Лента новостей

15:09
США хотят ввести санкции против танкеров, перевозящих нефть из РФ
15:04
Тысячи россиян лишились доступа в интернет из-за сбоя у МТС
15:00
Зеленский заявил о невозможности выборов на Украине во время войны
14:53
Алиев возложил вину за крушение самолета на представителей России
14:49
Наступление ВСУ в Курской области
14:37
ВСУ капитулировали в Курахово: потери колоссальны, наступление на Курск провалено
14:33
Британская армия тренируется уничтожать дроны радиочастотным оружием
14:22
Почему «Рождественское наступление» ВСУ может прийтись на Беларусь
14:11
Подписка ChatGPT Pro за $200 в месяц стала убыточной для OpenAI из-за слишком большой популярности
14:07
Уходящий Байден награждением Сороса медалью Свободы утвердил свою репутацию коррупционера и преступника
14:06
Дубинский назвал президента Украины и подписанта мирных соглашений
13:58
В Госдуме раскритиковали вывески на иностранных языках
13:45
Штрафбат, эпизод 1, часть 2
13:35
Инсульт «превратил в Отелло» 50-летнюю женщину
13:16
Медведев отреагировал на заявление Зеленского о презрении к русскому народу
12:58
В Одессе снесли памятник Высоцкому - Новости
12:54
Под Курском бойцы КНДР отбили атаку ВСУ: ВС РФ нанесли удар по тылам противника, уничтожив колонну бронетехники
12:42
Что происходит в вашем мозге, когда вы смотрите фильм? MIT впервые показывает, как мозг обрабатывает динамику фильма
12:26
Зеленский заявил о презрении к русскому народу
12:25
Нецензурная речь, адская смесь неонацизма и терроризма с наркотическим бредом — соцсети об интервью Зеленского
12:24
Политический кризис на Западе нарастает: премьер Канады и канцлер Австрии уходят в отставку
12:03
Юрий Подоляка, Крах обороны ВСУ: Российские войска прорвали фронт на нескольких направлениях, свежая сводка на 06.01.2025
11:36
Береза призвал Украину ударить по Патриаршим прудам в Москве
11:29
Альянс США и КНР включили в список «черных лебедей» 2025 года
11:25
Российская армия освободила Курахово
11:16
Герань теперь сама выбирает себе цель - новости
11:12
Шесть муниципалитетов Белгородской области подверглись обстрелам ВСУ за минувшие сутки
10:52
США хотя ввести санкции против танкеров, перевозящих нефть из РФ
10:50
Почему США заманивают всех в Африку
10:43
Politico представило список возможных «черных лебедей» 2025 года
10:42
Зеленский: Членство в НАТО сдержит Украину от нападения на РФ
10:32
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 06.01.2025
10:23
Алаудинов о разгроме ВСУ в Курской области
10:15
«Магматическая активность на древней Земле»: российские учёные заглянули в геологическую историю Ветреного пояса Карелии
10:07
Почему кожа крокодилов такая бугристая? Механическое формирование чешуи вместо генетики
09:51
Мазутная пленка в Крыму. Спутниковые снимки
09:50
Зеленский не исключил отказ от территорий в обмен на членство в НАТО
09:40
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 04.01.2025
09:39
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 05.01.2025
09:33
ООН с опозданием признала преступления Украины, или Хунта Зеленского всё ближе к виселице
08:43
Прорыв ВСУ в Курской области к Большому солдатскому - Новости
08:20
В КНДР выполнили пуск баллистической ракеты
07:55
Орешник меняет расклад сил в мире - новости
07:22
В Казахстане вслед за Китаем сообщили о случаях заражения метапневмовирусом
05:49
Выявлен неожиданный фактор риска радиационного излучения мобильных телефонов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Гибель и спасение. Программа безопасности подводных лодок SUBSAFE (США)

Гибель и спасение. Программа безопасности подводных лодок SUBSAFE (США)


Гибель и спасение. Программа безопасности подводных лодок SUBSAFE (США)
Подлодка USS Thresher на стапеле, 9 июля 1960 г.


10 апреля 1963 г. во время ходовых испытаний после ремонта погибла американская атомная подлодка USS Thresher (SSN-593). В ходе расследования причин этой катастрофы были выявлены множественные проблемы разного рода, которые в той или иной мере могли поспособствовать гибели корабля. В результате была предложена, разработана и принята к реализации программа обеспечения безопасности подводных сил SUBSAFE.

По техническим причинам


17 декабря 1917 г. подлодка USS F-1 (SS-20) столкнулась с субмариной USS F-3 и затонула. Это была первая потеря среди современных американских подлодок – и далеко не последняя. До начала шестидесятых годов в небоевой обстановке затонуло в общей сложности 14 подлодок разных классов и типов. Наиболее частыми причинами гибели лодок оказывались столкновение с другими судами и недостатки конструкции, включая производственный брак.

10 апреля 1963 г. АПЛ USS Thresher, головной корабль одноименного проекта, проходил испытания после ремонта. В этот день задачей подводников было погружение на максимальную проектную глубину. На глубине более 300 м лодка безуспешно попыталась продуть балластные цистерны, однако из-за неполадок погружение продолжилось. После этого субмарина опустилась на 730 м, где произошло разрушение прочного корпуса.


"Трэшер" в море

Дальнейшее расследование установило наиболее вероятные причины катастрофы. В ходе погружения рост давления забортной воды привел к разрушению паяного соединения одной из труб балластной цистерны. Через трещину вода начала поступать в кормовые отсеки, заливая электрическое оборудование. Попытка продуть балластные цистерны и всплыть не удалась: из-за высокой влажности воздуха соответствующие механизмы замерзли и не сработали. Специфика компоновки отсеков не позволила подводникам добраться до поврежденных агрегатов и спасти корабль.

Программа безопасности


Адмирал Хайман Риковер, «отец атомного подводного флота США», еще во время расследования отметил, что гибель «Трэшера» не была следствием лишь одного бракованного соединения. Он считал, что предпосылками к аварии стали неверные подходы к проектированию, строительству и эксплуатации подлодок. Соответственно, для исключения подобных инцидентов в будущем требовалось принять определенные меры.

Уже в июне 1963 г., до завершения расследования, была разработана программа Submarine Safety Program (SUBSAFE). В декабре ее утвердили и приняли к реализации. После этого специалистам ВМС предстояло провести проверку актуальных проектов на предмет инженерных и технологических ошибок или «слабых мест».


Программа SUBSAFE была направлена на получение максимальной прочности, живучести и устойчивости конструкции. Любопытно, что меры программы затрагивали только прочный корпус и корабельные системы, испытывающие давление забортной воды. Энергетические установки и средства движения, информационно-управляющие системы и вооружение разрабатывались в соответствии с требованиями других программ и протоколов. Впрочем, на типичной АПЛ достаточно много систем и агрегатов, в той или иной мере связанных с вопросами прочности и герметичности корпуса.

Программа разделена на четыре направления. Сертификаты соответствия выдаются на проекты в целом и отдельные их составляющие, связанные с прочностью. Также сертификацию проходят материалы и агрегаты, используемые при строительстве. Проверки по требованиям SUBSAFE осуществляются во время строительства кораблей и в ходе испытаний. Все документы хранятся в течение всего времени службы подводной лодки – это упрощает расследование различных инцидентов.

После завершения ходовых испытаний подлодка получает окончательный сертификат, допускающий ее к эксплуатации в боевом составе ВМС. С середины шестидесятых такой документ имеют все вновь строящиеся американские субмарины. Более старые корабли, построенные до введения программы, продолжали службу, но постепенно уступали место новым.


Деформированная труба, поднятая с погибшей лодки USS Thresher

SUBSAFE также затронула методики обучения подводников. Матросы и офицеры в ходе подготовки всесторонне изучают аварии прошлого, в т.ч. гибель USS Thresher (SSN-593). Их знакомят с техническими и организационными предпосылками, с ходом инцидентов и последствиями. Кроме того, подводники могут сделать выводы о прогрессе последних десятилетий – и оценить, как кораблестроители повысили их безопасность.

Последствия программы


В 1963-64 гг. ВМС США начали реализацию программы SUBSAFE. Актуальные проекты подводных лодок прошли дополнительную проверку на предмет технических или иных ошибок. Выяснилось, что проекты стратегического значения имеют массу недочетов. К счастью, их вовремя обнаружили и исправили.

Схожими результатами завершились проверки на судостроительных предприятиях и на заводах-поставщиках. Далеко не все материалы, использовавшиеся при строительстве новых лодок, соответствовали требованиям. Также имели место неправильные технологии сборки и нарушения утвержденных процессов. Впрочем, своевременное обнаружение проблем позволяло в кратчайшие сроки избавиться от них и предотвратить аварии в будущем.


USS Scorpion, последняя погибшая АПЛ ВМС США

Необходимость дополнительных проверок на разных этапах привела к некоторым задержкам в строительстве. Кроме того, все предложенные меры по сертификации должны были увеличить время разработки и строительства новых подлодок, а также могли привести росту стоимости. Однако это сочли приемлемой платой за рост надежности и безопасность подводников.

Уже к концу шестидесятых годов ВМС США смогли собрать достаточную статистику и сделать выводы. В целом программа SUBSAFE оправдала себя. Она существенно повысила надежность подлодок новой постройки и сократила количество аварий. Кроме того, зачастую поломки не имели серьезных последствий. Программу безопасности признали удачной, и она реализуется до сих пор.

Впрочем, введение мер SUBSAFE не исключило аварии и трагедии. Так, 30 июня 1968 г. в Атлантическом океане затонула субмарина USS Scorpion (SSN-589) типа Skipjack. Точные причины инцидента установить не удалось, рассматривалось несколько версий. При этом гибель «Скорпиона» подтвердила необходимость проверок и сертификации: проект «Скипджек» был выполнен до введения новой программы безопасности.


Подлодка USS San-Francisco в сухом доке на о. Гуам, 27 января 2005 г.

Языком цифр


До 1963 г. ВМС США по небоевым причинам потеряли 14 подлодок – в основном ранних проектов. USS Thresher стала 15-й в этом печальном списке. Следующей – и, к радости флота, последней – оказалась USS Scorpion. C 1968 г. американские подводные силы не потеряли в авариях ни одной боевой единицы.

Имело место множество нештатных ситуаций и аварий, в т.ч. с самыми серьезными последствиями. Однако во всех случаях экипажи смогли организовать борьбу за живучесть, принять необходимые меры и вернуться на базу для ремонта.

В этом контексте показателен инцидент 8 января 2005 г. Подлодка USS San Francisco (SSN-711) типа Los-Angeles, двигаясь на глубине 160 м с максимальной скоростью, врезалась в подводную гору. Произошло серьезное повреждение агрегатов носовой оконечности; 89 подводников из 127 получили различные травмы, один позже умер. Тем не менее, корабль прошел более 360 миль до о. Гуам. Там в сухом доке на подлодку установили временный носовой обтекатель, при помощи которого смогла добраться до судостроительного завода в г. Брементон, шт. Вашингтон.


"Сан-Франциско" с временным обтекателем, 8 мая 2005 г.

После полноценного ремонта «Сан-Франциско» вернулась к службе. Впоследствии командование ВМС отмечало, что без мер, предусматриваемых программой SUBSAFE, подлодка не смогла бы добраться даже до Гуама. Таким образом, меры, предложенные еще в шестидесятых годах, до сих пор спасают подводников.

Гибель и спасение


ВМС США сталкивались с проблемой аварий подводных лодок фактически с момента основания подводных сил. По итогам расследований таких инцидентов принимались меры разного рода. В целом это помогало предотвращать возможные аварии, но не исключало их полностью. Только в 1963 г., после первой гибели АПЛ, было принято решение составить и внедрить полномасштабную программу контроля качества и обеспечения безопасности подлодок.

Создание и внедрение SUBSAFE не было быстрым и простым, а также привело к повышенным тратам на разных этапах. Однако эти меры полностью себя оправдали. Программа безопасности подлодок реализуется до сих пор – и ее результаты хорошо известны. ВМС США не имеют никаких оснований отказываться от нее. А подводники могут быть спокойны. В случае аварии им удастся спасти себя и корабль от гибели.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх