Лента новостей

00:15
Удивлённые революционеры
00:12
Бои у Купянска: как наши проламывали оборону врага перед штурмом Кисловки (ВИДЕО)
22:33
Asia Times: НАТО вместо «советников» забрасывает на Украину спецназовцев, как США делали во Вьетнаме
21:58
Бывший агент ЦРУ в ООН обвинил США в подрыве «Северных потоков»
21:57
Россия национализировала компании Ariston и Bosch
21:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 26 апреля
21:55
Зеленский доложил западным хозяевам о формировании новых бригад ВСУ из насильно отловленных на улицах мужчин
21:20
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 апреля
21:19
В ДНР будут завозить сотрудников из других регионов - оплатят переезд и обеспечат жильём. Местные жители, работающие за МРОТ, возмущены
21:18
СМИ сообщили об обысках в музее, основанном Абрамовичем и его супругой
21:12
Торговля билетами на «родину Нормандского формата»: по волнам истории
20:14
Цель расширения НАТО – золото нейтральных стран
18:59
На войну — всё, пенсионерам — ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:51
На Украине пьяные сотрудники ТЦК забрали волонтера в воинскую часть
18:23
«Нужно, чтобы пассажирам ноги поотрывало ещё?». Почему Донецк обделили общественным транспортом?
18:22
На войну – всё, пенсионерам – ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:16
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
18:13
Исполнительница теракта в Стамбуле получила 7 пожизненных сроков
17:51
Трое в лодке, не считая шакала
17:37
США отказались лишать поддержки батальоны ЦАХАЛ, несмотря на нарушение прав человека
17:10
Украинский националист, самбист Шеховцев организовал банду в Ростове
17:09
Блинкен пригрозил Китаю санкциями, если Пекин не прекратит поддерживать Москву
17:03
Страсти Рижского взморья: в «Новом единстве» нет единства
16:50
Главное в военных СМИ за неделю: новые перестановки на верфях ОСК, первые серийные комплексы С-500, арест замминистра обороны
16:33
Власти угрожают украинцам увольнением с работы за связь с жителями РФ и новых регионов
16:28
Задержан ещё один подозреваемый по делу о теракте в «Крокусе», — источники
16:23
Путин призвал обеспечивать стабильность общественно-политической системы
15:57
Партизаны пустили под откос грузовой состав в Киеве
15:56
В ГУР утверждают о сожжении Ка-32 на аэродроме в Москве
15:50
Американский бум 1990-х годов: такого в США больше не будет
15:46
Мединский: важно прививать молодежи любовь к истории
15:31
Обреченные на поражение
15:19
Патрушев назвал нелегальных мигрантов одной из главных угроз РФ
15:18
Politico: страны ЕС переругались из-за того, что не могут поделить российские активы
15:17
Администрация Кличко обвинила СБУ и полицию в обысках в «Киевтеплоэнерго», которые мешают работе
15:11
«In God We Trust»? Кому на самом деле молятся американские глобалисты?
15:07
«Три начальника»: помощник президента Мединский поделился деталями переговоров с украинской делегацией
14:41
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертв Одесской Хатыни
14:40
Накануне Пасхи в Киеве продают куличи под названием «порнозвезда»
14:39
Арестович допустил, что миллион украинцев за границей готовы получить российское гражданство
14:38
Бывший министр обороны Великобритании призвал Шольца назвать условия, при которых он поставит ракеты Taurus Украине
14:33
Украине осталось всего полгода
14:32
Поворотный момент: Россия готовит большое наступление, успехи в Донецкой области в преддверии действий на Харьковском направлении. Сможет ли Украина, получив дополнительно оружие, удержать фронт?
14:31
Россия и Китай отказываются от доллара: Москва анонсирует новые торговые коридоры
14:30
В осажденном украинском городе, где солдаты ждут американское оружие
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Зачем им всем авианосцы? Индия

Зачем им всем авианосцы? Индия


После США и Китая ожидаемо рассмотрим Индию. Эта страна с очень давних пор является членом клуба авианосцев, более того, ВМС Индии использовали этот класс кораблей «по-боевому». Но сейчас все-таки стоит задуматься над вопросом в заголовке, ибо с индийскими авианосцами не все просто и понятно.



Для начала немного истории.

Старье по дешевке


Авианосцы у Индии имеются давно. Точнее, сразу после Второй мировой войны, когда Великобритания продала Индии снятый с консервации «Геркулес». Его построили под самый конец войны, а потому он на нее не успел и был законсервирован в 1945 году. И простоял до 1957 года, когда ушел индусам и вошел в состав индийского флота как «Викрант» в 1961 году.

Водоизмещением авианосец был около 20 000 тонн, что в целом немного. На палубе «Викрант» нес 20-25 летательных аппаратов. Палубные истребители Hawker «Sea Hawk», противолодочные самолеты Breguet Br.1050 «Alizе», американские вертолеты «Sea King» и французские «Alouette».

Зачем им всем авианосцы? Индия

Жизнь у «Викранта» была насыщенная, он даже принял участие в двух войнах с Пакистаном (есть такое национальное развлечение у двух стран) в 1965 и 1971 годах. Сложно говорить о том, какой урон врагу нанесли истребители-бомбардировщики авианосца, но что-то такое было. Летали, бомбили…

В общем, «Викрант» прослужил 36 лет. «Хэрриэры» сменили на палубе окончательно устаревшие «Си Хоки», а потом и сам авианосец ушел на заслуженный отдых в 1997 году, через 52 года после постройки. Умели строить британцы, ничего не сказать.

Заменили «Викранта» в 1987 году «Вираатом» (тоже британской постройки). Раньше авианосец носил имя «Гермес»/HMS Hermes. Это тот самый «Гермес», который участвовал в войне с Аргентиной за Фолклендские острова. То есть не самый свежий корабль, только в Королевском флоте он прослужил 27 лет.


«Вираат» крупнее, чем «Викрант», 28 700 тонн. Соответственно, несет больше самолетов (30-35). Это все те же «Си Хэрриэры», вертолеты «Си Кинг», но замечены были и российские Ка-28 и Ка-31.

В 2014 году индийцы вымучили «Викрамадитью» путем полной перестройки ТАВКР «Адмирал Горшков». Спущенный на воду в 1982 году, «Адмирал Горшков» (он же «Харьков» - изначально, он же «Баку») через 32 года из тяжелого авианесущего крейсера превратился в «чистый» авианосец.

На вооружении у «Викрамадитьи» 16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ, вертолёты Ка-28, Ка-31, HAL Dhruv общим числом до 10 единиц.

В целом – еще одно старье по дешевке.


О том, почему именно так, мы разберем чуть дальше, хотя в принципе все понятно: авианосец иметь очень хочется, но денег на это нет. Поэтому индийские военные и перелопачивают на рынках военной техники весь хлам, выбирая что-то такое, что еще послужит. Главное – чтобы цена была соответствующая.

Справедливости ради стоит отметить, что американский «Киити Хок» и французский «Клемансо», хоть и были предметами для рассмотрения, но их не выбрали по причине полного израсходования ресурса.

Зачем целых три?


Но как говорят у нас, «бог любит троицу». А потому к новому «Викранту» и «не совсем новому» «Викрамадитье» в Индии хотят добавить третий авианосец, на этот раз тоже собственной постройки.

Да, есть у индусов такой пунктик: они все должны строить сами. Даже если не умеют. На всякий случай, чтобы не налететь на санкции или, например, ухудшение отношений с поставщиком техники.

И в 2012 году начались работы по постройке «Вишала». «Вишал» - это совсем не то, что «Викрант» или «Викрамадитья», это корабль водоизмещением около 65 000 тонн, отвечающий схеме CATOBAR, то есть базирование на борту топливозаправщиков и самолетов ДРЛО. Весьма схоже с американскими авианосцами и французским «Де Голлем».

Британцы, например, такого себе позволить не могут. И не только британцы. Но тут вопрос: смогут ли построить вообще и насколько быстро? И как все это будет смотреться в плане работоспособности и качества? Но эти вопросы пока без ответа.

Равно как многие скептически смотрят на то, что «Вишал» будет атомным. Да, можно сказать, что подводный флот Индии атомный, поскольку там есть одна атомная подводная лодка. Но вот построена она не в Индии, а в России. И сдана в аренду Индии. Это К-152 «Нерпа», подлодка проекта 971.

«Викрант» строят с 2006 года, «Вишал» - с 2012. «Викрант» уже должен был быть «на подходе», но «сдвиг вправо» по срокам. Видимо, индусы у нас вирус подхватили.

В общем, авианосцы быстро делаются только в США. Да не всегда качественно.

Но здесь возникает абсолютно справедливый вопрос: а зачем индийскому флоту целых три авианосца?


Спорные территории


Если составить рейтинг самых скандальных (в плане территориальных споров) государств, то там точно окажутся Индия и Пакистан. И неподалеку будет Китай. На троих у этих соседей более десятка спорных территорий, за которые время от времени велись войны. Причем Индия – непременный участник.

Вся загвоздка в том, что все спорные территории лежат как бы далеко от моря. И для их решения точно авианосцы не потребуются, потому что с сухопутных аэродромов лететь и ближе, и дешевле. И взять боевой нагрузки можно больше.

Да, сражения на море у Индии с Пакистаном были. Но у Пакистана нет авианосцев, и флот у страны смешной, по сравнению с индийским. Уже сегодня ВМС Индии обладают подавляющим превосходством в силах над ВМС Пакистана. После реализации индийских планов (и с учетом продолжающейся системной деградации Пакистана) это превосходство станет абсолютным.

Резюме – не конкурент.

Тогда… Китай?


Споры с КНР находятся так далеко от морской линии, так что говорить о них можно исключительно с сухопутной точки зрения. Интересы КНР лежат в Тихом океане и пограничных с Индийским океаном морях. Интересы Индии в Тихом океане.

Связующее звено здесь Пакистан. По принципу «враг моего врага не обязательно мой враг» Китай поддерживает Пакистан всеми силами, страны заключили множество различных пактов и договоров и считают друг друга союзниками.

Квадрат противостояния


Учитывая то, что США с 90-х годов охладели к Пакистану и оказывают поддержку Индии, то получился квадрат противостояния из связок Индия-США и Пакистан-Китай.

И здесь возможны разные варианты развития событий.

На самом деле не факт, что Индия и Китай рано или поздно сойдутся в поединке. Думаю, дело исключительно в игре мускулами и демонстрации возможностей.

Индийская группировка из «Викрамадитьи» и «Викраана» против китайской «Шаньду» и «Ляонина» не выглядит уверенной.

Около 50 китайских J-15 (ксерокс Су-33) против такого же (или даже чуть меньше) количества МиГ-29К выглядят более уверенно. Да, китайский самолет тяжелее, но обладает большей боевой нагрузкой и дальностью полета.


Потому Индии реально нужен третий авианосец. Даже для демонстрации своего могущества в регионе. Так что «Вишал» с более многочисленной авиагруппой (до 40 машин класса МиГ-29К, «Рафаль» или «Теджас») может обеспечить Индии теоретическое преимущество.

Почему теоретическое? Просто потому, что флот НОАК КНР состоит не только из авианосцев. А в плане обеспечения поддержки своим самолетам и противодействия индийским китайский флот смотрится намного предпочтительнее.


В этом и заключается смысл того, что сила флота не только в палубной авиации. Амбиции флота КНР тоже простираются на строительство третьего авианосца, но сам по себе флот корабельным составом превосходит индийский.

Мы не берем реальное противостояние Индии и КНР, при котором за своего союзника могут вступиться США. Но при существующем положении дел Китаю придется отвечать на вызов (если таковой имеет место быть) постройкой еще одного авианосца.

Три авианосца, вооруженные такими самолетами, как J-15 – нивелировать это Индии будет весьма непросто.

А если добавить, что в планах у КНР значится создание трех оперативных авианесущих групп (в которые помимо авианосцев будут входить 2 ракетных эсминца проекта 055, 4 эсминца проекта 052Д и 4 фрегата проекта 054А ) – Индии нечего будет противопоставить таким ударным соединениям. Сегодня (и завтра тоже) индийских флот не в состоянии играть на равных с китайским.

Единственное, что на стороне Индии – это почти полувековой опыт использования авианосцев, школа подготовки морских летчиков, умение работать тактически.

Но если мы говорим о претензиях на доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то только авианосцы (один из которых даже типа «Вишала») - этого мало.


Символ респектабельности


Так зачем Индии авианосцы?

Сегодня авианосец – это не только ударная сила. Это символ морского могущества и уровня респектабельности, если хотите.

И Индия – это лучший тому пример.

У страны не настолько огромные территориальные претензии к соседям, по факту нет перспективы стать ведущей державой в акватории Индийского океана, поскольку для этого нужна не военная сила, а несколько иное.

Но Индия судорожно пытается всеми силами показать свое могущество. Пусть даже и за счет реанимации откровенного старья типа «Горшкова» и «Гермеса».

Если программа постройки нового «Викранта» и «Вишана» закончится успешно, то Индия сделает шаг к тому, чтобы считаться одним из мировых лидеров. По крайней мере, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Так что авианосцы нужны Индии исключительно для поддержания своей репутации сегодня и (если все сложится со строительством новых кораблей) претензий на лидерство в регионе.

В теории.

Потому что на практике для реального лидерства и игры мускулами нужны не только авианосцы, но полноценный флот. Которого у Индии пока нет. Так что авианосец для индийского флота есть некий стимул для дальнейшего развития.

Роман Скоморохов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх