Лента новостей

13:07
Украинские военные возмущены качеством укрепрайонов на Покровском направлении
13:01
Владимир Путин заявил, что Джо Байден предлагал ему отложить вступление Украины в НАТО
12:59
Украинцев призвали сменить веру на иудаизм
12:57
Правительство заявило о создании Национального словарного фонда
12:13
Катастрофа в Актау и загадки авиации
11:56
Российские войска продолжают наступление на ключевых направлениях СВО: сводка на 29 декабря
11:29
В Грузии проходит церемония инаугурации Михаила Кавелашвили. Зурабишвили призывает к протестам
11:28
В Румынии объявили даты проведения повторных президентских выборов
11:24
В Канаде после аварийной посадки загорелся самолёт (ФОТО, ВИДЕО)
11:22
В истории с катастрофой самолёта авиакомпании Azal торчат британские и украинские «уши»
11:19
Кавелашвили вступил в должность президента Грузии
11:07
Очередной F-16 сбит в небе Украины - Новости
10:43
Ракеты, дороговизна и Турандот. С наступающим, Донецк!
10:36
Немецкие миротворцы появятся на Украине только с согласия России — Мерц
10:35
Галущенко заверяет, что Украина обойдется без электроэнергии, поставляемой Словакией
10:34
Илон Маск намерен привести к победе «Альтернативу для Германии»
10:33
Чиновники ДНР не выполнили собственные обещания о водоснабжении в Донецке. Люди надеются на вмешательство федеральных властей
10:32
Российская армия выбьет ВСУ из Курской области к весне 2025 года. Прогноз Bloomberg
10:11
Котел захлопываются, ВСУ в окружении: Юрий Подоляка в свежей сводке от 29.12.2024, последние новости
09:41
Страшные кадры: пассажирский Boeing 737 разбился при посадке в аэропорту Муан, погибли 179 человек (ФОТО, ВИДЕО)
09:39
Японцы, как и Трамп, хотели бы «дружить» с Китаем против России
09:31
Пираты Балтийского моря: во что выльется захват Финляндией российского танкера
09:21
ВСУ 49 раз обстреляли Белгородскую область за сутки: повреждены дома, автомобили, есть пострадавшие
08:37
Пришло время Прибалтике ответить за все - Новости
07:17
Места на кладбище и использованные вещи: британцы дарят друг другу ненужные рождественские подарки — The Guardian
05:45
Самый современный боевой самолет России стал еще быстрее и маневреннее
05:44
Рамадан Абдель Аль: Россия в Тихом океане... Конкуренция с Японией
05:43
ВС РФ заняли село и продвинулись в восьми локациях под Покровском и Курахово
05:42
Непомерная ненависть ко всему русскому
05:40
Учёные нашли способ вернуть раковые клетки в здоровое состояние
03:25
Дракула - воевода
03:03
Кураховская ТЭС пала: новости СВО от 29 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1039-й день спецоперации России на Украине
02:33
РЖД тестируют робопсов для работы на опасных участках (ВИДЕО)
01:45
В честь года змеи в России начали страховать здоровье домашних змей
01:44
Раскрыта новая уловка МФО по отъему денег у россиян
01:42
Как США угробили свой военный флот
00:54
Джон Миршаймер: Запад не хотел вести переговоры с Россией по поводу Украины, потому что рассчитывал на победу
00:11
Свободные и вернувшиеся
23:22
В России впервые оценили бедность с учетом пола, возраста и места жительства
22:59
Набрано более 133 тысяч человек: в Минобороны отчитались о завершении осеннего призыва
22:51
 Обзор лучших приложений для управления задачами и проектами  Обзор лучших приложений для управления задачами и проектами
22:36
Бывший Главком ВСУ констатировал необходимость снижения мобилизационного возраста до 18 или 20 лет
22:35
Несовершеннолетние украинцы массово бегут за границу под видом туристов
22:34
Путин в разговоре с Алиевым извинился за катастрофу с азербайджанским самолётом
22:33
Журналист «Известий» погиб в зоне СВО
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»Субмарины с Гранитами. С чего началась история знаменитых подводных батонов

Субмарины с Гранитами. С чего началась история знаменитых подводных батонов


Работа над АПЛ проекта 949 на северодвинском предприятии "Севмаш", 70-е года Пресс-служба ПО "Севмаш"Вывод АПЛ проекта 949 из стапельного цеха "Севмаша", 70-е года Пресс-служба ПО "Севмаш"Вывод подлодки АПЛ проекта 949А за заводе "Севмаш" Пресс-служба ПО "Севмаш"АПЛ проекта 949А Пресс-служба ПО "Севмаш"

"Батон" — такое неформальное название закрепилось в советском, а затем и в российском ВМФ за атомными подлодками (АПЛ) с крылатыми ракетами проектов 949 и 949А. Также они получили еще одно неофициальное название — "убийцы авианосцев". У этих лодок специфическая форма корпуса, по бортам — шахты для 12 противокорабельных ракет "Гранит". Чтобы разместить их, конструкторам ЦКБ МТ "Рубин" пришлось увеличить ширину части несущих конструкций, которая в сечении напоминает батон хлеба.

Однако история этих подводных "батонов" началась с проекта 949 (по классификации НАТО — Oscar-I) — серии советских многоцелевых АПЛ с управляемым ракетным вооружением с крылатыми ракетами П-700 "Гранит" разработки НПО машиностроения под руководством генерального конструктора Герберта Ефремова. Лодка 949-го проекта являлась первым кораблем третьего поколения атомоходов.

Всего на северодвинском предприятии "Севмаш" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) по этому проекту было построено две субмарины, а по проекту 949А — 11. Сегодня они — единственные в мире, имеющие в качестве главного вооружения мощный ракетный противокорабельный комплекс большой дальности. И даже сравнивать их с американскими аналогами невозможно: кораблей с таким целевым предназначением в мире просто нет.

Планируется, что к 2024 году лодки проекта 949А (шифр "Антей") пройдут ремонт по техническому состоянию, а АПЛ "Иркутск" будет модернизирована до проекта 949АМ с заменой "Гранита" на современные ракеты "Оникс", "Калибр-ПЛ" и "Циркон". Это существенно повысит ее боевые возможности и сделает более универсальной. Также срок службы субмарин увеличится вдвое.

Как рождался "Гранит"

К концу 1960-х годов резко возросла мощь авианосных ударных соединений ВМС США за счет создания новых многоцелевых АПЛ. В такие группировки включались надводные корабли и многоцелевые АПЛ. Поэтому для эффективной борьбы с ними была необходима новая высокоскоростная субмарина, вооруженная крылатыми ракетами и способная наносить массированные удары из-под воды по кораблям с больших дистанций.

​​​"Была поставлена амбициозная задача — если не перегнать Америку, как тогда говорили, по определенным видам вооружения, то хотя бы создать паритет. А достичь паритета можно было созданием новых подводных лодок. Поэтому была поставлена задача спроектировать и построить первую АПЛ с крылатыми ракетами", — вспоминал почетный ветеран "Севмаша" Нил Байбородин. Став заместителем начальника цеха на предприятии, он внес большой личный вклад и в становление самого цеха, и во внедрение новых технологий на головной подлодке проекта 949.

В 1969 году ВМФ было выдано тактико-техническое задание на создание крейсерской АПЛ третьего поколения, вооруженной крылатыми ракетами нового на тот момент ракетного комплекса "Гранит". Разработка проекта 949 осуществлялась в конструкторском бюро "Рубин" под руководством главного конструктора Павла Пустынцева, а с 1977-го — Игоря Баранова.

"Министерством судостроительной промышленности и ВМФ были разработаны грандиозные планы. Выделялись колоссальные средства, завод должен был перевооружиться. Я в это время работал в цехе №50 секретарем партийной организации, — вспоминал Байбородин. — И действующий цех №50 оказался в окружении тех объектов, которые должны были сделать".

"Меня назначили ответственным за строительство этого головного заказа в 1976 году, — рассказывал Байбородин. — Было принято много оригинальных решений. Тем не менее заказ шел долго и трудно. А в 1976-м заложили "Акулу" — головной заказ проекта 941 (самые большие атомные подлодки в мире — прим. ТАСС). Таким образом, в цехе параллельно строились два заказа. Сложность постройки головной АПЛ проекта 949 состояла еще и в том, что на этой лодке была сплошная автоматика, электроника, новое вооружение, акустика и принципиально новое управление подводными кораблями".

Превосходство "Гранита"

По конструкции это был двухкорпусный подводный корабль с прочным корпусом цилиндрической формы переменного диаметра, разделенным переборками на девять отсеков. Его главная энергетическая установка имела блочное исполнение и состояла из двух водо-водяных реакторов и двух паротурбинных установок, работающих на два гребных вала через редукторы. Электроэнергетическая система состояла из двух автономных турбогенераторов, а в качестве резервных источников энергии на корабле использовали два дизель-генератора и две группы аккумуляторных батарей.

Ракетный комплекс "Гранит" представлял собой оригинальную систему оружия и обладал высокой эффективностью избирательного поражения целей. Контейнеры с ракетами располагались вне прочного корпуса побортно под углом 45 градусов. Их старт мог осуществляться из подводного положения, но имелась возможность и из надводного.

"Гранит" — это была первая противокорабельная ракета, которая имела на борту мощную вычислительную машину, и это позволяло уже тогда использовать эти возможности", — рассказывал в интервью ТАСС почетный генеральный конструктор НПО машиностроения Герберт Ефремов.

Как отмечали разработчики, по боекомплекту ракет субмарина проекта 949 в три раза превосходила аналогичные корабли второго поколения. На ней было 24 пусковые установки "Гранит", два 650-мм и четыре 533-мм носовых торпедных аппарата. Новый автоматизированный торпедно-ракетный комплекс позволял производить стрельбу на всех глубинах погружения.

Для поддержания работоспособности экипажа на подлодке впервые был организован комплекс профилактория, включающий спортивный зал, блок водных процедур, сауну и салон для отдыха. В отличие от проекта 949, корабли модернизированного проекта — 949А — имели дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннее расположение механизмов и оборудования.

На лодке проекта 949 были воплощены все достижения науки и техники, и создание этого корабля положило начало строительству АПЛ третьего поколения, вооруженных крылатыми ракетами.

"Гранит" имел глубину погружения, в два раза превышающую глубину погружения кораблей второго поколения, мощность реактора тоже была в два раза выше. Все это не могло не повлечь за собой освоения новых материалов, освоения новых производственных процессов, создания и освоения гигантского количества технологической оснастки", — вспоминал сдаточный механик лодки, ветеран "Севмаша" Юрий Кондрашов.

"В процессе постройки корабля создавались комплексные бригады, включающие в себя представителей науки, проектных организаций и промышленности, — говорил он. — Силами всех этих людей успешно, может быть, с некоторым драматизмом, в 80-м году был сдан головной заказ серии "Гранит" третьего поколения. Безусловно, задача эта была безумно сложная, но крайне интересная".

Целый ряд специалистов Северного машиностроительного предприятия — инженеров, рабочих — были награждены государственными наградами. Ответственным сдатчикам Валерию Фролову и Александру Белопольскому присвоены звания лауреатов Ленинской премии, главным специалистам проекта Виктору Бородину, Анатолию Самойлову — лауреатов Государственной премии.

Заложенная 25 июля 1975 года на "Севмаше" в цехе №55 АПЛ К-525 "Архангельск" являлась головным кораблем проекта 949. Ее спустили на воду 3 мая 1980 года, а спустя семь месяцев — 30 декабря 1980 года — был подписан приемный акт. 24 января 1981 года лодка была включена в состав Северного флота.

В 1987 и 1988 годах АПЛ проекта 949 завоевала приз главнокомандующего ВМФ за ракетную стрельбу, а в 1996 году была исключена из боевого состава флота.

"Для строительства головной атомной подводной лодки третьего поколения на "Севмаше" была проведена масштабная реконструкция: введен в строй плавучий док "Сухона", построен эллинг №2, — рассказал ТАСС генеральный директор предприятия Михаил Будниченко в преддверии 40-летия головной АПЛ проекта 949. — Сегодня "Севмаш" готовится к строительству АПЛ следующего, пятого поколения. Идет активное техническое перевооружение: новое электрогазосварочное, деревообрабатывающее, литейное, металлорежущее, кузнечно-прессовое и другое оборудование поступает в цехи и подразделения".

По его словам, только в 2020 году в эксплуатацию введено 895 единиц техники. "В 2021 году мы планируем расширить лимит финансирования. Для проведения испытаний и достройки АПЛ проведена реконструкция глубоководной и мелководной производственных набережных, трансбордерных путей. Предприятие переходит на природный газ. Это позволит работать на экологически чистом топливе и снизить затраты на производство продукции. Кроме того, "Севмаш" готовится к внедрению блочно-модульного метода строительства АПЛ", — добавил Будниченко.

Роман Азанов

В материале использованы данные, предоставленные пресс-службой АО "ПО "Севмаш"



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх