Ранее мы рассмотрели
Ещё раз вспомним факторы, осложняющие восстановление промышленности после ядерной войны:
— вымирание населения из-за массовой гибели в самом начале конфликта вследствие высочайшей урбанизации и последующей высокой смертности из-за общего ослабления здоровья, плохого питания, отсутствия гигиены, медицинского обслуживания, неблагоприятных климатических и экологических факторов;
— развал промышленности из-за выхода из строя высокотехнологичного автоматизированного оборудования, отсутствия квалифицированной рабочей силы и глобализации техпроцессов;
— сложность добычи ресурсов из-за исчерпания легкодоступных месторождений и невозможность вторичной переработки многих ресурсов из-за их загрязнения радиоактивными веществами;
— уменьшение площади территорий, доступных для проживания и передвижения из-за радиационного заражения местности и негативных изменений климата;
— разрушение государственного устройства в большинстве стран мира.
Производство в первые десятилетия, а то и в первое столетие после ядерного конфликта будет представлять собой кустарные мастерские, оснащённые примитивным оборудованием. В более развитых квазигосударственных образованиях появятся мануфактуры, на которых хоть в какой-то степени будет реализовано конвейерное разделение труда.
Проблемы и потребности
Возникает вопрос: можно ли построить флот в условиях значительного развала промышленности и технологических цепочек?
С одной стороны, современные корабли по сложности используемых технологий не уступают авиации, но, с другой стороны, начальный технологический уровень, необходимый для строительства судов, может быть гораздо ниже: выдолбленная из дерева лодка тоже в какой-то степени корабль. С одной стороны, комплексное развитие
Иными словами, корабли постъядерная промышленность построить сможет, но возникает вопрос: нужны ли они?
Безусловно, да. Более того, в условиях отсутствия транспортной авиации и железнодорожного сообщения флот может стать наиболее эффективным способом обеспечения грузооборота между будущими центрами цивилизации. Корабли не требуют прокладки дорог и рельсов, для них нужно гораздо меньше топлива в пересчёте на объём перевозимого груза. В качестве топлива для судов могут применяться низкокачественный мазут, уголь и даже дрова. Не исключён возврат и к парусным движителям.
Транспортные корабли необходимо будет защищать от «конкурентов» и пиратов, что потребует оснащения их вооружением, или эскортом из специализированных боевых кораблей.
Как мы рассмотрели в статье
В постъядерном мире флот длительной время может оставаться единственной силой, способной к ведению маневренной войны.
Наконец, флот обеспечит постъядерной цивилизации доступ к природным ресурсам рек, морей и океанов. Можно предположить, что восстановление океанских и морских природных ресурсов произойдёт гораздо быстрее, нежели на суше. Причиной этого станет сокращение выбросов в океан мусора, промышленных отходов и сточных вод, отсутствие промышленной ловли в существующих объёмах, а также более стабильные климатические условия, обеспечивающие температурной инертностью большой массы воды.
Экологии океана глобальная ядерная война может пойти… только на пользу
Малые суда
Можно предположить, что в прибрежных регионах, напрямую не пострадавших от ядерных ударов, останутся имеющиеся на текущий момент суда. Поскольку дефицит топлива неизбежен, то в первую очередь застынут у пирсов наиболее «прожорливые» суда, а затем и все остальные, оснащённые двигателями внутреннего сгорания. Какое-то время использоваться смогут только простейшие вёсельные лодки, возможно, некоторые суда люди смогут оснастить парусными движителями.
Несмотря на то, что навыки создания парусных судов во многом забыты, восстановить их смогут достаточно быстро.
Малые парусные суда производятся до сих пор и доступны по цене автомобиля B-класса
Конечно, вёсельные и парусные суда вряд ли можно отнести к боевым кораблям, но они станут первым шагом в деле возвращения человечества в океан.
Наследие
Основным преимуществом кораблей перед наземной техникой являются их значительно большие размеры, которые не только позволяют размещать большое количество груза, что делает морские перевозки наиболее дешёвым видом транспортировки, но и позволяет разместить крупногабаритные силовые установки, например, паровые котлы, работающие на низкокачественном жидком и твёрдом топливе – дровах, топливных пеллетах, угле или торфе.
Уголь и торф вообще могут стать основным ископаемым топливом, обеспечивающим энергетические потребности человечества на начальном этапе после глобальной ядерной войны. Угольные ресурсы не настолько исчерпаны, как легкодоступные запасы нефти и газа, и могут добываться как открытым, так и шахтным способом. Ещё более доступным ресурсом может оказаться торф.
Уголь и торф можно добывать открытым способом. На несколько десятилетий, а то и на столетие, они могут стать основным топливом постъядерного мира
По мере восстановления постъядерной промышленности наиболее вероятным может стать переоборудование имеющихся судов под поршневые или турбинные паровые машины. Паровые машины являются достаточно современной, но в то же время относительно простой технологией. Первый пароход был построен в конце XVIII века, а прекратили строить пароходы лишь в 80-х годах XX века.
До середины 70-х годов максимальная мощность корабельных паротурбинных силовых установок превосходила мощность судовых дизелей того времени. Коэффициент полезного действия (КПД) поршневых паровых машин 50-х годов составлял до 25%, у котлотурбинных силовых установок он достигал 35%. Паровые котлы до сих пор используются на боевых кораблях российского Военно-морского флота (ВМФ) – эсминцах проекта 956 и авианесущем крейсере проекта 1143.5, в качестве резервного двигателя паровые котлы установлены на атомных крейсерах проекта 1144.
«Пароходы» российского ВМФ: эскадренный миноносец проекта 956 и авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5
Создание корпуса относительно крупного корабля с нуля — это достаточно сложная техническая задача, требующая соответствующей инфраструктуры и материалов. Поэтому первые крупные постъядерные корабли, скорее, всего будут изготавливаться на базе списанных кораблей. Вероятно, некоторые из заброшенных кораблей можно будет восстановить, залатав и усилив корпус, другие послужат источником элементов для крупноузловой сборки неких корабельных «чудовищ Франкенштейна». Таким способом могут быть созданы достаточно крупные суда — водоизмещением сотни тонн и более.
Списанные корабли могут обрести вторую жизнь в постъядерном мире
Опыт криминального судостроения
В качестве специфичного примера развития кораблестроительной промышленности можно привести опыт строительства кораблей и подводных лодок наркокартелями. По мере того как колумбийские и американские власти перекрывали пути доставки кокаина из Колумбии в США, наркоторговцы изобретали всё новые способы решения этой проблемы.
Одним из таких способов стало создание
Полупогружные суда колумбийских наркоторговцев
Ещё более впечатляющим примером являются создаваемые колумбийскими картелями подводные лодки. Своими очертаниями они уже напоминают подводные лодки времён Второй мировой войны, хотя и уступают им по характеристикам. Подводные лодки наркоторговцев большую часть пути идут под шноркелем, однако последние модификации стали оснащать электродвигателями и аккумуляторными батареями, обеспечивающими им возможность кратковременного погружения на глубину до девяти метров.
Подводные лодки наркокартелей
Строятся вышеописанные полупогруженные корабли и подводные лодки на вервях, затерянных в джунглях и мангровых лесах Колумбии. Отсутствие развитой инфраструктуры, необходимое для постройки таких судов, говорит о том, что их аналоги могут быть воспроизведены в постъядерном мире в условиях жёстких технологических ограничений.
Авиация постъядерного флота
Опыт развития военно-морских флотов ведущих стран мира подтвердил важность авиационной поддержки кораблей. Разумеется, создать полноценный авианосец непросто даже сейчас, и далеко не каждая держава может его себе позволить, что уж тут говорить о постъядерной промышленности. Однако, так или иначе, но авиация во флот вернётся.
Как это было на заре становления авианосного флота, в первую очередь это будут гидропланы, которые мы упоминали в предыдущем материале. Гидроплан может базироваться на корабле, а взлёт и посадку осуществлять с водной поверхности.
Ещё более интересным вариантом являются автожиры из-за своей способности осуществлять короткий взлёт и практически вертикальную посадку. Это расширяет возможности их применения, поскольку взлёт автожира может осуществляться как с воды, так и с палубы корабля, если её длина составит хотя бы 10-20 метров, а посадка и вовсе может осуществляться на малоразмерные площадки.
Автожир-гидроплан
Взлет автожира С-ЗОР с палубы корабля «Дедал» в 1934 году
Корабельные автожиры и гидропланы могут осуществлять разведку в интересах флота, переправку больных или раненых, доставку малогабаритных, критически важных припасов.
Вооружение
Развитие авиации и флота будет отставать от развития наземных сил как из-за большей насущной необходимости последних, так и из-за большей сложности создания кораблей и летательных аппаратов.
Как мы уже говорили ранее, корабли для постъядерного флота могут быть созданы на базе остатков уцелевших и списанных кораблей и даже корпусов новой постройки. Но с их вооружением могут возникнуть затруднения, поскольку воссоздание артиллерийских орудий или противокорабельных ракет требует достаточно высокого уровня технологического развития.
Первым вооружением кораблей станет стрелковое
В наше время крупнокалиберное стрелковое оружие используется на кораблях для поражения низкоскоростных малоразмерных целей
Основным калибром постъядерного флота на начальном этапе станут реактивные системы залпового огня (РСЗО) различного типа, изготовить которые, как и боеприпасы к ним, гораздо проще, чем артиллерийские орудия и снаряды.
РСЗО может стать наиболее простым способом вооружить постъядерный флот
В перспективе, по мере развития элементной базы, они будут эволюционировать в управляемые боеприпасы, с управлением по проводам или радиокомандным наведением, то есть неуправляемые реактивные снаряды превратятся в классические противокорабельные ракеты (ПКР).
Ещё более простым и распространённым оружием войны на море станут мины. Они относительно просты в изготовлении, но в то же время чрезвычайно эффективны. При отсутствии развитых противоминных средств они могут сорвать высадку десанта, заблокировать вход в акваторию или фарватер, помочь оторваться от преследующего корабля противника.
Морские мины — один из самых простых и недорогих типов вооружения, но при этом являющийся исключительно эффективным и опасным
Никуда не деться и от возвращения торпедного вооружения. Первые торпеды были созданы ещё в конце XIX века, и их эквивалент может быть воссоздан в постъядерном мире, для начала в неуправляемом варианте, а затем и с управлением по проводам. Применяться они будут как с кораблей, так и с подводных лодок, а впоследствии и с авиации.
Эволюция торпедного вооружения в конце XIX — начале XX веков
Решаемые задачи
Как мы говорили ранее, основными задачами, решаемыми постъядерным флотом, будут перевозка грузов и добыча морских ресурсов. Исходя из этого и боевые действия на море в первую очередь будут состоять в захвате или уничтожении транспортных и рыболовных кораблей противника. По сути, это будет некий аналог пиратства или каперства. Основными задачами постъядерного флота станут защита своих кораблей и захват/уничтожение кораблей противника.
С пиратами в постъядерном мире вряд ли будут обходиться гуманно
Более сложной, но решаемой задачей может стать осуществление полномасштабных вторжений с высадкой десанта и атакой наземных целей. Сухопутные операции сравнимого масштаба проводить будет гораздо сложнее из-за дефицита жидкого топлива, тогда как паровым кораблям требуются куда более доступные уголь и торф. Для противника основная угроза такого вторжения будет состоять в непредсказуемости времени атаки и способности кораблей осуществлять перевозку достаточно крупных сил.
По сравнению с войной на суше, которая может выродиться в позиционные конфликты времён Первой мировой войны, сражения на воде могут иметь достаточно высокую интенсивность, поскольку в открытом море невозможно возвести оборонительные рубежи, что даёт простор для реализации различных тактических сценариев ведения боя.
По мере увеличения размеров, мореходности и дальности плавания кораблей они всё больше будут расширять зону влияния создавшего их анклава, обеспечивая поиск ресурсов и товарообмен с другими сохранившимися человеческими анклавами, способствуя образованию новых кооперационных связей и обмену технологиями, а значит, флот может стать одним из наиболее эффективных инструментов становления новых великих держав постъядерного мира.
Андрей Митрофанов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: