Лента новостей

16:10
GSC Game World раскрыла, когда выйдет первый патч для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и какие улучшения в него войдут
16:06
Меркель назвала правильным решением не принимать Украину в НАТО
16:05
Чиновника Минобороны приговорили к 17 годам заключения
16:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 25 ноября
16:03
Украинский депутат спрогнозировал выход США и ЕС из конфликта
15:58
Инфраструктурные войны: Запад осознал себя в новой реальности
15:54
Рябков допустил возможность размещения РСМД в Азиатском регионе
15:43
Война на Украине (25.11.24): Фронт местами рушится, пехоты не хватает — офицеры ВСУ...
15:41
Битва за Купянск - тут просто Ад
15:37
Игры S01E01 (часть 3)
15:25
Дать на орехи: почему на Западе забыли про «красные линии»?
15:11
Экс-глава ЧВК Blackwater констатировал, что Украина не сможет вернуть потерянные территории и призвал завершить конфликт
15:10
Офицер ВСУ: российские войска скоро вытеснят нас из Курской области
14:54
Корабль снабжения нового типа пополнил состав ВМС Франции
14:45
Свежая фронтовая сводка от Юрия Подоляки на 25.11.2024: Российские войска закрепляют успехи, фронт ВСУ рушится
14:17
Имперский зуд толкает Британию на самоубийственную помощь Украине
14:11
ВС РФ восстановили Leopard 2A4 до ходового состояния
13:51
Некоторые витамины для беременных оказались потенциально опасными
13:35
На Украине лишат брони от мобилизации значительную часть из 1,6 млн работников предприятий
13:34
Депутат Госдумы: России не хватает своих сварщиков, которым готовы платить по 300 тысяч рублей
13:12
Битва за Курахово и Купянск: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 25 ноября 2024 года
12:54
Орешник – наглядное предупреждение для Запада
12:48
Во поле орешина, в ВС - «Орешник»
12:47
В Ростове-на-Дону правоохранители задержали высокопоставленных чиновников
12:46
Боевики ВСУ и французские наёмники расстреливали мирных жителей Селидово в ДНР
12:45
Дугин обвинил иноагентов и трансгендеров в организации майдана в Грузии
12:44
Родители школьников жалуются в Госдуму на слишком высокую нагрузку на детей в школах
12:06
Орешник - наглядное предупреждение для Запада
11:56
Важная помощь от читателей «Русской Весны» бойцам «Отважных», наступающим на Курахово (ВИДЕО)
11:54
С Западом не заодно: для чего Венгрия идёт в Африку?
11:51
В Германии потребовали от Украины компенсации за ущерб после подрыва «Северных потоков»
11:50
Западные страны снова начали обсуждать отправку войск на Украину
11:41
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 25 ноября, день
11:12
AMD укомплектовала некоторые Ryzen 7 9800X3D «микропроцессором» на верёвочке
10:53
ОАК убрала руководителей Туполева и Яковлева
10:02
Фронты трещат: Юрий Подоляка рассказал о ситуации в зоне СВО на утро, 25.11.2024
09:59
В России придумали, как сделать незамерзающие АКБ для электромобилей
09:44
Разработан новый план размещения южнокорейских истребителей F-35A
09:36
Украина атаковала российские регионы ракетами и боевыми дронами
09:26
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.11.2024
09:19
Озвучены планы Трампа по увольнению 15 тысяч военных
09:11
Ситуация в Курской области сегодня, 25.11.2024: бои за Дарьино, пленные наемники и уничтожение техники ВСУ
09:00
Нужны ли российской армии северокорейские разведывательные БПЛА
08:59
Операция «Буря в пустыне» как репетиция войны НАТО против России в Европе
08:45
The Economist: военнослужащие ВСУ готовы сложить оружие и сдать территории России
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»Живая история. Как частный подмосковный музей оживил редкую технику начала войны

Живая история. Как частный подмосковный музей оживил редкую технику начала войны


Мотоцикл Zündapp KS 750 Глеб Ирисов/ТАССЛегкий танк Т-26 Глеб Ирисов/ТАССТанк Т-34 образца 1940 года Глеб Ирисов/ТАССАртиллерийский тягач "Комсомолец" Глеб Ирисов/ТАССCамолет Як-1 Глеб Ирисов/ТАСССамолет Hawker Hurricane Глеб Ирисов/ТАССТанк M3 Stuart Глеб Ирисов/ТАССКомандирский танк Panzerbefehlswagen III Глеб Ирисов/ТАССИстребитель Messershmitt Bf-109 Глеб Ирисов/ТАССПаровоз BR-52 Глеб Ирисов/ТАСС

22 июня в России вспоминают одну из самых трагических дат в нашей истории — день нападения нацистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. Начальный период считается одним из наиболее сложных в изучении, в том числе и для специалистов, занимающихся военной техникой противоборствующих сторон. Подавляющее большинство боевых машин, с которыми войска СССР и Германии вступили в бой, не дожили до конца войны и так и остались в лесах, полях, болотах либо были переплавлены на металл.

"Тематика начала войны очень интересна, она достаточно мало освещалась в нашей стране. Июнь 1941 года, июль, да и даже осень 1941-го, — рассказал ТАСС эксперт музея Евгений Лебедев. — У нас есть поисковый центр, экспедиционный центр, где работает группа экспертов, группа поисковиков, которые занимаются выездами, совместными экспедициями. Например, была несколько лет назад у нас экспедиция совместно с Минобороны России, совместно с Русским географическим обществом (РГО), Российским военно-историческим обществом (РВИО) на остров Большой Тютерс на Балтике, где до сих пор в огромных количествах находят боеприпасы и различное вооружение".

За годы своей работы музей создал уникальную для нашей страны коллекцию техники, в том числе и начального периода войны. Фактически разработана целая технология по поиску, изучению и восстановлению уникальных исторических артефактов. При этом процесс необычен еще и тем, что в большинстве случаев образцам техники возвращается почти полная исходная функциональность, в том числе и возможность движения.

"Мы стараемся все, что у нас есть, доводить до уровня действующего образца, ходового макета. Наш музей — мы его называем "музей живой истории", мы стараемся максимально соответствовать этому", — отметил Лебедев.

Реставрация

В музее создана большая система реставрационных мастерских, где способны восстановить почти любой найденный образец, будь то танк, самолет или даже паровоз. Реставрация проводится по двум возможным вариантам: либо с сохранением максимального количества оригинальных материалов и устройств, с их консервацией и бережным восстановлением, либо с возвратом функциональных возможностей образца техники, в том числе его способности двигаться.

"Технологий реставрации много разных. Каждый случай реставрации, будь то машина, самолет, танк, — он индивидуален. Приходит либо более-менее целый корпус, либо груда ржавого железа, из которой реставраторам предстоит что-то воссоздать", — пояснил Лебедев.

По его словам, первым делом проводится дефектовка и понимание, чего не хватает для реализации проекта. "Затем проходит этап разработки процесса реставрации, сидят инженеры, механики, реставраторы, руководители реставрационных бригад и для себя понимают, что за чем предстоит делать, имеет ли смысл сохранять оригинальный двигатель, или надо поставить современный, для того чтобы машина была на ходу", — уточнил он.

"Реставрация всегда занимает не один год. К примеру, самолет Як-1 находился у нас в реставрационных мастерских порядка двух с половиной лет. Есть машины, которые у нас по десять лет в реставрации находятся, потому что на них некоторых деталей найти не представляется возможным", — отметил эксперт музея.

Многие экспонаты после такой реставрации попадают на подмосковный кинокомплекс "Военфильм-Медынь", одним из основателей которого также является руководитель музея Вадим Задорожный. Что касается, пожалуй, самой сложной и ответственной реставрации — восстановления авиационной техники, музею также удалось воссоздать до состояния летной годности целый ряд уникальных самолетов.

"У нас есть фонд и эскадрилья "Крылатая память Победы", который занимается под руководством Вадима Николаевича Задорожного и директора этой эскадрильи Бориса Леонидовича Осятинского восстановлением самолетов времен Великой Отечественной войны до летного состояния. Там уже более десятка самолетов. Все эти машины найдены нами на местах боев и из обломков восстановлены до летного состояния. Из начального периода войны у нас есть И-16, И-153, а также И-15бис", — сообщил Лебедев.

Ранние советские танки

Сложность поиска и восстановления советской техники начального периода войны связана с характером боевых действий того времени. Огромное количество того, что было на вооружении РККА, вскоре после 22 июня 1941 года было безвозвратно утеряно или погибло в тяжелейших оборонительных боях. Однако коллективу Музея Задорожного удалось найти и восстановить много ставших редкими сейчас образцов вооружений, с которым Красная армия встретила агрессора летом 1941-го.

Одним из самых многочисленных танков, находившихся на вооружении на момент начала войны, был легкий Т-26 разных модификаций, однако почти все они были потеряны в первый год боев. На данный момент сотрудниками музея восстановлено уже шесть машин этого типа. Есть командирский вариант, с ночными прожекторами и радиостанцией.

Есть в музее и боевая машина, переломившая ход войны, — знаменитый Т-34. Но это не тот Т-34-85, который все привыкли видеть на постаментах и военных парадах 9 мая, а ранний танк образца 1940 года, который стал для немецких войск большим сюрпризом уже в первые недели боев. "Танк одной из ранних серий Т-34. Он на ходу. Мы их достаточно много сейчас восстанавливаем. Начались серьезные поисковые работы по России, как со стороны Минобороны, так и со стороны структур, связанных с РГО, с РВИО. Находок ранних Т-34 сейчас начинает появляться много", — уточнил Лебедев.

Экспозиция музея содержит и не настолько известные экземпляры, к примеру, в их числе целая линейка разнообразных плавающих и легких танков предвоенного периода и начального этапа войны. 

"Т-60 один из самых интересных наших танков, его планировали использовать как десантный, подвешивали его под самолет ТБ-3. Связывало его с авиацией еще и наличие скорострельной пушки ШВАК, переделанной для наземного использования. Самое массовое их использование — это битва под Москвой", — заявил эксперт.

В музее можно найти и совсем малозаметные, но очень интересные экземпляры советской бронетехники начального периода войны, такие как артиллерийский тягач "Комсомолец".

Этот маленький гусеничный вездеход ставит под сомнение всеобщее убеждение в том, что Красная армия была намного менее моторизована, нежели немецкий вермахт, ведь на начало войны этих машин было уже достаточно много. "По тракторам и артиллерийским тягачам мы превосходили иногда немцев. Но не очень правильное использование привело к тому, что мы их достаточно быстро потеряли", — прокомментировал специалист музея эту необычную машину.

Уникальный советский самолет

Помимо восстановленных летающих образцов ранней авиационной техники, таких как И-16 или И-15, есть и уникальные образцы, сохраненные в первозданном виде. К таким экспонатам относится принятый на вооружение перед самой войной и очень перспективный для своего времени советский истребитель Як-1.

"22 июня эти машины уже встречали немецкие самолеты на прифронтовых аэродромах и вступили в бой. Вот эта машина попала в самом начале войны в истребительный авиаполк Северного флота", — сообщил Лебедев.

По его словам, самолет с остановившимся мотором сел на лед озера Кривое на Кольском полуострове и ушел на дно, где и находился до 2010–2011 годов. Музеем совместно с фондом "Крылатая память Победы" был осуществлен подъем самолета.

"Ценность этой машины в том, что он оставлен практически в оригинальном состоянии. На сегодняшний день это единственный ранний самолет Як-1, сохранившийся в мире из более чем 8 тыс. построенных машин", — отметил эксперт.

Техника от союзников

Особый интерес представляет техника, поставлявшаяся в самом начале войны от Великобритании, еще до официального запуска ленд-лиза. В этом контексте в авиационной части экспозиции представлен самолет Hawker Hurricane.

"Мало кто помнит, что в сентябре 1941 года в Мурманск прибывает английское 159-е авиакрыло Королевских военно-воздушных сил на самолетах Hurricane для прикрытия Мурманска. Оно было сформировано в Великобритании, и на кораблях самолеты везли в Архангельск и в Мурманск. Один из этих самолетов представлен тут у нас", — говорит Лебедев.

По его словам, уже в конце сентября — начале октября 1941 года этот самолет был передан британской стороной в дар командующему авиацией Северного флота генералу Кузнецову, который стал первым летчиком, освоившим этот тип авиатехники союзников. Вторым, кто поднялся на этом самолете в небо Заполярья, был дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов.

Также в экспозиции музея помимо авиации есть ранняя ленд-лизовская бронетехника, представленная танками "Стюарт-1" (Light tank M3 Stuart), которые были найдены на местах боев и восстановлены до ходового состояния.

Техника стран "оси"

Имеется в музее и большое количество техники наших противников. Причем можно найти не только ранние немецкие танки, но и совсем редкую японскую бронетехнику.

Большое количество восстановленных танков — это чехословацкие "Панцер 38" (Panzerkampfwagen 38), являвшиеся одними из самых массовых танков, находившихся на вооружении немецких войск на начало войны против СССР. Один из образцов — пример мастерской работы реставраторов. 

"Эта машина собрана практически заново и уже успела поучаствовать в съемках фильма "Подольские курсанты" на киностудии "Военфильм", которая является нашим партнером", — показал эксперт музея уже успевший попасть на киноэкраны танк.

Есть и очень редкий ранний командирский "Панцер III" (Panzerkampfwagen III). "Найден на местах боев и сейчас готовится к установке на ход. Танк с имитацией пушки — в командирском танке у немцев пушки не было, — рассказывает Лебедев. — Немецким командирам танков предписывалось в бой не вмешиваться, они должны были руководить из тыла своего подразделения. Зато у этого танка стоят дополнительные радиостанции".

Больше всего внимание привлекает необычный японский легкий танк "Ха-Го", который был обнаружен специалистами музея во время экспедиции на Курильские острова. Ранних японских танков было произведено не очень много ввиду специфики театра военных действий, на которых они применялись, и обнаружить подобный является большой удачей. Он, как и многие другие экспонаты, полностью восстановлен и поставлен на ход.

Немецкая авиация раннего периода представлена найденным в болотах истребителем "Мессершмитт" (Messershmitt Bf-109). Благодаря почти полностью металлическому корпусу самолет удалось сохранить практически в исходном состоянии, во многих местах даже видно оригинальную окраску фюзеляжа.

И многое другое

Помимо вышеупомянутой техники периода начала Великой Отечественной войны Музей Задорожного располагает большими экспозициями советских, американских и немецких военных мотоциклов, коллекцией стрелкового оружия всех этапов Второй мировой, а также экспозицией военных автомобилей, начиная от знаменитой полуторки и заканчивая ленд-лизовским джипом Willys.

Есть в экспозиции целый советский военный железнодорожный эшелон и даже настоящий немецкий паровоз BR-52. По словам представителя музея, с паровозом также был проведен целый цикл реставрационных работ.

В целом коллекции музея представляют огромный интерес как для простого обывателя, желающего приобщиться к истории техники различных периодов, так и для профессионалов, экспертов и историков, которые могут найти и изучить здесь уникальные и подчас единственные в своем роде экспонаты, бережно сохраненные либо восстановленные коллективом реставраторов. То количество разнообразной довоенной техники и образцов первого года Великой Отечественной войны, что мы смогли найти в экспозициях музея, является прямым тому подтверждением.

Глеб Ирисов



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





1 комментарий

  1. Маршал
    караванбаши

    это очень важно - видеть, как начинали драться с германцами, на какой технике...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх