Осада Алезии. Мельхиор Фезелен (ок. 1495—1538), 1533 г. Хорошо видны применяемые воинами щиты-рондаши
…по три мины золота пошло на каждый щит.
Третья книга Царств 10:17
Третья книга Царств 10:17
Щит-пистолет 1540 года. Королевский арсенал, Тауэр, Лондон
Начнем с Гонсало Фернандеса де Овьедо, который сообщает, что в Испании роделы (так он называет эти щиты) не использовались и не были известны, когда он прибыл в Италию в 1498 году. Однако спустя несколько лет они, по его словам, стали очень распространенными. Например, существует список ополченцев с Майорки за 1517 год, в котором из 1667 человек у 493 были рондаши.
Рондаш. Германия, между 1520-1540 гг. Материал: сталь, кожа. Техника: чеканка. Диаметр 58 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Эрнан Кортес начал свою кампанию в Мексике, имея семьсот идальго и такое же количество мечей и щитов, из которых большинство были рондашами. Де Овьедо прямо говорит о том, что с роделой испанцы познакомились в Италии, но что оружейники из Басконии («Страны басков») научились делать их уже в 1512 году.
Иногда поверхность щита больше напоминала праздничное блюдо, чем боевой инвентарь. Но зато изображение на щите очень часто льстили его владельцу, поскольку подчас он сравнивался с изображенными там персонажами. Италия, 1560-1570 гг. Материал: сталь. Техника: ковка, чеканка, золочение. Диаметр: 60,0 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Многие авторы того времени пишут, что, будучи средством защиты, родела играла важную роль при штурмах и осадах, но не в полевых сражениях. Кроме Мексики. Там именно эти щиты помогали сражаться с индейцами, которым было нечего им противопоставить.
Другим вариантом оформления были медальоны, чаще всего четыре, но также шесть или восемь, в которых изображались сюжетные картинки. Так можно было «нарисовать» на щите самые настоящие «комиксы». Рондаш. Италия, вторая половина XVI в. Материал: сталь. Техника: чеканка, золочение. Диаметр: 60 см. Поступил в Эрмитаж в 1847 г.; приобретен у частного лица. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1536 году в своей второй книге Диего де Салазар выступал за использование роделы в отряде пикинеров и аркебузиров. Он писал, что пика, которой они вооружены, позволяет защититься от кавалерии. Но если требуется сражаться мечом, то щит предпочтительнее пики.
Рондаш с четырьмя медальонами и центральным изображением. Италия, 1570-е гг. Милан. Материал: сталь, медь. Техника: чеканка, золочение. Диаметр: 58,0 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Далее он указывает, что воины-родельеро, как и пикинеры, должны быть хорошо вооружены, то есть носить шлемы и латы, хотя они могут обойтись и без защиты для ног. Защищенные таким образом они приобретают реальное преимущество, которое они потеряли бы в случае легкости своего передвижения без доспехов, так как получили возможность сражаться с противником на расстоянии острия меча.
А вот здесь поистине многофигурная композиция, да еще и трофеи по бордюру и бахрома! Рондаш. Италия, 1560-1570 гг. Материал: сталь, бархат, медный сплав. Техника: ковка, чеканка, позолота, гравировка. Диаметр: 62,0 см. Поступление: приобретен в 1836 г. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
По его мнению, достаточно было миновать «первые острия пики», чтобы затем победить копейщиков, среди которых мало кто имеет защищенные руки и ноги.
Дон Диего привел примеры из битв при Барлетте [1503] и Равенне [1512], где вражеские отряды были разбиты именно «ударом мечей» родельеров.
Потрясающее мастерство демонстрировали мастера-родельеры, не правда ли? Хотя вещь перед нами исключительно парадная. Германия, середина XVI в. Аугсбург. Материал: медь. Техника: рельефная чеканка, золочение. Диаметр: 63 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Я предлагаю отрывок из современного отчета об этой битве в качестве свидетельства того, как именно все это тогда происходило:
«Затем, увидев наш отряд, они собрали до восьми тысяч гасконцев и у них было сильное желание сблизиться с нами, но и наши сразу сошлись с ними столь тесным образом, что пики уже не могли причинить им вреда.
Между тем воины с мечами и роделами действовали подобно жнецам в жатву и пробились сквозь пики…
[…]
Ну, что мы можем сказать обо всей остальной и очень трудолюбивой пехоте, если не считать того, что от первого отряда из восемь тысяч она оставила в живых при первой встрече всего лишь тысячу пятьсот воинов. А потом, когда этот отряд был разбит, она разбила и другой…
Тут французский отряд начал отступать, а наш, преследуя их, победил их артиллерию; и тут французы обратились в бегство, а наши их преследовали.
Правда, похоже, прорваться через «ежа из пик» оказалось делом нелегким».
Между тем воины с мечами и роделами действовали подобно жнецам в жатву и пробились сквозь пики…
[…]
Ну, что мы можем сказать обо всей остальной и очень трудолюбивой пехоте, если не считать того, что от первого отряда из восемь тысяч она оставила в живых при первой встрече всего лишь тысячу пятьсот воинов. А потом, когда этот отряд был разбит, она разбила и другой…
Тут французский отряд начал отступать, а наш, преследуя их, победил их артиллерию; и тут французы обратились в бегство, а наши их преследовали.
Правда, похоже, прорваться через «ежа из пик» оказалось делом нелегким».
Кто тут с кем дерется и, кто кого побеждает, не очень-то и ясно. Скорее всего, испанцы дрались с гасконцами, и те атаковали их первыми, однако сошлись в бою столь тесно, что длинные пики сражающихся оказались бесполезны. Исход боя, как мы видим, решила «трудолюбивая» испанская пехота с мечами и рондашами, прорубившаяся сквозь ряды гасконских пикинеров вплоть до самой их артиллерии.
А вот тут на щите герб. Интересно бы выяснить, чей он… Рондаш. Италия, начало XVI в. Материал: сталь. Техника: ковка, чеканка. Диаметр: 60 см Поступление: поступил в 1845; приобретен Ф. Жилем в Италии, в Риме. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Согласно свидетельствам Эрнана Кортеса (1521) и Варгаса Мачуки (1599), родельеры плохо сражались в одиночку, особенно без поддержки кавалерии и арбалетчиков или стрелков. Поэтому Диего де Салазар, например, предложил создавать отряды из шести тысяч пехотинцев, с тремя тысячами пикинеров, двумя тысячами родельеров и тысячей аркебузиров, хотя позже он предложил использовать еще и арбалетчиков.
Рондаш 1550 г. Музей армии, Париж. По столь тщательно прорисованным изображениям вполне можно составить себе представление о том, какими виделись мастерам Ренессанса воины Древнего Рима
Еще один итальянский рондаш 1550 г. в этом же фигурном стиле. Музей армии, Париж
Миланский рондаш 1570—1580 гг. с медальонами и центральным умбоном в виде головы фавна. Музей армии, Париж
Поскольку в битве при Павии (1525) 35% солдат имели огнестрельное оружие, тысяча аркебузиров (17% солдат), предложенных Салазаром, явно не соответствовала требованиям времени.
То есть родельеры были нужны, но играли они весьма специфическую роль, а все остальное время в бою просто даром простаивали, в особенности после того, как аркебузиров стали заменять мушкетеры.
Миланский рондаш 1570—1580 гг. Популярным изображением на рондашах было лицо Медузы Горгоны. Музей армии, Париж
В 1567 году Диего Грасиан в своей книге «De Re Militari» утверждал, что родела употребляется не часто, «если не штурм или взятие города». При всем при этом лишь немногие приносят ее. Или «если ты увидишь воина с роделой, то, скорее всего, это капитан»!
Рондаш, ок. 1560 г. Аугсбург. Материал: сталь, золото. Диаметр 56,5 см. Вес 3232 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
А вот это один из изображенных на его поверхности львов. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
В 1590 году вышла книга дона Диего де Алаба и Виамонт, которая называлась так: «Совершенный капитан, обученный воинской дисциплине и новой артиллерийской науке». Интересно, что ее автор рекомендовал копейщикам носить щит на спине, чтобы использовать его в тех случаях, когда нужно было атаковать противника. А вот когда нужно было отражать атаки кавалерии, пику следовало удерживать двумя руками — как пехотинцам первой линии (им еще следовало встать на одно колено!), так и второй.
Парадный щит-рондаш с изображением обращения святого Павла, ок. 1570 г. Милан. Интересно профессиональное искусствоведческое описание этого щита, данное сотрудниками Метрополитен-музея в Нью-Йорке: «Круглый щит из сине-черной стали имеет слегка выпуклую форму, с рельефной чеканкой и насечкой, богато украшен золотом и серебром. Внешний край перевернут и имеет косые золотые и серебряные полосы. Широкая полоса по внешнему краю украшена четырьмя чеканными круглыми медальонами, обрамленных чеканной лентой, внутри которых находятся портретные бюсты четырех римских императоров. Медальоны соединены между собой лентами, на которых изображены трофеи античного и ренессансного оружия, букеты фруктов и цветов, путти — изображение маленьких обнаженных или полуобнаженных детишек в ренессансном и классическом искусстве, восходящие к античным эротам или купидонам, и развевающиеся полосатые драпировки. Большое круглое поле в центре, обрамленное лавровым венком из чередующихся золотых и серебряных листьев, содержит изображение обращения святого Павла. Фигуры одеты в римские доспехи, их тела посеребрены, а детали костюмов и ландшафта украшены различными узорами. Ряд отверстий по краю щита раньше удерживал заклепки для фиксации подкладки с подушечкой для руки и ремнями для предплечья и кисти, которые теперь отсутствуют. Сцена, изображенная на щите, рассказывает о самом драматическом моменте в жизни святого Павла, его обращении на дороге в Дамаск: «И когда он шел, он подошел к Дамаску, и внезапно там засиял свет с неба, и он упал землю, и услышал голос, говорящий ему: Саул, Савл! что ты гонишь меня?» (Деяния Апостолов, 9: 3–4). Савл (так называли святого Павла до своего обращения) изображен поверженным на землю, его лошадь рухнула под ним, его руки заслонили глаза от ослепляющего видения. Двое из его солдат пытаются помочь ему, в то время как остальная часть его группы смотрит в изумлении или убегает в ужасе. Пейзаж, который открывается на заднем плане, включает в себя город с куполообразными зданиями, пирамидами и статуями, а слева можно увидеть три крошечные фигуры: слепого Саула, которого ведут два товарища в Дамаск. Круглые или овальные железные щиты с рельефным тиснением сцен, взятых из древней, библейской или даже современной истории или из классической мифологии, были специальностью миланских оружейников и ювелиров во второй половине XVI века. Эти щиты часто сопровождались открытыми шлемами типа бургонет или кабассет, украшенными соответствующим образом, которые, когда их носили с тканевым костюмом, кольчугой или даже пластинчатыми доспехами по образцу римских прототипов, составляли парадные доспехи в героическом стиле. Рельефное железо, богато окрашенное и украшенное золотом и серебром, служило отличным средством для изображения сложных фигурных сцен, которые обычно основывались на гравюрах итальянских и французских мастеров. Графические источники для украшения этого щита могут быть идентифицированы: путти и гроздья фруктов и цветов, подвешенные на ленточках, украшающих обод, по-видимому, основаны на гравюрах французского гравера Жана Миньона в Фонтенбло, а сцены обращение святого Павла — на гравюрах на эту же тему парижского гравера Этьена Делона. Гравюра Делона не датирована, но она должна была быть выпущена до 1567 года, когда ее точная копия была опубликована Марио Катаро в Риме. В свете того факта, что между принтом Делона и копией Катаро нет серьезных различий, невозможно определить, какой принт послужил образцом для работы оружейника. Если использовалась гравюра Катаро, щит должен быть датирован 1567 годом. Обращение святого Павла, по-видимому, было популярной христианской темой для украшения щитов-рондашей и обнаружено на двух щитах в Музее армии в Париже (инв. № I.65 и I.79), четырех щитах в Армерии Реале, в Турине (инв. № F.17, F.19, F.20 и F.21), и на кабассете в коллекции Уоллеса, в Лондоне (инв. № A. 133). Сцена на кабассете также, похоже, основана на гравюре Делона или Катаро. Материал: сталь, золото, серебро. Диаметр 56,2 см. Вес 3742,1 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
По мнению Мартина де Эгилуса (1595) вооружение рондашьера, то есть щит и меч, должен был иметь именно капитан – командир роты пикинеров. Кирасу и шлем в обязательном порядке должен был дополнять щит баклер или родела, причем украшенный по краю бахромой, потому, что это красиво, и чтобы все видели, что обладатель его – капитан!
Еще один парадный щит-рондаш с изображением Святого Георгия, убивающего дракона. Ок. 1560–1570 гг. Милан. «Итальянские оружейники середины-конца XVI века производили доспехи с удивительно богатым и сложным декором. Они использовали технику, известную как тиснение или репуссе («выколотка») — украшение металла путем выдавливания рельефного рисунка с обратной поверхности, а затем долбления и опиливания деталей на лицевой стороне. Поскольку этот метод серьезно ослаблял пластину щита и удалял с него гладкие поверхности, которые служили для отклонения оружия, рельефные доспехи создавались исключительно для церемониального использования на военных и гражданских праздниках. Следуя традициям оружейной мастерской Негроли, миланские оружейники разработали новые изобразительные и скульптурные стили украшения доспехов. Щиты, шлемы и целые доспехи были украшены сложными, многофигурными сценами из древней истории, легенд, мифологии и Библии. Чтобы еще больше обогатить выступающие поверхности, их часто украшали золотом или серебром, чтобы они лучше контрастировали с красновато-коричневым или вороненым фоном. Лучшим декоратором доспехов того периода был Лючио Пиччинино (работал около 1575–1590 гг.), который, по общему мнению, сам проектировал, чеканил и украшал доспехи, объединяя навыки, обычно присваиваемые отдельным мастерам. Материал: сталь, золото, серебро. Диаметр 59,1 см. Вес 3810 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
С обратной стороны этот щит смотреть едва ли не интереснее, чем с лицевой! Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Он достаточно хорошо защищает от аркебузы, и даже если стреляет мушкет, то все равно лучше иметь его, чем не иметь. Так что пусть капитан роты аркебузиров тоже служит с таким же щитом, так как он освобождает владельца от необходимости носить прочный, но тяжелый нагрудник, который все равно не даст ему защиты от выстрела из мушкета».
По словам автора, все солдаты должны были уметь пользоваться пикой, алебардой, аркебузой, мечом, кинжалом и баклером, а также ездить на лошади и плавать, то есть от умения пользоваться фехтовальным щитом даже в 1595 году, когда появилась книга де Эгилуса, еще не отказывались!
Дон Бернардино де Мендоса также пишет, что в мае 1652 года каталонские солдаты, защищавшие Монжуик, атаковали форт Сан-Фарриоль и при этом нападали с «мечом и щитом, и с большим мужеством».
Рондаши в каталоге Королевской оружейной палаты в Мадриде имеют диаметр от 0,54 до 0,62 м. Они могут быть гладкими или с острием на месте умбона. Также указывается их вес: самый легкий — 2,76 кг. Были и весьма тяжелые, дававшие защиту даже от мушкета: 17,48 кг и 11,5 кг. В среднем боевой щит, рассчитанный на защиту от пули, весил от 8 до 15 кг.
Родела также использовалась на наосах («больших кораблях») и галерах. В 1535 году было установлено, что корабли, имеющие на борту 100 человек экипажа, должны иметь хотя бы дюжину родел.
Но, разумеется, куда чаще встречались рондаши либо парадные, либо… дворцовой гвардии, по сути, тоже парадные. Эти щиты нередко имели форму капли по образцу средневековых щитов.
Например, таким был щит Генриха II Французского (годы правления 1547–1559 гг.), изготовленный ок. 1555 г. Считается, что сцена в центре щита изображает победу Ганнибала и карфагенян над римлянами при Каннах в 216 году до нашей эры, что можно интерпретировать как намек на борьбу Франции против Священной Римской империи в XVI веке. По краю щита переплетены буквы: «H» — Генрих II; и «C» — Катерина Медичи, королева, его супруга; и, возможно, также «D» для Дианы де Пуатье — любовницы. С инициалами перемежаются полумесяцы, личный значок короля и отсылка к богине луны Диане и ее тезке Диане де Пуатье.
Дизайн щита очень похож на серию рисунков для украшения доспехов, приписываемых Этьену Делону, Жану Кузену Старшему и Батисту Пеллерину, художникам, работавшим в его правление в Париже. Материал: сталь, золото, серебро. Диаметр 63,5 см. Вес 3175 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Дизайн щита очень похож на серию рисунков для украшения доспехов, приписываемых Этьену Делону, Жану Кузену Старшему и Батисту Пеллерину, художникам, работавшим в его правление в Париже. Материал: сталь, золото, серебро. Диаметр 63,5 см. Вес 3175 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Деталь щита крупным планом. Ну, любили тогда изображение «кривых мечей», что говорит и о явном распространении в Европе турецкого влияния и определенной живописной традиции: мол, все древнее имеет восточные корни! Метрополитен-музей, Нью-Йорк
В 1619 году Педро Хирон, третий герцог Осуна, отправил на 19 галер Неаполитанского королевства 425 аркебуз, 170 мушкетов, 475 пики, 425 чулок, 144 щита, 204 зажигательные бомбы, 19 ящиков патронов, 565 бочек с порохом, 90 центнеров свинца в пулях.
Интересной разновидностью рондаша стал так называемый стрелковый щит, или щит-пистолет, созданный для короля Англии Генриха VIII в 1544 году мастером Джованни Баттиста из Равенны. Это обычный щит-рондаш, но с отверстием в центре для дула пистолета. Особенностью пистолета было то, что он заряжался с казенной части. Для наблюдения за противником и прицеливания служило окошечко, забранное частой решеткой. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Генриху настолько понравилась эта военная диковинка, что он тут же заказал сотню таких щитов для своей стражи. Но вскоре выяснилось, что большой вес мешает прицеливаться, так как без опоры удерживать щит на весу тяжело, а заряжать так и просто невозможно.
Однако сотрудники Музея Виктории и Альберта выяснили, что бронещиты эпохи Генриха VIII из их коллекции использовались в сражениях либо из них по крайней мере стреляли и не раз, так как на них были обнаружены следы пороха… Найдены были такие щиты и на борту корабля «Мэри Роз». Вполне возможно, что на море их использовали для стрельбы с упора в борт при отражении абордажа.
Очень популярной темой для таких щитов была Троянская война и ее герои. Вот уже где можно было показать все, как, например, вот на этом щите ок. 1580–1590 гг., сделанном во Франции. Его мифологические сцены включают похищение Елены (внизу слева), борьбу Ахилла и Гектора перед Приамом и его двором (внизу справа), битвы на море и на суше греков с троянцами (в центре), а также протаскивание деревянного коня через ворота Трои (вверху). Материал: сталь. Диаметр 64,1 см. Вес 4080 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Вид на внутреннюю поверхность этого щита. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Ну а со временем рондаши заняли свое место и на стенах замков и дворцов. Оказалось, что они очень эффектно прикрывают место перекрестия пик, алебард и протазанов, а еще из-за них также очень эффектно выглядывают двуручные мечи. То есть они превратились в элемент интерьера…
P. S. Администрация сайта и автор материала благодарят заместителя генерального директора Государственного Эрмитажа, главного хранителя С. Б. Адаксину и Т. И. Кирееву (отдел обеспечения публикаций) за разрешение использовать фотоматериалы с сайта Государственного Эрмитажа и оказание содействия в работе с иллюстративными фотоматериалами.
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: