27 февраля в России отмечается День Сил специальных операций (ССО). В этот день пять лет назад военнослужащие РФ начали операцию по блокаде частей ВСУ и обеспечению контроля над стратегически важными объектами в Крыму. Эту работу выполнили великолепно экипированные автоматчики без опознавательных знаков отличий, в которых население сразу узнало русских солдат и встретило их как освободителей.
Между тем Верховный Главнокомандующий и министерство обороны отмалчивались, скрывая очевидный факт ввода войск. Позже власти РФ признали, что часть «крымского контингента» была представлена военнослужащими Сил специальных операций. Их миссия до сих пор засекречена, но, скорее всего, они выполняли наиболее ответственные и сложные задачи. Часть спецназовцев указом президента РФ была удостоена званий Героев России.
«Тактические группы»
Считать 27 февраля днём рождения Сил специальных операций не совсем корректно. В распоряжении специалистов нет ни одного документа о том, как проходило формирование этой структуры.
Однако большая часть зарубежных аналитиков склоняется к мнению, что ССО создавались в 2009-2013 годы. В частности, 10 лет назад на базе Центра спецназначения «Сенеж» (воинская часть №92154, Московская область) было образовано Управление Сил специальных операций.
Список отцов-основателей ССО неизвестен. Однако считается, что важнейшую роль в строительстве Сил специальных операций сыграл начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, который в период пребывания Анатолия Сердюкова на посту министра обороны, работал замглавы Генштаба (с декабря 2010 года). Тем не менее, очевидно, что вдохновителем реформы был не Герасимов (по крайней мере не он один).
Вполне возможно, что лавры создателя ССО были возложены на нынешнего начальника Генштаба из-за его статьи «Ценность науки в предвидении», которая была опубликована в журнале «Военно-промышленный курьер» в конце февраля 2013 года, когда, предположительно, завершалось организационное формирование Сил специальных операций.
«Широкое распространение получили асимметричные действия, позволяющие нивелировать превосходство противника в вооружённой борьбе. К ним относятся использование Сил специальных операций и внутренней оппозиции для создания постоянно действующего фронта… Происходящие изменения находят отражение в доктринальных взглядах ведущих стран мира и апробируются в военных конфликтах», — говорится в материале под авторством Герасимова.
В этом материале Герасимов не скрывает, что Минобороны тщательно изучало опыт деятельности ССО США и других западных государств, в особенности на ближневосточном театре военных действий
Полученные знания помогли РФ создать собственные Силы специальных операций с учётом отечественной специфики.
В США ССО появились во второй половине 1980-х годов. Сейчас они есть почти во всех крупных государствах, а с недавнего времени существуют даже на Украине. Россия несколько запоздала с этим процессом, хотя идея создания Сил спецопераций появилась ещё в период войны в Афганистане. Затем этот вопрос встал на повестке дня во время двух чеченских кампаний.
Однако до прихода Сердюкова никаких изменений не происходило. Одна из наиболее вероятных причин — сопротивление, которое оказывал генералитет ГРУ.
Командование военной разведки не хотело терять опытные кадры и опасалось лишиться прежнего влияния в системе Вооружённых сил.
Консультационное подразделение армии США Asymmetric Warfare Group (AWG) в докладе «Пособие по армии России нового поколения» утверждает, что «точкой невозврата» послужил югоосетинский конфликт, к которому российская армия оказалась готова не самым лучшим образом.
Руководством Минобороны РФ была окончательно осознана необходимость применения в локальных конфликтах небольших мобильных формирований, которые оптимально подходят для выполнения задач в горячих точках. По данным AWG, костяк ССО составляют «батальонные тактические группы» — высокоманёвренные подразделения, заточенные под миссии за десятки и сотни километров от пункта дислокации.
Экспедиционные войска
Силы специальных операций представляют собой единую командную структуру, которая объединяет подразделения армейского спецназа всех видов и родов ВС РФ. ССО напрямую подчинено главе Генштаба. В своём исследовании старший научный сотрудник института Минобороны Норвегии Тор Букволл оценил численность Сил спецопераций в 14 тысяч человек, причём 12 тысяч — бывшие сотрудники ГРУ.
В целом бойцы ССО выполняют задачи, во многом схожие с функционалом военных разведчиков. Речь идёт корректировке огня, добыче разведывательной информации в тылу противника, устранении главарей бандформирований, диверсионной и противодиверсионной деятельности.
К преимуществам Сил специальных операций относят более широкую (чем у ГРУ) ресурсную базу, высокую оперативность и мобильность.
Кроме того, создание ССО позволило устранить барьеры в вопросах применения спецназа. Например, если необходимо задействовать подразделение спецназначения ВМФ в каком-либо конфликте (например, в Сирии), то непременно требовалось получить согласие у командования флота. Сейчас весь армейский спецназ подчинён начальнику Генштаба, который распоряжается бойцами по согласованию с министром обороны и президентом.
Подобная централизация — адекватный ответ на молниеносные изменения военно-политической обстановки, которые периодически наблюдаются вблизи рубежей РФ. Современной России нет смысла перебрасывать к очагу угроз бригаду ВДВ с тяжёлой техникой. Гораздо эффективнее обладать возможностью отправить более скромное по численности и составу спецподразделение.
Важнейшая специфика ССО, помимо высочайшего уровня боевой подготовки, заключается в способности взаимодействовать с местным населением и союзными формирования. Например, в Сирии российский спецназ выполнял задачи плечом к плечу с сирийской армией, народным ополчением, шиитской «Хезбаллой» и различными проиранскими группировками. Этого компонента не доставало советским войскам в Афганистане и федеральным частям в Чечне.
Основной противник ССО — это террористические группировки в зарубежных государствах.
Преподаватель Института национальной безопасности в Тель-Авиве Сара Файнберг в статье «Российские экспедиционные войска в сирийской операции» сообщает, что отечественные спецназовцы получили в САР превосходную возможность апробировать знания и накопить уникальный опыт.
По оценке Файнберг, в Сирии в разгар боевых действий находились 230—250 спецназовцев. Причём бойцы ССО появились в арабской республике до официального объявления о начале воздушной операции (30 сентября 2015 года). Военнослужащие выполняли разведывательные задачи и выявляли цели для ВКС.
Согласно данным Минобороны, в САР погибли два спецназовца-наводчика — капитан Фёдор Журавлёв (9 ноября 2015 года) и старший лейтенант Александр Прохоренко (17 марта 2016). Оба военнослужащих получили государственные награды посмертно. Прохоренко был удостоен звания Героя России — находясь в окружении боевиков, боец ССО вызвал огонь на себя. Его подвиг вызвал волну восхищения во всём мире.
Александр Кочан
Читайте нас: