По морям, по волнам, нынче здесь, а завтра там...
Системы ВКП – воздушных командных пунктов в те годы ещё не существовало, она появится позже, во второй половине 60-х и далее. Не было ни аппаратуры, способной уместиться в тогдашние самолёты и обеспечивающей устойчивую связь и боевое управление. Ни подходящих самолётов ещё не было, да и главное – не было особой нужды. Крайне низкая точность тогдашних средств доставки, пусть и компенсируемая избыточной мощностью при поражении площадных целей, при поражении заглублённых защищённых целей была определяющим фактором, почему тогдашние МБР, БРПЛ или БРСД были против таких целей малоэффективны. Вопрос с подвижными КП решался иначе.
Американцы в рамках программы NECPA (National Emergency Command Post Afloat) построили два плавучих запасных КП для руководства. Одним был Northampton CC-1 («Нортхэмптон»), то есть «командный корабль». Изначально это был лёгкий крейсер ранней послевоенной постройки типа «Орегон-Сити», достроенный как командный лёгкий крейсер, а затем перестроенный уже как КП для военно-политического руководства. Вторым кораблём был СС-2 Wright («Райт»), изначально – лёгкий авианосец типа «Сайпан». Особенно с размахом был обустроен второй корабль: размеры авианосца позволяли разместить там массу мощной и объёмной аппаратуры, обустроить кучу помещений для штаба и руководства, да и обслуживающего персонала можно было взять изрядно. Там одних специалистов по связи было около 200 чел. На нём базировались вертолёты и даже уникальный для начала 60-х беспилотный вертолёт с протяжённой антенной сверхдлинноволновой радиосвязью! Были планы превратить в третий «командный корабль» одну из первых атомных подлодок США, но не срослось. Сценарий их использования предполагал эвакуацию на них руководства в кризисный период, до начала возможной войны, а не в самом её начале. Но даже в «Карибском кризисе» руководства на них не было, хотя «Нортхэмптон» был подготовлен к его приёму.
Корабли эти редко использовались по назначению, хотя президенты Кеннеди и Джонсон на них бывали на учениях и даже изредка ночевали. После 1970 года их вывели в резерв, а в 1977-1980 гг. – утилизировали. Наступила эра ВКП. К слову сказать, первый ВКП у США, EС-135J Night Watch, хоть и заступил на службу ещё в 1962 году, но был неудачен и мог находиться в небе достаточно ограниченное время.
А что Лондон?
А как планировали пережить ядерную войну в те годы руководители Соединённого Королевства, которое на тот момент было ещё весьма могущественным государством? В «холодной войне» планы выживания британского правительства действительно разделены на 3 основных этапа. Первый, продолжавшийся до начала 1950-х годов, предусматривал широкое использование устаревших убежищ времён Второй мировой войны в Лондоне, таких как «Цитадель» Адмиралтейства, «Военные комнаты кабинета министров» и другие подобные убежища.
Тогда предполагалось, что будет сброшено относительно небольшое количество атомного
С середины 1950-х годов, когда появились водородные бомбы и баллистические ракеты, боеприпасов стало куда больше и точность доставки повысилась – стало ясно, что шансов на то, что Лондон переживёт ядерную атаку, практически нет, и что правительство будет уничтожено в этих старых убежищах. Британское планирование тогда было сосредоточено на рассредоточенной системе правительственных штабов, использующих множество устаревших бункеров и некоторые другие объекты, включая подземные заводы Второй мировой войны, и каждый штаб должен был бы управлять своим регионом. Точнее, тем, что от него осталось. Каждый регион будет иметь уполномоченного (обычно старшего министра) и поддерживаться различными ветвями власти для наблюдения за выживанием и восстановлением (были такие надежды).
Эта форма регионализированного управления просуществовала до конца «холодной войны», и, как бы немодно это ни звучало, Великобритания на самом деле была довольно хорошо организована (британцы так считают, у русских на этот счёт было иное мнение), когда дело дошло до планирования работы местных, региональных и центрального правительства в Третьей мировой войне. Со временем стало ясно, что по всей стране были предприняты огромные усилия по строительству всевозможных рассредоточенных защищённых объектов различного уровня. Вряд ли бы это спасло британцев от разгрома, но планы их были более проработанными, чем у тех же США в те же годы, хотя и в подмётки не годились планированию СССР в этом вопросе и его союзников.
Коршэм – как из старого авиазавода сделать что-то полезное
А что с самой центральной властью Королевства? С середины 1950-х до 1968 года план был прост – правительство должно было массово высадиться на объект в Коршэме, известный под разными названиями, включая STOCKWELL, TURNSTILE, BURLINGTON, EYEGLASS.
Объект Коршэм, план сооружений
В мирное время это место не было «заселено», его местоположение было засекречено, и только крошечная горстка людей знала истинную природу того, что там происходило. Ну, конечно, это так думали в Лондоне, а в Москве-то знали – «Кембриджская пятёрка» и другие наши разведчики работали очень эффективно. Были составлены обширные планы, согласно которым в случае активизации деятельности правительственные ведомства будут мобилизованы для поездки на объект в Коршэме по тщательно разработанным планам. По прибытии были заранее организованы офисные блоки и телефонные номера – ныне же можно посмотреть в бывшем сверхсекретном телефонном справочнике и узнать точный номер комнаты и добавочный номер, необходимый для связи с Первым морским лордом или Премьер-министром. Объект, во время Второй мировой войны бывший подземным авиазаводом, был расположен в старых каменоломнях, и он был огромен. По крайней мере, он был таковым для тех лет. Он располагал достаточным пространством, чтобы около 4000 человек могли жить в относительном комфорте, он имел множество столовых (в том числе одну для старших гражданских служащих и женскую столовую), больницу с операционной, несколько офисных блоков и огромный набор средств связи, позволяющих британскому правительству вести войну.
Коршэм был великолепной центральной штаб-квартирой для правительства в плане удобства нахождения там, но он также был очень уязвимой целью. В случае всеобщей войны, в тот момент, когда он вышел в эфир, он передавал бы сигналы и был бы легко обнаружен (это если забыть о том, что Москва о нём и так знала). Его бы наверняка разрушили прямо в начале войны, ведь он был не настолько уж глубоко заложен. Да и не обязательно разрушать такой объект полностью – более поздняя тактика борьбы со сверхзащищёнными крупными бункерами предполагает нанесение ударов по всем возможным разведанным выходам с объекта, что привело бы если не к уничтожению, то к замуровыванию находившихся там на веки вечные, причём без связи – уж после нескольких ударов она вряд ли бы сохранилась. Правда, на тот момент, когда этот Коршэм был основным объектом, нужной точности боевые блоки ещё не обеспечивали.
Но Коршэм было разрушить куда проще, и во второй половине 60-х в Лондоне это поняли. Требовалось иное решение, и англичанам казалось, что они его нашли. Но об этом – во второй части.
Я. Вяткин, специально для "Военного Обозрения"
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: