Британия. 17-й уланский собственный герцога Кембриджского полк. Конец ХIХ века
Толпа подавит вздох глубокий,
И оборвется женский плач,
Когда, надув свирепо щеки,
Поход сыграет штаб-трубач.
Легко вонзятся в небо пики.
Чуть заскрежещут стремена.
И кто-то двинет жестом диким
Твои, Россия, племена.
Алексей Эйснер
И оборвется женский плач,
Когда, надув свирепо щеки,
Поход сыграет штаб-трубач.
Легко вонзятся в небо пики.
Чуть заскрежещут стремена.
И кто-то двинет жестом диким
Твои, Россия, племена.
Алексей Эйснер
Военное дело на рубеже эпох. Пику, длинное копье с узким наконечником, в Европе первыми применили шотландцы в своем построении шилтрон, чтобы защититься от атак рыцарской кавалерии. Потом пики использовала пехота пикинеров, а вот на вооружении всадников она оказалась довольно поздно, где-то уже в XVII веке. Зато и продержалась она в рядах конницы вплоть до самого начала Второй мировой войны! В России пиками кого только не вооружали, хотя традиционно пику считают казачьим
В прошлый раз, когда речь зашла об участии американской драгунской конницы в войне с Мексикой, отдельные комментаторы отмечали высокую эффективность мексиканских кавалеристов, вооруженных именно пиками и еще лассо. Так что же это были за всадники, сколько их было и как они действовали в боях?
Начнем с того, что Мексика вступила в войну с США, предполагая, что ее более многочисленная армия непременно победит, но все пошло не так, как планировалось. Американская кавалерия отточила свое боевое мастерство в конфликтах с индейцами и в то время была, вероятно, наиболее хорошо оснащенным и высококлассным конным войском в мире. Мексика, с другой стороны, унаследовала традиционную испанскую военную доктрину, включая многие французские черты, заимствованные ее офицерством после оккупации Испании Наполеоном в 1808-1813 годах. Хотя сами испанцы были изгнаны из Мексики в 1829 году, армия сохранила в своем составе части, называемые кирасирами, гусарами, уланами и драгунами. Вот только соответствующим образом обмундировать и вооружить их не получилось…
Поэтому была создана конница, наиболее соответствовавшая местным условиям, так называемые калифорньос. В соответствии с правилами 1837 года каждый полк предписывали должен был иметь четыре эскадрона по две роты в каждом. Состав каждой роты состоял из капитана, лейтенанта, двух прапорщиков, первого сержанта, трех вторых сержантов, девяти капралов, двух трубачей, 52 конных солдат и восьми спешенных солдат. И вот в каждом таком полку первая рота каждого эскадрона должна была вооружаться пиками — оружием, популярным в мексиканской кавалерии. Эти копья были сделаны из бука или ореха, имели длину 3 м и трех- или четырехгранные наконечники длиной 20 см с желобками. Ствол пики имел толщину 3 см. Из огнестрельного оружия у них были кремневые и капсюльные пистолеты и старинные карабины. Например, из Великобритании поступило большое количество дульнозарядных мушкетов «Tower», где их выпуск и использование в 1838 году было прекращено, но затем возобновлено в Мексике.
Помимо регулярных полков, в мексиканской армии было 17 иррегулярных и 12 независимых президиальных рот улан. Назывались так эти роты численностью от 50 до 60 человек потому, что размещались в «президио» (пограничных фортах). В 1846 году на дороге Сан-Диего в Сан-Паскуале, калифорнийский президио в составе 75 человек вступил в бой с несколькими ротами 1-го американского драгунского полка под командованием полковника Кирни. Драгуны не могли использовать свое огнестрельное оружие, потому что порох был мокрым, поэтому вынуждены были сражаться холодным оружием и потеряли трех офицеров и 15 солдат, а еще столько же были ранены. У мексиканцев один улан попал в плен, а десять были ранены.
Мексиканское командование предусматривало создание множества таких нерегулярных рот, вооруженных пиками в случае войны. В задачи этих частей входили разведка, патрулирование и нанесение ударов по коммуникациям противника. В 1843 году было сформировано подразделение, получившее название «Копейщики Джалиско». У него было два эскадрона, а всадники были одеты на польский манер. Все историки кавалерии отмечают, что мексиканцы были прирожденными наездниками и ездили верхом на прекрасных лошадях, с большим количеством арабской и испанской крови. Лошади этой породы до сих пор встречаются в Мексике и ценятся очень высоко.
Мексиканский калифорньос 1848 года. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.199
Что же касается Европы, то восстановление королевской власти во Франции и ссылка Наполеона на остров Св. Елены особого мира ей не принесла. Одним из решений Венского конгресса (1815 г.) было создание королевства Сардиния (Пьемонт), в которое также входила бывшая республика Генуя. Савойский дом вскоре потерял независимость и стал вассалом Австрии, зато стремление к независимости поставило Пьемонт в авангард борьбы за объединение Италии. С 1848 по 1866 год с короткими перерывами итальянцы трижды воевали против Австрии, и кровь свою ее жители пролили не напрасно: небольшие государства северной Италии смогли освободиться от власти австрийцев и объединиться.
Революция во Франции 1830 года вызвала большие надежды у итальянских патриотов Рисорджименто. Соответственно, в Пьемонте тут же улучшили качество подготовки солдат, особенно в кавалерии, и провели ее реорганизацию, отраженную уставом, принятым в 1833 году. В 1835 году шесть кавалерийских полков были преобразованы в две бригады: 1-ю, состоящую из конницы Ниццы, Савойи и Новары – второго по величине города Пьемонта, и 2-ю, состоящую из гвардии Пьемонте Реале, Генуи и кавалерии Аосты. В следующем году те же шесть полков были сгруппированы в три бригады, а уже в 1841 году в каждой из них было по шесть эскадронов, один из которых был вооружен пиками. В мирное время в полку числилось 825 человек и 633 лошади, в военное время — 1128 человек и 959 лошадей.
Здесь нужно отметить, что начало ХIX века во французском искусстве ознаменовалось подъемом классицизма, а черпало оно вдохновение из Древней Греции, идей свободного гражданского общества, которые также служили образцом и для Французской революции. В области военной техники классицизм нашел яркое выражение в кавалерийском шлеме, который являлся копией древнегреческих образцов. В 1811 году такой гребневый шлем был выдан французским линейным уланам и карабинерам; в 1815 г. английским лейб-гвардейцам и бельгийским карабинерам; вскоре после этого его носила почти вся тяжелая кавалерия Европы. Устав Пьемонта 1833 года также предусматривал использование такого шлема, и он был изготовлен в 1840 году по проекту придворного художника Паладжио Паладжи и назван «шлемом Минервы».
Кавалерия Ниццы была вооружена тяжелой кавалерийской саблей, двумя пистолетами и очень коротким карабином (по сути, пистолетом с длинным стволом). У всадников с пиками на вооружении, кроме того, была пика с вымпелом в виде ласточкина хвоста синего цвета – одного из итальянских национальных цветов. Мундир простой, но эффектный. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.195
В 1848 году, узнав о революции в Вене, жители Милана тоже восстали и вытеснили австрийский гарнизон из города, а Пьемонт немедленно объявил войну Австрии. Конница Ниццы сыграла в боях этой войны заметную роль. Некий сержант Фиора потерял лошадь и был окружен четырьмя австрийскими уланами; он убил одного пикой, ранил другого и прогнал оставшихся двоих, бросившись за ними. Аналогичный подвиг совершил сержант Прато, также окруженный четырьмя австрийцами, на этот раз гусарами; он убил одного и прогнал троих оставшихся. Тем не менее, сама кампания, продолжавшаяся год, закончилась… поражением итальянцев. Австрийское господство над Ломбардией и Венецией сохранялось. А Пьемонт должен был выплатить Австрии контрибуцию в 65 млн. франков.
Совсем рядом, за Босфором в турецкой армии, равно как и в самом государстве после наполеоновских войн, тоже начались перемены. Так, при султане Махмуде II (1803-1839) в турецкой армии была проведена целая серия реформ с целью сделать ее похожей по организации, обучению, вооружению и тактике на армию Западной Европы. В итоге она была разделена на регулярные силы (низам), резерв (редиф) и последний призыв (мутахфиз).
Срок службы в регулярной армии составлял шесть лет, а рекруты выбирались путем броска в кости. Каждый молодой человек был обязан присутствовать на броске костей несколько раз в год, и, если он не был выбран в течение пяти лет, он автоматически переводился в резерв.
С 1843 года каждый регулярный кавалерийский полк имел по шесть эскадронов, и, кроме винтовок и сабель, второй, третий, четвертый и пятый из них были вооружены пиками. В эскадроне было 120 человек; целый полк со штабом насчитывал 736 человек (и 934 человека, если учитывать также вспомогательный персонал). В 1879 году число эскадронов было уменьшено до пяти на полк, два полка составляли бригаду, три бригады — кавалерийскую дивизию. Кавалеристы были вооружены американскими скорострельными магазинными винтовками винчестер и ремингтон и нанесли русским солдатам тяжелые потери в войне 1877-1878 годов.
В 1885 году был создан добровольческий кавалерийский корпус, называвшийся «Хамидие Сиивари Алаяри» («Отряд султана Хамида»). Его полки включали членов одного племени и имели порядковые номера, начиная с единицы. Их вызывали на обучение раз в три года, а в остальных случаях — только в случае необходимости. Их люди экипировались сами, и только вооружение поступало из имперских запасов. Поскольку воины кавалерии Хамидие происходили из разных племен, воины каждого из них носили свой собственный национальный костюм, османские власти выбрали три самых распространенных национальных костюма и постановили, чтобы мужчины, приходя на службу, надевали один из них. Кроме того, они также должны были носить на своей одежде специальные бирки с названием и номером своего полка, чтобы их можно было отличить от обычного населения.
В 1869 году турецкая кавалерия состояла из 186 эскадронов регулярной армии и 50 добровольческих полков (20 черкесских, 30 курдских и арабских), а в случае войны должны были призываться еще и вспомогательные и иррегулярные конные части (башибузуки). Под турецким флагом должны были сражаться вспомогательные армии из Египта, Туниса и Триполи. В 1876 году вспомогательный контингент из Египта составлял десять кавалерийских полков: четыре гусарских, четыре драгунских и два уланских.
В каждом из них было по пять эскадронов численностью по 122 человека.
«Башибузук» можно перевести как «больной на голову», и популярное объяснение этого термина основано на том факте, что в османской Турции различные расы, вероисповедания, религиозные ордена, классы и профессии отличались друг от друга главным образом головными уборами. В ходе реформ в армии была введена униформа европейского образца, и армейские и госслужащие должны были носить фески. Всем же остальным разрешалось носить все, что они хотели, в том числе и на голове, и башибузуки этим пользовались. Около 10000 кавалеристов-башибузуков из Малой Азии, Курдистана и Сирии принимали участие в Крымской войне, где английским генералом Битсоном была предпринята попытка превратить их в дисциплинированную боевую силу. Но все его усилия были безуспешны.
Турецкий кавалерист низам конца XIX века. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.225
Интересно, что в завоеванной британцами Индии тоже создавались свои собственные вооруженные силы, причем их создание шло параллельно с колониальной экспансией. Первые индийские войска были организованы Британской Ост-Индской компанией вскоре после того, как она создала в стране свои первые форпосты в середине XVIII века. Они состояли из европейских наемников и местных жителей, задачей которых была защита торговых постов. После окончания Семилетней войны в Европе в Индии были сформированы три армии: Мадрас, Бомбей и Бенгалия. Низкая заработная плата, нововведения, оскорбляющие религиозные чувства и древние традиции коренных жителей, и особенно социальные и экономические изменения, вызванные британским правлением, были причинами частых восстаний индийских служивых. Самое крупное из них, известное как «Индийский мятеж» (1857-1868 гг.), или, в советской историографии, «Восстание сипаев», привело к упразднению Ост-Индской компании и введению двойного правления. Провинции, находящиеся под прямым управлением, составляли Британскую Индию, а 560 индийскими штатами управляли местные принцы, которые были вассалами британской короны и которых нередко приходилось вразумлять силой оружия. О том, как это происходило, очень хорошо рассказал Редьярд Киплинг в своем романе «Ким». Понятно, что во время мятежа все регулярные и некоторые иррегулярные индийские полки были разоружены.
В 1861 году англо-индийская армия была реорганизована, после чего в Пенджабе была сформирована четвертая армия. Бенгальская армия подверглась чистке и пополнилась верными британской короне солдатами. Девятнадцать кавалерийских полков, известных просто как Бенгальская кавалерия, были сформированы заново и стали обозначаться номерами от 1 до 19. Поскольку эти подразделения были вооружены пиками, их название вскоре было изменено, так что теперь все они стали уланами.
В начале XIX века солдат, поступавший в армию, должен был прийти с лошадью, оружием и снаряжением. Но после реорганизации 1861 года правительство стало платить полкам деньги по количеству личного состава на приобретение форменной одежды и снаряжения. В иррегулярных частях платили больше, чем в других регулярных полках, но там оружие было единственной вещью, которую правительство выдавало солдатам бесплатно.
Интересно, что полки бенгальской кавалерии состояли из людей разных рас и вероисповеданий, поэтому, чтобы избежать конфликтов внутри полка, эскадроны составляли из представителей одной касты, расы или религии. У всех была одинаковая форма, но им было разрешено носить тюрбаны, соответствующие их религиозным пристрастиям. Так, в 1897 году 2-й бенгальский полк улан имел по одному эскадрону сикхов, джатов, раджпутов и индуистских магометан. И у всех у них на головах были разного фасона тюрбаны. При этом сикхи не терпели джатов, считая их тупыми буйволами, а индуистские магометане – раджпутов, которым их религия вменяла в обязанность пить вино и есть мясо.
Бенгальский улан 1914 года. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.231
Бенгальские уланы принимали участие во многих британских колониальных кампаниях, в том числе в Египте в 1882 году и Судане в 1884–1885 годах, а также в Первой мировой войне против немцев на Западном фронте и турок на Ближнем Востоке. Вооружались бенгальские уланы пикой с бамбуковым древком и четырехгранным наконечником, стандартной британской саблей легкой кавалерии и карабинами Ли-Метфорд. Интересной особенностью были их погоны, которые также использовались и уланскими полками метрополии и были сделаны из… кольчуги!
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: