"Адмирал Горшков" - головной фрегат пр. 22350
Международный военно-технический форум «Армия» является традиционной площадкой для подписания новых контрактов в интересах вооруженных сил, в т.ч. военно-морского
Надводные контракты
Минобороны и судостроительный завод «Северная верфь» подписали государственный контракт на строительство большого числа надводных кораблей. По результатам его выполнения ВМФ получит два фрегата пр. 22350, два корвета пр. 20385 и восемь пр. 20380. Корабли этих типов уже находятся в серии, и речь идет о продолжении строительства с целью увеличения их общего количества.
Средне-Невский судостроительный завод получил заказ на строительство очередного серийного тральщика пр. 12700 «Александрит». Это будет 12-й корабль своего типа, и его строительство начнется только в 2022 г., когда в процессе строительства предыдущих тральщиков освободятся необходимые производственные мощности.
В интересах надводных сил и береговых войск заключен очередной контракт на поставку противокорабельных ракет 3М55Н «Оникс». Количество и стоимость изделий не уточняется. Такое
Подводный заказ
Новые контракты «Армии-2020» затрагивают развитие подводных сил ВМФ. Предприятие «Адмиралтейские верфи» получило заказ на строительство дизель-электрических подлодок пр. 677 «Лада» и 636.3 «Варшавянка». По данным СМИ, требуется построить по одному кораблю обоих типов.
Корветы пр. 20350 из состава КТОФ
Центр судостроения «Звездочка», в соответствии с полученным контрактом, займется ремонтом и модернизацией крейсерских атомных подлодок пр. 971 «Щука-Б» из состава Северного флота. Три таких корабля сейчас находятся на ремонте, еще три несут службу, причем одна из лодок недавно вернулась в боевой состав.
При подписании новых контрактов Минобороны не забыло о вооружениях для подлодок. Так, заключен договор на восстановление технической готовности торпед УСЭТ-80. Количество изделий для ремонта, стоимость работ и исполнитель пока не уточнялись.
Будущие результаты
Флотские контракты «Армии-2020» предусматривают строительство новых кораблей по уже известным проектам. Принципиально новые боевые единицы пока не заказывали. Однако и в этом случае подписанные договоры позволят провести заметное обновление ВМФ с существенным ростом боеспособности.
К настоящему времени ВМФ успел получить два фрегата пр. 22350; они переданы Северному флоту. Еще один корабль для КСФ недавно спустили на воду и достраивают у стенки. На разных стадиях строительства находятся пять следующих фрегатов для Черноморского и Тихоокеанского флотов. В 2021-22 гг. следует ждать закладку двух кораблей по новейшему контракту. Их сдадут после 2025 г.
Таким образом, до 2025-27 гг. в составе трех или четырех флотов ВМФ России будет служить 10 фрегатов пр. 22350. В дальнейшем ожидается появление модернизированного корабля «22350М», однако все заказанные единицы будут строиться по исходному проекту.
Тральщик "Александр Обухов" типа "Александрит"
Наибольший интерес представляет строительство корветов пр. 20380. ВМФ уже эксплуатирует шесть таких кораблей, один проходит испытания и еще три строятся. Все эти фрегаты должны быть распределены между КТОФ, КБФ и КЧФ. Новый контракт предусматривает постройку еще восьми кораблей. Таким образом, через несколько лет количество корветов «20380» достигнет 18 ед., и треть этих планов уже выполнена.
Еще один заказ предусматривает строительство двух корветов пр. 20385 – в дополнение к паре строящихся кораблей. Два корвета, находящиеся в постройке, в ближайшие годы поступят в состав Тихоокеанского флота. Где будут служить следующие корпуса, не уточнялось.
Весьма интересно выглядят планы ВМФ по строительству тральщиков пр. 12700. В 2016-19 гг. флот получил три таких корабля для Балтийского и Черноморского флотов. Еще один тральщик готовится к прохождению испытаний перед вступлением в состав КТОФ. Четыре корпуса находятся на разных стадиях строительства. Еще три были законтрактованы ранее, а на «Армии-2020» появился новый заказ. Таким образом, недавно заказанный тральщик завершит первую дюжину, а строительство столь крупной серии закроет потребности всех флотов.
Пока в составе ВМФ есть только одна ДЭПЛ пр. 677 – «Санкт-Петербург». Первый серийный корабль уже проходит испытания, а два следующих пока остаются в стадии строительства. До «Армии-2020» существовали контракты на четвертую и пятую подлодки, а теперь заказали шестую. Если работы в очередной раз не столкнутся с проблемами, то после 2025 г. в составе ВМФ будет шесть «Лад».
ДЭПЛ "Петропавловск-Камчатский", первая "Варшавянка" для Тихоокеанского флота
Куда более оптимистично выглядит ситуация с пр. 636.3. Шесть таких ДЭПЛ имеется у Черноморского флота. Головной корабль второй серии уже начал службу в составе Тихоокеанского флота. Еще две «Варшавянки» для КТОФ строятся и две следующие будут заложены в обозримом будущем. Подлодка, заказанная на «Армии-2020», станет 13-й в российском флоте.
В настоящее время ВМФ располагает 10 атомными подлодками пр. 971. Четыре корабля числятся за Тихоокеанским флотом, оставшиеся шесть – за Северным. При этом в строю двух флотов остаются лишь одна и три лодки соответственно, тогда как другие пребывают в ремонте. Новый заказ на ремонт и модернизацию позволит восстановить техническую готовность «Щук-Б» Северного флота. В дальнейшем следует ожидать аналогичный заказ в интересах КТОФ.
Военно-морские коррективы
Некоторые особенности нового пакета контрактов оставляют вопросы. В первую очередь, это объемы некоторых заказов и выбор кораблей для строительства. Издание «Известия» в своей публикации о результатах «Армии-2020», ссылаясь на собственные источники, утверждает, что Минобороны планирует пересмотреть кораблестроительную программу и частично сократить ее.
Флот заказал восемь новых корветов пр. 20380. «Известия» напоминают, что ранее планировалось завершить строительство таких кораблей и запустить полноценную серию более новых и совершенных «20386». Головной «Меркурий» этого типа сейчас строится, но заказы на следующие корабли пока отсутствуют.
Издание предполагает, что проект 20386 столкнулся с некими проблемами при разработке интегрированных контейнерных систем вооружений. Такое оснащение обеспечит серьезные преимущества, но его создание и внедрение отличается сложностью. Отсутствие прогресса в этом направлении и необходимость продолжения строительства могли привести к заказу более старых кораблей «20380».
Многоцелевая АПЛ К-317 "Пантера" Северного флота, пр. 971
Весьма интересен очередной заказ на ДЭПЛ пр. 636.3. В прошлые разы Минобороны контрактовало по шесть кораблей сразу – по одной серии для двух флотов. Теперь же договор ограничился всего одной подлодкой. Почему это произошло и для какого флота она предназначается, неизвестно.
В конце прошлого года «Адмиралтейские верфи» сообщали о своей готовности построить в будущем новую партию лодок пр. 636.3 – для Балтийского флота. Вероятно, 13-й «Варшавянке» предстоит стать первой для КБФ, а следующие подлодки закажут позже.
Налаженные процессы
В настоящее время на разных стадиях строительства находится несколько десятков кораблей, катеров, подлодок и вспомогательных судов всех основных классов. С завидной регулярностью осуществляется закладка новых заказов, спуски на воду и передача готовых кораблей заказчику. Параллельно проводятся плановые ремонты с модернизацией техники. Последние контракты, подписанные на форуме «Армия-2020», позволят этим процессам продолжаться в течение нескольких следующих лет.
Нетрудно заметить, что планы министерства обороны и судостроительной промышленности регулярно корректируются в ту или иную сторону. Меняются требуемые количества кораблей, сроки их постройки и т.д. Однако процесс модернизации флота в целом продолжается – и его последствия очевидны.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: