Лента новостей

15:24
Быть или не быть: «Северный поток-2» - это вопрос Европы, а не США
15:24
В Samsung придумали необычный смартфон, гнущийся в разные стороны
15:23
Xiaomi выпустит смартфон Redmi K40 в загадочной версии Light Luxury
15:16
Партия Зеленые выбрала нового председателя перед выборами в Госдуму
15:14
В Ростехе рассказали, что вес Протона-М снизился благодаря инновационным разработкам
15:13
Военные сборы в центре Авангард в Приангарье будут проходить более 13 тыс. человек в год
15:02
Nord Stream 2 AG приближается к финальной части строительства трубопровода
15:02
Украина перекрыла воду в Крым мешками с песком. Дамба вот-вот рухнет
15:01
МИД Украины засекретил список гостей-участников «Крымской платформы»
15:00
Россия забирает Донбасс?
14:59
В Париже водомётами и слезоточивым газом разогнали митинг в поддержку Палестины
14:44
SpaceX запустила 28-ю партию спутников Starlink (ВИДЕО)
14:40
Биньямин Нетаньяху обещает, что удары по ХАМАС продлятся столько времени, сколько потребуется
14:38
Поисковые алгоритмы и рынок мышления: Яндекс подчинил чиновников и Роскосмос
14:32
Депутат Слуцкий прокомментировал принципы ЕП для ведения дел с Россией
14:31
Израильские ракеты поразили здание Минтруда в секторе Газа
14:30
Израиль назвал число погибших с начала обострения конфликта с Палестиной
14:29
В Израиле рассказали о ракетах, перехватываемых системой ПРО
14:26
Александр Роджерс: Доклад Чатем-Хаус как симптом вырождения британской разведки
14:24
Лайнер МС-21 – это платформа для обкатки передовых российских технологий
14:20
Киберлапша на уши
14:18
Мнения СГА учиняют на Украине новый переворот
14:12
Максим Кантор — о закате Европы и ее новом Возрождении
14:09
Не стало известного военного эксперта Константина Макиенко
14:08
Пушков назвал Болтона «фантазером» за предложение принять Украину в НАТО
14:07
За репост данных силовиков решили увеличить штрафы до 20-40 тысяч
14:05
Реквием советскому флоту. Упущенные возможности тяжелых атомных крейсеров проекта 1144
13:59
Всё, на что способны Су-35С и МиГ-29
13:57
В Правительстве РФ рассказали о запуске единой платформы управления данными
13:56
В Чехии рассказали о «раздутой чешской русофобии»
13:55
В Киеве объяснили, почему Украину обидел список недружественных стран России
13:44
«Роскосмос» отправит людей в космический туризм в 2021 году
13:39
Древнюю планету обнаружили в недрах Земли
13:38
Первый официальный рекламный ролик ОС Android 12 появился в Сети
13:35
Французские отставные полицейские опубликовали третье письмо Макрону
13:34
ЕС призвал Россию пересмотреть решение о перечне недружественных стран
13:34
Китай выбрал сторону в израильско-палестинском конфликте
13:34
Китай раскритиковал вывод войск США из Афганистана
13:34
Чехия ждет объяснений от России после включения в список недругов
13:34
У 66-летнего многоженца из Зимбабве родился 151 ребенок
13:34
Евросоюз озвучил основные принципы выстраивания отношений с Россией
13:34
Первым чемпионом UFC в легком весе после ухода Нурмагомедова стал бразильский боец
13:34
В Петербурге поймали дворника-педофила из Узбекистана
13:33
Серверные процессоры AMD EPYC четвёртого поколения получат более 64 ядер
13:33
На гоночной трассе замечен вариант Tesla Model S Plaid с выдвижным спойлером на крышке багажника
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Новые возможности для науки. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»

Новые возможности для науки. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»



Общий вид судна-платформы пр. 00903


18 декабря на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) состоялась церемония спуска на воду ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Уникальное судно пр. 00903 строится по заказу Росгидромета и в ближайшем будущем пополнит научный флот. С его помощью будут проводиться новые исследования Арктики, невозможные или чрезмерно сложные в текущих условиях.

В интересах науки


В 1937-2015 гг. наша страна развернула более 40 дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс», обеспечивших всестороннее исследование арктического региона. В последние годы такие станции не строятся из-за изменения климата и повышенных рисков. Тем не менее, был найден способ проведения исследований без угроз для полярников и материальной части.

В 2015-16 гг. КБ «Вымпел» и завод «Адмиралтейские верфи» начали проработку облика перспективного исследовательского судна-платформы для научно-исследовательской станции. В 2018 г. был готов аванпроект, что позволило перевести программу строительства на новую стадию.


"Северный полюс" на слипе, 18 декабря 2020 г.

19 апреля 2018 г. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и «Адмиралтейские верфи» подписали контракт на разработку технического проекта ледостойкой самодвижущейся платформы «00903» с последующим строительством такого судна. Стоимость работ оценили почти в 7 млрд руб. Сдача готовой платформы ожидалась до конца 2020 г.

Строительство судна запустили в конце 2018 г. 10 апреля 2019-го состоялась торжественная церемония закладки. Платформа получила имя «Северный полюс». Весной этого года стало известно, что заказчик скорректировал свои требования. Необходимость доработки проекта и выполнение подобных изменений привели к росту стоимости проекта на 2-2,5 млрд руб. и к смещению сроков сдачи платформы на конец 2022 г.


Строительство научно-исследовательского судна продолжилось и к настоящему времени перешло на новую стадию. 18 декабря состоялся спуск корпуса на воду. Сейчас «Северный полюс» находится у причальной стенки, где осуществляется достройка. Эти работы завершатся не ранее следующего года, а в 2022-м планируется выполнить все необходимые испытания.

Технический облик


К проекту 00903 предъявлялись специфические требования, что привело к формированию необычного облика платформы. Так, судно должно иметь возможность преодоления льдов, а также длительного дрейфа вместе с льдинами в любое время года. Предъявляются высокие требования по автономности. Кроме того, на борту платформы необходимо разместить большое количество разнообразного научного оборудования. По сути, предусматривается строительство самоходного научно-исследовательского центра с широкими возможностями.


По проекту, «Северный полюс» имеет длину 83,1 м, ширину 22,5 м и водоизмещение ок. 10,4 тыс.т. В связи с особыми условиями службы судно получило корпус оригинальной конструкции. Его нижняя часть имеет яйцеобразную форму, предотвращающую зажатие льдами и разрушение. Предусматриваются высокие борта; выраженная крупная надстройка отсутствует. Платформа в целом имеет ледовый класс Arc5 – самостоятельное плавание в однолетних льдах толщиной до 1 м. При этом корпус соответствует классу Arc8, что позволяет самостоятельно работать во льдах толщиной до 2-3 м.

Платформа получит неатомную энергоустановку мощностью 4200 кВт. Движение обеспечат две винто-рулевые колонки в корме и носовое подруливающее устройство. Максимальная скорость превысит 10 узлов. Движение во льдах возможно как за ледоколом, так и самостоятельно. За счет большого запаса горючего на борту и в связи со специфическими режимами работы энергоустановки автономность по топливу доведена до 2 лет.


На борту «Северного полюса» разместят несколько лабораторий разного назначения. Судно сможет проводить геологические, геофизические, океанографические, акустические и иные исследования. Также судно сможет нести вертолет Ми-8АМТ в арктическом исполнении, катера и другую технику.

Собственный экипаж судна – 14 чел. Еще 34 человека составят научную группу. Они смогут работать в режиме полярной станции в течение длительного времени. Безопасные и комфортные условия проживания и работы будут обеспечены при температурах воздуха до -50°C.

Значение для науки


Вместе с перспективной ледостойкой самодвижущейся платформой Росгидромет получит ряд новых возможностей по проведению исследований в суровых арктических условиях. В своей главной роли «Северный полюс» станет заменой для одноименных дрейфующих станций на льдинах, имеющей значительные преимущества перед ними.


Стандартный сценарий использования самодвижущейся платформы весьма интересен. Судно, самостоятельно или с помощью ледокола, должно будет выходить в заданную точку и ложиться в дрейф. Без ущерба для конструкции оно сможет вмерзнуть в лед и осуществлять дальнейшее плавание вместе с ним. Такой дрейф может продолжаться до двух лет, после чего платформа вновь включит двигатели и отправится на базу. При необходимости судно сможет принимать или отправлять вертолеты с грузами и пассажирами.

Самодвижущаяся платформа в роли базы для исследовательской станции имеет очевидные преимущества перед льдиной. Она отличается безопасностью, предсказуема и управляема. Кроме того, на судне можно с большим удобством и эффективностью разместить большее количество научной аппаратуры, а также обеспечить его энергоснабжение и полноценную работу. Наконец, проще организовать должный комфорт работы экипажа и ученых.


«Северный полюс» является уникальным судном. Специализированная платформа для организации дрейфующих станций создается впервые не только в нашей стране, но и в мире. Подобная новизна прямо связана с рядом преимуществ. В то же время, она приводит к определенным рискам и затруднениям. Так, окончательный облик платформы удалось сформировать не сразу, а его корректировки привели к сдвигу сроков и росту стоимости строительства.

Ожидаемое будущее


Несколько дней назад ледостойкую самодвижущуюся платформу нового проекта спустили на воду и отвели на достройку у стенки. В ближайшее время «Адмиралтейские верфи» установят на судно все оставшееся оборудование, в т.ч. научного назначения, а затем выведут его на ходовые испытания. Эти мероприятия планируется завершить до конца 2022 г., после чего готовый «Северный полюс» передадут Росгидромету.

Уже в 2023 г. новое научно-исследовательские судно может отправиться в свою первую экспедицию. Весьма вероятно, ученые используют его главные возможности и возобновят практику развертывания дрейфующих станций. В отдаленном будущем следует ожидать возобновление длительной и регулярной работы подобных научных объектов, невозможной в нынешних условиях.


Очевидно, что платформа пр. 00903 способна не только дрейфовать со льдами. С помощью «Северного полюса» можно будет организовывать любые другие научные экспедиции с целью всестороннего изучения Арктики. Вероятно, особое внимание будет уделяться исследованиям, обеспечивающим экономическое освоение региона. Кроме того, результаты научной работы могут быть полезными и для военного ведомства, которое отвечает за защиту северных рубежей.

Таким образом, уже сейчас, за два года до ожидаемой сдачи, ясно, что новое научно-исследовательское судно-платформа не будет простаивать без дела. Росгидромет, самостоятельно и в сотрудничестве с другими ведомствами, будет проводить массу экспедиций разного рода. Строящийся «Северный полюс» станет отличным дополнением для существующего научно-исследовательского флота и серьезно расширит его возможности.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх