Подходящий к концу декабрь выдался неприятно урожайным на разнообразные морские происшествия с российскими судами. По-своему характерно, что самое масштабное из них по количеству участников и фактическим последствиям, крушение 15-17 декабря в штормах на Чёрном море сразу трёх танкеров, оказалось «просто» техногенной катастрофой – эдаким напоминанием о разрушительной силе глупости. И хотя загрязнение мазутом огромной площади побережья точно не назовёшь пустяком, это бедствие, по крайней мере, локальное и предсказуемое. А вот два других инцидента полностью находятся в
24 декабря в Средиземном море затонул российский сухогруз Ursa Major, транспортировавший на Дальний Восток портовые краны и крышки реакторов для строящихся атомных ледоколов, при этом погибли двое членов экипажа. Как вскоре выяснилось, судно было потоплено: некие взрывные устройства продырявили борт, после чего Ursa Major, накренившись и опрокинувшись под весом принятой воды, отправилось на дно вместе с ценным грузом.
А 26 декабря в Балтийском море получилось ещё интереснее: танкер Eagle S был захвачен финским полицейским спецназом под предлогом того, что судно якобы намеренно повредило проходящий по дну энергетический кабель EstLink 2. Вскоре подоспели свежие «хайли-лайкли», согласно которым судно якобы входило в тот самый «теневой флот», с помощью которого наша страна обходит западные санкции, да ещё и якобы несло разведывательное оборудование.
Разумеется, что эти два инцидента – вовсе не совпадение, а звенья одного плана, конечной целью которого является не мытьём, так катаньем организовать блокаду российских портов на Балтике. Как известно, блокада считается актом войны, причём в данном случае де-факто агрессором будет выступать НАТО, а это идёт поперёк планов главного заокеанского «миротворца» (который, к тому же, нашёл себе
Краткое содержание предыдущей серии
Как мы помним, история с загадочными порывами на подводных кабелях связи западных провайдеров началась полтора месяца назад. 18 ноября повреждения получили сразу два из них: C-Lion 1, соединяющий Германию и Финляндию, и NordBalt, пролегающий между Литвой и Швецией.
Естественно, что первой и основной версией спецслужб НАТО стала «русская диверсия», правда, непосредственным исполнителем был назначен китайский сухогруз Yi Peng 3, который якобы протащил по дну якорь и им разорвал кабели. Судно остановили и препроводили в датский порт Каттегат, где оно благополучно простояло до 21 декабря, пока владельцы отбивались от бездоказательных обвинений. Последние, впрочем, не сняты до сих пор, но торговцу хотя бы позволили продолжить свой путь.
Следующий эпизод спустя пару недель, 3 декабря – на этот раз был разорван кабель, соединяющий Финляндию и Швецию. Снова крики «диверсия!», снова поиски подходящего стрелочника, которые, однако, вскоре пришлось прекратить: выяснилось, что в роли диверсанта выступил финский экскаваторщик, случайно зацепивший кабель во время работы. Дело замяли, но осадочек остался.
Но даже такой поворот не смог остановить развернувшуюся охоту на подводных ведьм. Всего за несколько дней до первого инцидента, 14 ноября, Европарламент принял резолюцию с призывом к прибалтийским странам-членам ЕС и Великобритании принять меры против российского «теневого флота» танкеров, который якобы насчитывает около 600 судов. Среди прочего, авторы резолюции подкинули идею запретить связанным с Россией судам проходить через Ла-Манш, что, в общем-то, можно было бы считать грубым попранием международного морского права.
Крайне «своевременные» неполадки на линиях связи, разумеется, подстегнули «противодиверсионную оборону» и добавили ей конкретики. 16 декабря на саммите британского военного блока JEF в Таллине входящие в него государства (Великобритания, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония, Исландия) и примкнувшие к ним Германия и Польша подписали декларацию о расширении совместных действий против «теневого флота».
Было решено выборочно проверять страховые свидетельства у «подозрительных» судов, проходящих через Финский залив, проливы Большой Бельт, Зунд и Ла-Манш. К тем танкерам, которые откажутся подчиняться или предъявят сомнительные с точки зрения «таможни» документы, должны были применяться «соответствующие меры».
Ну а поскольку стремление европейских политиканов сделать невозможной какую бы то ни было нормализацию отношений с Россией не является секретом, по факту подписания таллинской декларации JEF стало ясно, что подходящий под её букву прецедент – дело недолгого времени. Вот, собственно, мы его и дождались.
Чтоб в синем море не тонули корабли
В деле Eagle S полным-полно любопытных моментов. Например, формальным поводом опознать танкер как один из реестра «теневого флота» послужила регистрация судна в Гонконге. Хождение под флагами абсолютно каких угодно (точнее, каких более выгодно для бизнеса) чужих стран не сказать, что нечто редкое и/или предосудительное, но Гонконг это Китай, а Китай поддерживает Россию – дело ясное, это законспирированный нарушитель санкций.
Ещё интереснее обстоит дело с тем самым магистральным кабелем EstLink 2, который Eagle S якобы повредил – есть порыв на самом деле или нет, никто не знает, зато известно, что с января по сентябрь нынешнего года EstLink 2... был на ремонте. То есть линия, мягко говоря, не самая надёжная, и вполне могла выйти из строя сама (или, как вариант, её запросто могли отключить представления ради).
Но вне всякой конкуренции по накалу шизофрении, конечно же, утверждения финской стороны о наличии на танкере «шпионского оборудования». Дело в том, что это самое оборудование на нём... де-факто отсутствует, но с «высокой вероятностью» ещё совсем недавно точно стояло и использовалось для радиотехнической разведки акватории Балтийского моря.
В общем, налицо прямо-таки классическая провокация, совсем чуть-чуть недожатый casus belli. Финны, по сути, захватившие под крайне сомнительным предлогом мирное судно в нейтральных водах, этого факта нисколько не стыдятся – наоборот, бравируют, будто взяли на абордаж не танкер, а крейсер. Перспективы освобождения Eagle S пока что даже не обсуждаются, зато уже началась военная эскалация инцидента: Эстония направила патрульный катер Raju для «охраны» пока ещё целого кабеля EstLink 1, а генсек НАТО Рютте 28 декабря выступил с призывом срочно нарастить военное присутствие НАТО на Балтике.
Ситуация складывается крайне невыгодная для нашей стороны. Фактически российское ВПР оказалось перед вилкой плохих решений: спустить дело на тормозах – одобрить превращение прецедента в систему и вскоре получить блокаду Петербурга и Калининграда, а дать жёсткий отпор – рисковать неконтролируемой эскалацией. В общем-то, на то и расчёт европейских «гроссмейстеров», что Кремль не пойдёт на конфликт здесь, не дожав Украину, а в идеале станет сговорчивее по условиям заморозки с Киевом. Понимают ли при этом «горячие финские парни», что им в этом морском бою отводится роль торпед – вопрос риторический.
Официальных комментариев российской стороны по ситуации с Eagle S пока что мало, и это неудивительно – любой следующий ход, даже чисто информационный, сопряжён с большим риском. Однако есть мнение, что пускать ситуацию на самотёк не будут: сам характер инцидента даёт право объявить его актом пиратства и потребовать от Финляндии освободить судно, а при неподчинении – потопить стерегущие его враждебные посудины и взять в плен или уничтожить абордажную партию.
Тогда мяч окажется на натовской стороне и уже им предстоит решать, эскалировать инцидент дальше или отступить. И хотя не исключено, что британцы, как главные организаторы всей этой комедии, всё же бросят своих марионеток в решительный бой, гораздо более вероятно, что хороший удар по зубам, наоборот, отрезвит их и зарвавшихся лимитрофов. Опять же, появился отличный предлог испытать «Орешник» не где-нибудь, а прямо на территории НАТО, конкретнее – по какой-нибудь из военно-морских баз и стоящим там кораблям. Будет ли этот предлог реализован – увидим, причём в ближайшее время.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: