Известно, что во время Сталинградской битвы полевые мыши серьезно подорвали боевую мощь 22-й немецкой танковой дивизии, которая должна была прийти на помощь румынским войскам в случае начала советского контрнаступления. Румыны обеспечивали безопасность флангов 6-й армии Паулюса.
Когда 19 ноября 1942 года советские войска начали операцию «Уран», вдруг выяснилось, что 22-я танковая дивизия малобоеспособна по совершенно, казалось бы, смехотворной причине.
«22-я танковая дивизия как резервное формирование не обеспечивалась горючим и простояла без движения так долго, что мыши соорудили себе норы внутри боевых машин. Зверьки перегрызли всю электропроводку, и танки, естественно, не могли быть немедленно отправлены в бой», – так английский историк Энтони Бивор описал состояние 22-й танковой дивизии.
Но донимали зловредные мыши во время Сталинградской битвы не только немцев. Герой Советского Союза летчик-истребитель Федор Федорович Архипенко (сайт «Я помню») вспоминал: «Под Сталинградом мыши не давали спать. Спали по очереди - один спит, другой палочкой их отгоняет. Урожай собрали, но не обмолотили и вот они расплодились».
Летчик, половину ночи вместо сна палочкой мышей гонявший, вряд ли в дневных боях мог похвастаться отменным самочувствием. Надежное средство борьбы с грызунами испокон веков известно – надо кошками обзавестись: «Полетели мы в Липецк за Яками. Получили самолеты, и я на базаре купил три кошки».
Показательно, что кошек в тылу в 1942 году на базаре продавали. Следовательно, на борцов с грызунами был устойчивый спрос, и был смысл ими торговать. Законы рынка никакая война отменить не может.
Теперь оставалось только доставить драгоценную покупку к месту назначения: «Посадил их в кабину и полетел. Промежуточная посадка у нас была в Калаче (не следует путать с Калачом-на-Дону, - М.К.), который в Воронежской области. Там полк штурмовиков базировался. Прилетели, погода плохая, дальше лететь невозможно. Поставили у самолета охрану, кошек в кабине оставили, и мы поехали в столовую».
Вот только оставлять живой груз вовсе не следовало, ибо мыши донимали не только летчиков-истребителей. Нашлись желающие их «приватизировать»: «Возвращаемся - нет кошек! Солдат говорит, что штурмовики залезли и забрали».
Пришлось истребителям разбираться с похитителями-штурмовиками: «Мы группой пошли к ним. С трудом их отобрали. Чуть до мордобоя дело не дошло! Они их чернилами перекрасили и заявили, что это их!». Как же должна была «мышиная возня» осточертеть штурмовикам, что они краденых у истребителей кошек перекрашивать принялись, и спор за обладание ими чуть в драку не перерос?
Но, как говорится, игра стоила свеч, в итоге все кончилось победой спасенных истребителями от похитителей-штурмовиков кошек над грызунами: «Когда привезли кошек - все обрадовались, и мыши перестали донимать».
Читайте нас: