«Крепость и красота – одежда ее...»
(Притчи 31:25)
(Притчи 31:25)
Музейные собрания рыцарских доспехов и
Главный упор будет сделан на другое: рассказ о создании королем Англии Генрихом VIII (годы правления 1509–1547) королевской оружейной мастерской в своем дворце в Гринвиче, на берегу Темзы и немного ниже по течению от лондонского Сити.
Сюда в 1514 году были привезены одни из лучших оружейников Европы для изготовления доспехов для собственных нужд короля. И они изготовили для него несколько великолепных доспехов.
Но после смерти Генриха в 1547 году, за коротким правлением его сына, мальчика короля Эдуарда VI (1547–1553), последовало правление двух королев, Марии I (год правления 1553) и Елизаветы I (1558–1603), ни одна из которых (как женщины) не нуждалась в личных доспехах. Поэтому мастерская в Гринвиче вместо этого начала производить доспехи для знати, которая купила у короны особые лицензии, дающие им на это особую привилегию.
Король Генрих VIII был во всех отношениях примечательным человеком. Однако нас он интересует, прежде всего, как человек военный, ответственный за безопасность своего государства. А вот тут… было все совсем не так просто.
Например, понимая, что конница французских жандармов – это большая сила, он смог завести у себя в гвардии отряд дворян на «панцирных» конях. Но денег у него хватило всего лишь на 50 человек!
Правда, каждому такому всаднику полагалась «поддержка» из одного всадника в легком вооружении, одного конного лучника и одного слуги. В 1513 году эти всадники сражались в битве при Гунегайте. Но в 1539-ом отряд расформировали по причине излишней дороговизны!
Шлем армэ (1580), вероятно, принадлежавший Перегрину Бертье, лорду Уиллогби Д’Фресби. Работа Гринвичской оружейной мастерской. Королевский арсенал в Лидсе, Англия
Желая ограничить мотовство своих подданных, тративших огромные деньги на модную одежду, он повелел каждому, чья жена носит нижнюю юбку из шелка, а верхнюю – из бархата, содержать еще и… боевого коня, вне размеров своего дохода.
И специальные «маршалы» ходили по балам и смотрели, у кого как одета жена. А потом шли к нему в дом смотреть – содержит он боевого коня или нет. Был принят и другой закон: имеешь ежегодный доход в 100 фунтов – также содержишь боевого коня!
А вот производственной базы для выпуска большого количества доспехов у Генриха не было. Поэтому доспехи приходилось импортировать с материка.
Так, в 1512 году он заказал во Флоренции 2000 комплектов доспехов. (16 шиллингов за каждый. То есть это были достаточно легкие доспехи не слишком высокого качества).
Затем в 1513-ом – 5000 в Милане. А в 1539-ом – 1200 в Кельне и 2700 в Антверпене. Иначе говоря, своих производителей не хватало.
Но были проблемы и с заказом доспехов у известных мастеров.
Типичная работа Гринвичской оружейной мастерской: шлем армэ 1575 г. от доспехов Уильяма Сомерсета, третьего графа Ворчестера. Лондонский Тауэр
Дело в том, что забавный инцидент с Портосом, который не хотел, чтобы с него снимали мерку для костюма, описанный А. Дюма в романе «Виконт де Бражелон», не выдумка.
Считалось оскорбительным измерять монарха либо знатное лицо. Поэтому для этих целей использовали двойников, подбирая соответствующих мужчин по комплекции, росту и осанке. Что было делом отнюдь не легким.
Затем с этого «тела» делали «пандору» – манекен из дерева. И вот его-то и отправляли мастеру за границу.
После чего сделанные доспехи везли заказчику и примеряли на двойнике. Позже опять везли уже на отделку. И вновь возвращали, украсив. Растягивалось все это на большой срок. Да еще случалась и так, что талия двойника не успевала за талией его хозяина.
Словом, лучше всего было иметь мастеров у себя под боком, чтобы ходить к ним на примерку самому – вот облачаться в доспехи для их примерки монархам как раз зазорным не считалось!
И если доспехи для пехоты вполне можно было закупать за рубежом, даже войны этому не мешали, то для своей персоны зависимость от «импорта» казалась оскорблением.
Отсюда и открытая мастерская в Гринвиче. И тамошние мастера со временем выработали свой собственный, очень роскошный «гринвичский стиль». В этом стиле было изготовлено много доспехов, попавших в самые различные музеи. Так что если в дальнейшем нам придется о них рассказывать, то уже без, собственно,
Солдаты и офицеры английской национальной армии эпохи королевы Елизаветы: I. Провинциальный дворянин, 1548 г. В его доспехах сочетаются современные и архаичные защитные приспособления, такие как хауберт (хауберк) или хаубержон (baubergeon). 2. Йомен гвардейского конного эскорта в 1575 г. при Елизавете I. 3–4. Йомен королевской гвардии, 1520 и 1575 гг. Инициалы «ER» появились только в 1570 г., хотя Елизавета взошла на престол в 1558 г. 5. Офицер королевской гвардии, 1520 г. 6. Шотландская легкая кавалерия, 1580 г. 7. Шотландец, около 1580 г. 8. Начальник отряда ирландцев во времена Елизаветы. Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века. Эпоха Ренессанса: Пехота. Кавалерия. Артиллерия. М.: Астрель, 2002, С. 29
Ну а теперь вернемся к рассказу о доспехах Томаса Сэквилла/Саквилла (Thomas Sackville)
– дипломата и писателя, лорда Бакхерста, а впоследствии и графа Дорсета (1536–1608). Свои доспехи он заказал, глядя в «Альмайнский альбом», представлявший серию акварельных иллюстраций, изображавших множество лучших творений гринвичской мастерской под руководством елизаветинского мастера Якоба Гальдера (хранится в Музее Виктории и Альберта, инв. D.586-614-1894).
«Лорд Бакхерста», рисунок доспехов для Томаса Сэквилла, (деталь), 1587. «Альмайнский альбом», мастер Якоб Гальдер. Вот по этому-то рисунку ему их и делали. © Музей Виктории и Альберта
Сэр Томас служил командиром кавалерии во время вторжения испанской армады в 1588 году. И, возможно, что эти доспехи он заказал, чтобы достойно выступать в этой роли. Однако тот факт, что лицензия на заказ доспехов в Гринвиче была предоставлена сэру Томасу, вовсе не обязательно означает, что доспехи предназначались именно для его личного использования. Возможно, что он заказал их в качестве подарка своему сыну сэру Уильяму, который отправился воевать на континенте (и был убит) в 1590-х годах.
Доспехи для Томаса Сэквилла изготовил Якоб Халдер (ум. 1608) где-то около 1587–1589 гг. Материалы: сталь, кожа, золото и медный сплав. Общий вес 32,03 кг. Вес с дополнительным нагрудником (плакарт) – 36,7 кг. © Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон
Гарнитур «для поля» включал в себя сменные части, которые использовались для «настройки» брони для нескольких различных форм «полевого» боя, а не для рыцарских турниров.
Так, в пехоте носили только шлем (без лицевого щитка), кирасу (нагрудник и наспинник) и рукавицы.
Для боя легкой или средней кавалерии, когда владелец сражался верхом огнестрельным оружием, шпагой и легким копьем, могли быть добавлены наплечники и «юбка», а также набедренники. И в некоторых случаях – наручи.
Для кавалерийских атак с копьем наперевес надевали доспехи в наиболее полном объеме, с добавлением усиливающего защиту нагрудника, упора для копья (скоба на правой стороне груди, которая поддерживала копье) и буффа (или баффа) для защиты нижней части лица. А также поножи и латные башмаки.
Доспехи Бакхерста также являются единственным гринвичским гарнитуром, сохранившим оригинальный набор стремян (а они тоже делались разными!). Фактически единственной частью этой брони, которая потеряна, были конские доспехи или, по крайней мере, «бронированное» седло.
Вместо полного забрала теперь на шлемах все чаще использовался предличник бафф, крепившийся не к шлему, а к кирасе. Доспехи Томаса Сэквилла. © Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон
На этой иллюстрации хорошо видно изменение моды на штаны: к 1595 году они стали длинными, хотя «объемности» своей не потеряли. И их также пришлось прикрывать «пышными» набедренниками до самых колен. Обращает на себя внимание дополнительная бронеплита на грудь, имевшая теперь острое ребро посредине. Толщина ее была такова, что пробить ее из пистолета было затруднительно, даже стреляя в упор! Иллюстрация из книги Лилианы и Фреда Функенов «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Средние века. Эпоха Ренессанса: Пехота. Кавалерия. Артиллерия. М.: Астрель, 2002, С. 39
Как и большинство гринвичских доспехов конца XVI века, этот яркий гарнитур богато украшен гравированными и позолоченными «ремнями» и бордюрами.
Основные полосы содержат динамичный узор в виде зигзага, сочетающегося с гильошированием (гильоширование – орнаментальный узор, имеющий вид переплетающихся волнистых линий либо сетки) на затемненном фоне.
Мода на одежду того времени была также отражена в дизайне этих доспехов, имевших вытянутую форму и «голубиную грудь» или «стручок» – стандартную форму мужских дублетов конца 1500-х годов. У него также широкие закругленные набедренные пластины, повторяющие форму мужских штанов елизаветинского времени.
Доспехи Томаса Сэквилла. Вид сбоку. Производят впечатление, не так ли? © Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон
Сохранился ряд других доспехов, которые тесно связаны с доспехами Бакхерста.
Были изготовлены, по крайней мере, четыре других гринвичских доспеха той же декоративной схемы, из которых три сохранились. Это доспехи Джеймса Скадамора (James Scudamore), которые сейчас находятся в Метрополитен-музее.
Причем есть портрет Скадамора в частной английской коллекции, на котором он изображен в этих доспехах. А они показаны в том виде, в каком их следовало носить. В комплекте с богато расшитой юбкой или «базой», замысловатым мечом, поясом для меча и военным поясом. А также с перьями страуса на шлеме.
Есть и другие доспехи. Но о них мы расскажем в следующий раз.
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: