но так и остается вне массового российского сознания.
Вспомним, сколько грязи вылили на свою же бронетанковую технику бывшие руководители нашего военного ведомства. Мол, время танков прошло, курских битв больше не будет, бронетехника в городах беззащитна - и многое в том же духе. Действительно, во время боев в Грозном российские танки горели, как спички. И на самом верху был сделан вывод: танки России больше не нужны, их время окончилось в ХХ веке. Были закрыты работы над объектом 195, все БМП и БМД публично объявлялись «бронированными гробами». Фактически уничтожили Научно-исследовательский испытательный институт бронетанковой военной техники в Кубинке. Лишь чудом вообще все работы над бронетехникой в России не прекратились. И сегодня мы имеем «Армату»…
Казалось бы, какое отношение весь этот пафос с нотками печали имеет отношение к Сирии? Самое прямое.
У нас оплевали даже самые современные разработки отечественных танкостроителей. А вот сирийские танкисты на стареньких Т-72 воевали и воюют в разрушенных городах. И достаточно успешно.
Когда-то один спецназовец, прошедший и Афган, и Чечню, и много чего еще, сказал мне: лучший антиснайпер – это танк. Мотивировал так: у танка прекрасная оптика, в том числе – ночная, пушка бьет очень точно на несколько километров. Снайпер с самой лучшей винтовкой точно стреляет максимум на километр, в исключительных случаях – на полтора. То есть, там, где есть танк с профессиональным экипажем, снайпер объективно не сможет работать – его оптику засекут, а выстрел из танковой пушки не оставит шансов уцелеть.
Так вот, сирийские танкисты выискивают снайперов, которые прячутся в развалинах далеких домов, и уничтожают их. Они не боятся гранатометчиков и смело вступают с ними в дуэльные поединки. И почти всегда выходят победителями. В интернете был показательный сюжет. По улице разбитого города медленно двигаются два танка, прикрывая друг друга. На их башнях установлены видеокамеры, и можно видеть, как рыскают стволы в поисках возможной опасности. А она реально существовала. На втором этаже одного из разрушенных домов затаился боевик с РПГ-7 в руках. Ему по рации передавали данные о приближающихся танках. «Игиловец» ждал, когда машины подойдут ближе, чтобы ударить в верхнюю часть башни. Все это снимал на видеокамеру его напарник.
Сирийский Т-72 подошел прямо под выстрел. Боевик прицелился и пустил ракету. Она попала в башню, но – прямо в блок динамической защиты, который сработал и не дал кумулятивной струе пробить башню. Второй танк, прикрывавший первый, почти мгновенно задрал и довернул пушку. Выстрел! Пляшущий от счастья боевик – он же был уверен, что уничтожил бронированную машину – отплясался… И все это снято на камеру.
Появился этот очень показательный монтаж потому, что здание, из которого стреляли, очень скоро зачистил сирийский спецназ. Его бойцы нашли видеокамеру в руках убитого боевика. Так удалось соединить кадры, снимаемые с башен сирийских танков и из засады террористов. В принципе, подобный «клип» надо бы включать в образовательный процесс при подготовке профессиональных танкистов.
Вот что значит грамотная установка всех защитных комплексов на танк. И тогда не будут они даже в условиях города гореть как спички. Почему этой защиты не было на машинах, брошенных в Грозный? Спрашивать надо не с погибших танкистов, а с тех многозвездных генералов, которые потом в прямых эфирах вещали, что время этих боевых машин ушло.
У сирийцев далеко не самая новая динамическая защита, да и та почти вся уже отработана. Но они не боятся идти в бой. Они давно используют эффективную тактику применения бронетехники в городских условиях и свели свои потери к минимуму.
Очень грамотные тактические действия сирийских танкистов позволяют им быть «хозяевами горы». Совсем недавно в интернете появился интересный сюжет, похожий на тот, о котором говорилось выше. Показано, как боевики-исламисты стреляют по танкам сирийской армии из очень мощных РПГ, орут свои «мантры», потом «добивают» Т-72 из пулемета ДШК. Радости их нет границ. И тут – взрыв! В оператора реактивного противотанкового гранатомета попадает танковый снаряд «уничтоженного» Т-72. Видеокамера его, похоже, уцелела…
А теперь – о сирийской авиации. На ее вооружении старые МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-25, вертолеты Ми-8 и Ми-24. Чисто теоретически на сегодняшний день ни один самолет или вертолет ВВС Сирии уцелеть не мог. Для них катастрофически не хватало запчастей, существовала проблема с боеприпасами, особенно современными, кончался моторесурс. Можно сказать, что они летают на честном слове. И не только летают, воевали и воюют до сих пор. Даже старому МиГ-29 – основному истребителю ВВС Сирии – нет равных по динамическим характеристикам, а мастерство и отвагу сирийских пилотов переоценить невозможно. В Сети немало видеоматериалов, выложенных боевиками различных террористических организаций. На них – атаки самолетов и вертолетов сирийских ВВС, а теперь уже и российских ВКС по их позициям, а также охота на эти машины.
Хотелось бы сказать о прошлогодней, но отнюдь не устаревшей съемке. Сделали ее задолго до появления в Сирии наших «сушек». Видно: МиГ-29 без всякого прикрытия, на предельно малой высоте ищет цель, находит, затем свечой уходит вертикально вверх, разворачивается, пикирует и бьет неуправляемыми ракетами. Отстрелявшись, истребитель вновь резко уходит вверх. Слышны крики боевиков, свидетельствующие о том, что их объект поражен, а также треск пулеметных очередей – по самолету активно стреляют, но попасть не могут. К счастью для пилота МиГ-29, у боевиков нет «Стингеров», так как истребитель не отстреливает пиротехнические ловушки, которые уводят в сторону ракеты с инфракрасными головками самонаведения.
Вот как это, на правах анонимности, объясняет один из ведущих специалистов Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна». По его словам, у сирийских ВВС в 2014 году просто кончились ловушки, а выполнять боевые задачи надо. В такой ситуации помочь могли только отвага и мастерство пилота. Высший пилотаж МиГ-29, который виден на этих кадрах, по словам специалиста, не может повторить ни один самый современный иностранный истребитель. А из российских – только те, у которых есть отклоняемый вектор тяги.
То есть МиГ-29, созданный сорок лет назад, по сей день остается лучшим по маневренности и динамическим характеристикам фронтовым истребителем в мире.
Нельзя сказать, что помощь со стороны нашей страны до ввода в Сирию самолетов ВКС отсутствовала. Ранее в прессе проходила информация о том, что за минувший год российские специалисты провели модернизацию почти всех уцелевших сирийских МиГ-29 до уровня 4+. Сейчас они могут вести огонь управляемым оружием не только по всем типам воздушных, но также по наземным и морским целям. При этом вычислительный комплекс истребителя держит под прицелом сразу восемь целей и может атаковать четыре из них. И недруги Сирии об этом знают. Этому, кстати, есть очень красноречивое свидетельство.
Видеосюжет, о котором идет речь, завершается очень символично. Пилот МиГ-29, уничтожив наземные цели неуправляемыми ракетами и расстреляв их все, наверное, заметил блеск объектива снимающей его камеры. Истребитель взмыл круто вверх, развернулся, вошел в пике, у земли выровнялся и пошел прямо на точку, где прятались операторы «ИГ», после чего буквально в упор открыл прицельный огонь из пушки. Вопли террористов, разрывы снарядов и… темнота. Это говорит об абсолютном бесстрашии летчика и его уверенности в своей машине. В старой машине, надо добавить.
Можно предположить, что разбитая камера с уцелевшей картой памяти попала в руки солдат сирийской армии, и самоуничижительная для террористов запись появилась в интернете.
А вот, что случилось относительно недавно. Генштаб Турции заявил, что неопознанный МиГ-29 в понедельник, 5 октября, взял на прицел восемь турецких истребителей, патрулировавших границу с Сирией. Анкара, заявив дежурный протест, не стала расписывать подробности, а они интересны.
Как стало известно из весьма осведомленных источников, глубоко модернизированный сирийский МиГ-29 действительно патрулировал небо своей страны. Без всяких намерений вторгнуться в воздушное пространство сопредельного государства. Однако на его перехват бросились сразу восемь новейших Ф-16С ВВС Турции. Пилоту МиГа об этом сообщили и рекомендовали вернуться на базу. В случае боевого конфликта шансов уцелеть у него действительно не было: один против восьми.
Однако МиГ-29 развернулся и пошел навстречу турецким истребителям, оставаясь над своей территорией. Летчик ведь пилотировал не старый, а очень даже обновленный истребитель. Прицельный комплекс МиГ-29 взял на обработку все восемь турецких машин, данные четырех были введены в блоки управления ракет воздух-воздух. Надо отдать должное авионике Ф-16С. Радарные и вычислительные системы истребителей американского производства определили, что их машины под прицелом, уйти от ракет будет невозможно.
Восемь турецких истребителей развернулись первыми и вернулись на свою базу. Сирийский истребитель, не пересекая чужой границы, тоже развернулся и с победным набором высоты ушел домой.
Ситуацию 5 октября нельзя расценивать как некую провокацию со стороны ВВС Сирии. Восемь турецких Ф-16С первыми взяли на прицел один МиГ-29 и готовы были разорвать его в клочья. Но сирийский пилот оказался в небесном поле настоящим воином, не испугался и показал, что в случае атаки будет драться. Один против восьми.
Вообще-то таких критических ситуаций не должно быть в принципе. Дамаск и наши Воздушно-космические силы в Сирии воюют против «ИГ». Анкара тоже входит в международную коалицию, воюющую против террористов. Всей западной группировкой руководит Пентагон. По логике, мы по одну сторону баррикад. Надо не держать в прицеле самолеты друг друга, а всячески помогать друг другу в борьбе с общим врагом.
Вместо этого в западной прессе все чаще проскакивают сообщения о том, что не только турецкие летчики постоянно целятся в сирийских, но и пилоты истребителей НАТО все чаще смотрят на российские «сушки» в прицелы своих истребителей. А недавно США заявили, что не намерены сотрудничать с Россией в том случае, если самолеты тех стран, что борются с «ИГ», вдруг будут сбиты и их пилоты окажутся на территории, контролируемой боевиками.
За океаном, наверное, уверены: с их асами никогда ничего плохого случиться не может в принципе. Пусть вспомнят падение своего «Черного ястреба» в сомалийском Могадишо в 1993 году. Город был набит войсками ООН, но именно из-за отсутствия четкой координации спасательных действий американских вертолетчиков и спецназовцев спасти не удалось. Между прочим, и союзникам США не помешает вспомнить, как нелюди живьем сожгли иорданского летчика, сбитого над территорией, оккупированной боевиками «Исламского государства».
Пока же реальную борьбу с международными террористами – без всякой международной поддержки – на территории Сирии ведут только вооруженные силы, верные Дамаску, и Воздушно-космические силы России. Ведут весьма успешно.
Читайте нас: