Лента новостей

23:10
«Она спасёт нас от террористов»: во Франции растёт число сторонников Марин Ле Пен
23:06
Указы Трампа хотят блокировать автоматически
23:05
Трамп подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства
23:04
Экс-президент Латвии назвала своих соотечественников злыми и завистливыми
23:03
Фийон обидел Украину
21:58
Порошенко попросили назначить Саакашвили послом Украины в Грузии
21:58
Россия впервые получила от США координаты целей ИГ в Сирии
21:57
Зачем Россия шлет в Сирию «дальнобойных птиц»?
21:55
В России могут создать космический корабль без ракет-носителей
21:49
Станет ли 2017 годом нового «Илюши»
21:48
Тайна писем президентов США и генсеков СССР
21:45
«Газпрому» угрожает «Левиафан»
19:35
«Стая» бомбардировщиков Ту-22М3 массово нанесла удары в Сирии
19:29
Altay «забуксовал»
19:25
Изандлвана: тяжёлый урок для Британской империи
19:19
Shot Show 2017: Новинки оружейного мира
19:15
Умная военная логистика: войсковые транспортные средства
19:09
«Атлантическая решимость»: американcкий десант в Латвии
19:08
17 тысяч геев — ударная сила «голубого» Бундесвера
19:06
Россия вынесла жесткий выговор командованию Сирийской армии
19:05
Планы Варшавы: воевать за НАТО до последнего солдата
19:03
Оборона Дейр-эз-Зора: Из Сирии поступают тревожные сообщения
19:01
Порошенко громко опозорился перед ВСУ. Военные в ярости
18:59
Что объединяет рыцаря и танк?
18:57
Кива потребовал вооруженной зачистки Донбасса после удушения блокадой
18:56
Боевики ИГ отброшены и окружены в Дейр эз-Зоре бойцами армии Асада
18:55
Пятеро египетских полицейских погибли в результате нападения боевиков на Синае
18:46
Скандал в США: дочь Клинтон не стерпела оскорблений в адрес Бэррона Трампа
18:43
Ту-154: ни заменить, ни списать
18:42
«Белый лебедь» и «Медведь» себя еще покажут
18:42
«Танк в тельняшке» добавит огня российской «десантуре»
17:23
Экс-глава Еврокомиссии: немедленно снимите антироссийские санкции!
17:02
В России испытали модель экранплана с грузоподъемностью до 500 тонн
17:01
Небо Израиля «охраняют» российские комплексы ПВО
16:57
К чему приведут планы Трампа отказаться от нефти ОПЕК?
15:05
Повитухи, бурная Ангара и учителя-вахтовики: как живет деревня староверов
15:05
Румен Радев вступил в должность президента Болгарии
15:04
Застрельщик Майдана признал, что на Западе украинцы всегда будут отбросами второго сорта
15:03
Бери или плати, Украина...
15:02
Будущее Украины было запрограммировано в 90-х: Это не государство, а колхоз
14:59
«Лицемеры и вруны»: бегун Андрей Дмитриев дал оценку российскому спорту в эфире ARD
14:57
Элитное подразделение сирийских войск «Щит» готовится к рывку на Пальмиру
14:57
Щит ВКС РФ прикрыл страну от вражеского ракетного удара
12:37
В России намерены создать летающий внедорожник
12:35
Украинский корабль открыл огонь по российской буровой вышке в Черном море
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
» » Новый Шелковый путь: зачем Китай идет на Запад

Новый Шелковый путь: зачем Китай идет на Запад

Скульптурная композиция "Великий шелковый путь"Скульптурная композиция "Великий шелковый путь"В Пекине все больше осознают, что хотя их страна и стала экономическим гигантом, она рискует быть связанной с миром лишь через торговлю. В политическом смысле Китай останется изолирован и зависим от глобальной системы, созданной другими странами и неподконтрольной Пекину. Чтобы расширить международное влияние, Китаю нужны новые политические концепции, способные конкурировать с западными.

Хоргос, китайский город на границе с Казахстаном, пока еще не найдешь на бумажных картах: его строительство началось всего три года назад. Хоргос с его широкими проспектами и тротуарами, вдоль которых тянутся ряды деревьев, чем-то напоминает города в Калифорнии. Работы еще в разгаре — над городом один за другим поднимаются небоскребы. Уличное освещение работает еще не везде, но население города уже превышает 100 тысяч человек.

Для китайских властей Хоргос — это город, соединяющий Восток и Запад, звено нового Экономического пояса Шелкового пути, который свяжет Китай со Средней Азией и Европой транспортными путями, торговлей, финансовыми потоками и культурным обменом. Туда стекаются молодые люди из западной провинции Синьцзян, да и из более отдаленных районов Китая. В одном из магазинов Хоргоса, где торгуют грузинским вином, надписи сделаны сразу пятью шрифтами: китайскими иероглифами, кириллицей, латиницей, грузинской и арабской вязью. Последняя — от языка уйгуров, живущих в этой провинции.
 
С казахской стороны границы настроения более сдержанные. Казахский Хоргос – это всего лишь несколько десятков старых домов вокруг красивой мечети. На новой железнодорожной станции Алтынколь пусто. С одной стороны дюны, с другой — пасется стадо овец. Новый вокзал и современное шоссе не вяжутся с ощущением полной глуши.

За поворотом дороги виднеются три гигантских желтых крана. В Хоргосе идет масштабная стройка: здесь появится один из крупнейших в мире сухих портов. Там будут быстро перегружать и переупаковывать товары в соответствии с пунктом назначения. Огромные краны позволяют переместить груз из одного поезда в другой всего за 47 минут.

Когда порт заработает на полную мощность, вдоль торгового пути начнут появляться новые промзоны и города. Приграничная территория привлекает китайских производителей: в последнее время они осваиваются в Казахстане, чтобы не платить таможенные пошлины на российской границе.

Строительством сухого порта руководит Карл Гейзен, бельгиец, раньше работавший в Дубае. Гейзен рассказывает, что одна из проблем проекта — слабо развитая инфраструктура. Но есть и психологический барьер — резкая разница между Востоком и Западом, Китаем и Европой, которая сказывается на работе и бизнесменов, и госструктур. Когда-нибудь, заверяет Гейзен, этот барьер рухнет, и тогда все изменится. Континент больше не будет делиться на Европу и Азию.

На первый взгляд строительство сети железных дорог, автомагистралей, энергетической и цифровой инфраструктуры, которая свяжет Европу и Китай, — чрезвычайно полезное занятие. Сегодня на доставку товаров из китайских портов в Европу требуется 36 дней, новый маршрут сократит этот срок до десяти.

Однако у проекта будут и другие последствия. Новый Шелковый путь может взорвать привычные геополитические расклады и вернуть нас в XIX век, эпоху, когда великие державы соперничали за власть над Евразией. Возьмем, например, логистику, проблемы которой обсуждали на недавней дискуссии в Астане несколько китайских чиновников. Как убедить инвесторов, что проект не подвержен политическим рискам? Некоторые участники обсуждения говорили о новой архитектуре безопасности, о том, что для защиты строящихся транспортных и коммуникационных сетей понадобятся специальные военизированные подразделения. Чен Фуде, бизнесмен из китайской госкорпорации «Датан», предложил задействовать международные миротворческие силы, однако оговорился при этом, что не выступает от лица китайского правительства.

В Казахстане все больше опасаются, что китайское присутствие в их стране усилится. Протесты, вызванные этими страхами, подрывают режим Назарбаева. В Москве тоже обеспокоены появлением в Средней Азии такого мощного конкурента, как Китай.

Потенциальные выгоды нового Шелкового пути огромны, но велики и риски. Интересно, например, почему Евросоюз до сих пор избегает активного участия в этом проекте. По логике Европа должна быть заинтересована в восстановлении сухопутных путей в Азию. Но пока что новый Шелковый путь вместе с Китаем создают Казахстан, Иран и Турция.

Некоторые историки доказывают, что Шелковый путь — система караванных путей по Средней Азии, просуществовавшая несколько столетий, — был важен не столько для торговли, сколько для культурного обмена. Экономическая активность в рамках Шелкового пути была ограниченной и в основном локальной. А вот движение идей, религий и людей по этим маршрутам изменило мировую историю, причем не раз.

Возможно, такую же роль сыграет и новый Шелковый путь, или Пояс, как его предпочитают называть китайские власти. Он станет плотно заселенным экономическим коридором, подстегивающим развитие торговли, промышленности и движение людей. И связанные с этим перемены в области политики, культуры и безопасности будут не побочным следствием проекта, а его фундаментальной особенностью.

Под руководством Си Цзиньпина Китай меняется. Китайские власти все больше осознают, что, хотя их страна и стала экономическим гигантом, она рискует быть связанной с миром лишь посредством торговли. В политическом смысле Китай останется изолирован и при этом зависим от глобальной системы, созданной другими странами и неподконтрольной Пекину. Китайские власти хотят, чтобы их политическое и культурное влияние росло пропорционально экономической мощи, для начала — в Юго-Восточной и Средней Азии. Студенты в Пекине раз за разом повторяли мне: Китай хочет отдать миру то, что он получил за время экономических реформ, начатых Дэн Сяопином почти сорок лет назад.

С помощью проекта «Один пояс — один путь» китайские власти хотят изменить имидж Китая, продемонстрировать, что их страна не просто участвует в мировой экономике, но активно влияет на нее, формирует ее. Чтобы расширять международное влияние, Китаю нужны новые политические концепции, способные конкурировать с западными. Когда-то в степях Средней Азии рождались новые цивилизации и умирали старые. И в Хоргосе сегодня тоже чувствуется история. Но это не груз прошлого, не почитание руин, могил или мавзолеев, а дорога в будущее.
 
Бруно Масаэш (Bruno Maçães)
Фото: РИА Новости, Юрий Абрамочкин





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх