Лента новостей

20:12
Династия адмиралов Бутаковых
20:10
Память воинов-освободителей, павших под Плевной в годы Русско-турецкой войны, почтили в Москве
20:03
Навального определили в исправительную колонию, где шьют трусы для ФСИН
20:02
Во Франции назвали РФ «устрашающим и невыносимым соседом», с которым надо сохранять связи
20:01
Премьер Словакии отметился унизительной шуткой об Украине
20:00
COVID-19: в больницах Украины умирают 9 из 10 человек, подключенных к ИВЛ
19:59
Шуфрич анонсировал появление на Украине еще одного оппозиционного телеканала
19:57
Редкие, необычные и потрясающе эффектные: топ-10 самых красивых кошек в мире
19:56
«И заработали «Грады»: Альгис Микульскис о главном итоге боев за Даманский
19:53
Познер оценил заявление Авакова о принадлежности русского языка Украине
19:52
Коротченко объяснил запрет США на экспорт оборонных технологий в РФ
19:42
Daily Mail (Великобритания): российский город-призрак заледенел в пятидесятиградусный мороз
19:41
«Королева – не Дон Корлеоне»: королевские эксперты обвиняют Опру в неуместных высказываниях (Daily Mail, Великобритания)
18:56
Подготовлен закон о влиянии службы по призыву на досрочную пенсию
18:55
Названа страна с самыми мощными истребителями-перехватчиками
18:55
«Северный поток - 2» лишит Украину миллиардов долларов
18:53
Дилемма украинской вакцинации: российский препарат не дают, индийский — не хотят
18:52
Эксперты предрекли Пашиняну отставку: иначе страну не спасти
18:51
Задержанный за пост о фонарике под подушкой москвич невовремя пошутил
18:43
Литва отказала Белоруссии в экстрадиции Светланы Тихановской
18:27
Геймеры смогут пытать противников стихами в компьютерной игре Crusader Kings 3
18:23
Александр Роджерс: Всё у нас не как в цивилизованных странах!
18:17
Сергей Марков: Неформально в Москве молчаливо и довольно улыбаются
18:04
Медик поделился рецептом кофе для долголетия
18:03
Фигурант «Нового величия» Костыленков пожаловался в ЕСПЧ на пытки
18:02
«А иноагент по-прежнему ты»: выдвижение экс-главы МИД Австрии в совет директоров «Роснефти» не прошло незамеченным в соцсетях
17:59
TSMC удвоит производство 5-нм чипов в этом году
17:58
Представлен смартфон Vivo S9 в стиле последних iPhone по цене от $460
17:57
Запущена разработка первого хромбука на платформе MediaTek MT8195
17:52
В соединениях и воинских частях танковой армии ЗВО завершается вакцинация участников Парада Победы
17:51
Конкурс профессионального мастерства среди женщин-военнослужащих «Макияж под камуфляж»
17:49
Кодами маркировки в России снабдили более 91 млн единиц молочной продукции
17:48
Цены на первичное и вторичное жилье в городах-миллионниках в феврале продолжили расти
17:47
Аэрофлот перейдет на электронные накладные для грузоперевозок по России
17:45
Захарова заявила, что ответ на новые антироссийские санкции США уже прорабатывается
17:44
Володин поздравил Мишустина с днем рождения
17:39
Николай Овсиенко выступил с предложением встретить рассвет 22 июня у Ржевского мемориала Советскому солдату
17:29
Украинцам, отказывающимся от вакцинации, начали угрожать
17:26
Альянс недоврачей с иностранным финансированием.
17:26
Стас Барецкий готов предоставить место на кладбище режиссеру другого «Брата-3»
17:22
Клинцевич: война между русскими и украинцами может быть только в дурном сне
17:21
Военный эксперт Дандыкин назвал главную особенность новых сетей-"убийц" ВМФ РФ
17:19
Новые кшатрии: армия США быстро превращается в секту
17:18
Наказания на тысячи лет: судебная система Турции при Эрдогане сошла с ума?
17:15
Al-Monitor: Израильско-российско-сирийская сделка – цена, бенефициары и перспективы
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Мировое обозрение » В мире » Украина » Гиперполис и пустота: латиноамериканской дорогой идем, товарищи

Гиперполис и пустота: латиноамериканской дорогой идем, товарищи


Гиперполис и пустота: латиноамериканской дорогой идем, товарищи

Сколько бы мы ни твердили о децентрализации и развитии регионов, для любого жителя провинции совершенно очевидно, что перспективы есть только в крупных городах и надо туда стремиться. Это не означает, что в глубинке нет богатых людей. Лес, янтарь, сельское хозяйство, природные ресурсы – все это у нас в порядке, поэтому вполне реально стать миллионером даже в полной глуши.

Но возникает вопрос: куда там вложить деньги (помимо расширения бизнеса)? Как правило, планы местечковых богачей ограничены возведением роскошной усадьбы и покупкой автомобилей класса люкс, которые стремительно убиваются на ужасных сельских дорогах. Дальше начинается “выездной туризм”: отправить детей за границу или в крупный город на учебу и съездить самим.

После заграницы возвращаться домой дети, как правило, не хотят. Потому что машина и собственный “Версаль” не компенсируют отсутствие всей прочей инфраструктуры – продвинутых медицинских клиник, современных школ и детсадов, крупных торговых центров, ночных клубов, вполне европейской сети общепита, спорткомплексов и т.д. Всего, чем богаты мегаполисы.

Вкусив запретный плод столичной жизни, отказываются покидать ее не только провинциальные богачи, но и провинциальные бедняки. Просто у последних нет достаточно средств для оплаты достойного жилья. Поэтому они либо живут в стесненных условиях квартиросъема, либо заезжают вахтовым методом: поработать и домой.


Где-то посредине между первым и вторым вариантом находятся целеустремленные выходцы из регионов, которые приехали в Киев не ради инфраструктуры, а ради карьеры. Потому что именно столица и крупные города дают возможность подняться по ступеням иерархической лестницы. Эта категория “понаехавших” усердно трудится, в том числе на высокооплачиваемой квалифицированной работе (такая у нас в ассортименте есть в госорганах и грантовых структурах) и предъявляют спрос на новое жилье по умеренной цене.

Так Киев превратился в одну большую стройку по всему периметру: от дорогого центра до менее дорогих спальных районов и дальше – в прилегающие населенные пункты-спутники. Квартира, расположенная “на выселках”, предполагает наличие машины, которой можно добраться до центра. И не на “выселках” тоже. А поскольку парковки строить не так выгодно, как жилье и торговые центры, возникла проблема тотальных пробок и заставленных машинами тротуаров. Городская власть “мудро” с этим борется посредством столбиков и полусфер, не решая проблему в принципе. И тем самым формализуя латиноамериканское направление развития страны.

Почему Украина не Европа? Потому что Европа – это не только штрафы и подземные парковки, а и реализация известного советского тезиса о стертых границах между городом и селом. Очаровательные провинциальные городки, кукольные домики и вылизанные исторические кварталы – это тоже не сахар. Потому что поддерживать в жилом состоянии развалюхи XVI века еще труднее, чем “хрущевки”. Но европейцы с этим кое-как справляются (“желтые жилеты” со мной наверняка не согласятся), хотя крупные европейские города тоже притягивают к себе основные ресурсы – финансовые и человеческие.

Тем не менее, в значительной степени за счет туризма, родовых замковых поместий и “лоскутного” дотационного фермерства, включая ценные виноградники и сыроварни, практически все европейские регионы, за исключением немногих депрессивных зон, сохраняют привлекательность для инвесторов.

Плюс к этому отлаженная инфраструктура (дороги, электроснабжение, чистая вода, связь и проч.), а также хваленое европейское правосудие, защита собственности. В общем, все, чего у нас нет и что может компенсироваться только большим денежным спросом.

Но в нашей провинции этот спрос предъявлять некому. Те несколько богатых семей, которые есть в конкретном населенном пункте, не окупят строительство там супермаркета, спорткомплекса с бассейном и современной многоэтажки. Поэтому происходит то, что уже проявилось в странах третьего мира: за сотню километров от мегаполисов – тотальная бедность и отсутствие современных “фишек” цивилизации.

Примечательно, что крупное индустриальное земледелие, которым мы так гордимся и которое позволяет Украине нарастить рекордный экспорт зерновых в последние годы, вопреки распространенному мнению, не способствует развитию глубинки.

Потому что огромные поля обрабатывает техника, а не люди. Людей надо совсем немного, и проще привезти их на поле специальной развозкой, чем поддерживать жизнедеятельность в отдаленных неперспективных хуторах.

Аналогичная проблема с промышленностью. Так называемые градообразующие предприятия создавали вокруг себя населенные пункты с достаточным количеством капитального жилого фонда. Как только предприятия закрылись, вокруг них образовался социальный вакуум: ничего, кроме жилья, построенного в советские годы, нет. Ни высокооплачиваемой работы, ни сферы услуг и развлечений.

По данным компаний, которые занимаются анализом социально-экономической ситуации в городах Украины для потенциальных инвесторов, бизнес привлекают только пять категорий территорий за пределами столицы и четырех областных центров (Харьков, Днепр, Одесса и Львов): популярные курорты, города-спутники атомных электростанций, действующих металлургических и других крупных экспортоориентированных предприятий, портовые и приграничные города, а также населенные пункты с выгодным географическим расположением, где возможно создавать логистические центры для перевалки импорта иностранных товаров и экспорта сырья (прежде всего, руды и продукции АПК).

Все остальное – неинтересно. Так же, как в странах Азии и Латинской Америки. Если мы посмотрим на статистику, то большинство так называемых гиперполисов – крупнейших мировых городов расположены именно там.

Дели (Индия) – 27,3 млн. жителей, Джакарта (Индонезия) – 25,3 млн., Манила (Филиппины) – 24,6 млн., Карачи (Пакистан) – 23,5 млн., Мумбаи (Индия) – 23,3 млн., Сан-Паулу (Бразилия) – 21 млн., Дакка (Бангладеш) – 17,4 млн., Каир (Египет) – 16,5 млн., Мехико (Мексика) – 20,6 млн., Буэнос-Айрес (Аргентина) – 15,5 млн., Бангкок (Таиланд) – 16 млн., Стамбул (Турция) – 15,1 млн., Калькутта (Индия) – 15 млн.

Мне могут возразить, что в эту когорту входят и такие суперразвитые города, как Токио с 35 млн. населения, Нью-Йорк (21,5 млн.), Пекин (21,2 млн.), Шанхай (24,2 млн.), Сеул (24,2 млн.), Осака (20,1 млн.), Гуанчжоу (20 млн.) и Лос-Анджелес (15,6 млн.). Но они – явно не мы. А мы – не они.

Поэтому нарастающие проблемы с парковками – это всего лишь один из лакмусов того, куда мы движемся. Конечно, для такого “гигантизма”, как 20-миллионный Мехико или почти 25-миллионный Карачи, нам попросту не хватит населения, особенно с учетом его массовой миграции по безвизу. Но тенденция очевидна. И это, увы, не Европа...

Галина Акимова


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх