Лента новостей

13:42
Пустой тратой денег назвали в Госдепе «ужасные» российские «Буревестник» и «Посейдон»
13:39
Раскрыта причина отставки премьера Франции
13:15
Захаров заявил, что поправки в Конституцию отражают мнение большинства россиян
13:12
Салех поблагодарил Россию за гостеприимство и высокий прием
13:09
Марков назвал главную цель санкций США против «Северного потока — 2»
12:51
Обзор карты боевых действий, оперативная сводка по Сирии 03.07.2020
12:39
Ким Чен Ын рассказал о борьбе Северной Кореи с коронавирусом
12:06
На Украине самовольно поднимаются мосты
12:03
Зеленский фактически отменил уголовную ответственность для пьяных водителей
12:00
Лукашенко нелестно отозвался об украинцах
11:57
Польша вновь ввела карантин для прибывающих в страну украинцев
11:54
Смолий перед уходом подготовил почву для дефолта. Осенью Украину ждет финансовое дно
11:51
Героиня секс-скандала Клитина свою глупость решила прикрыть образом инопланетянки
11:48
В парламенте Деркач создал антикоррупционное объединение для разоблачения НАБУ и соросят
11:45
Советник президента Радуцкий хочет заработать на перекачке украинской крови в ЕС
11:42
Минюст собрался превратить Лукьяновское СИЗО в отель
11:36
Эксперты рассказали, как коронавирус перестроил бизнес в России
11:33
ЗРК С-500 позволят России раскрыть «зонтик противокосмической обороны»
11:27
Кравец удивилась "странностям" на похоронах Норкиной
11:18
Вторая волна COVID-19 рискует реализовать прогноз футуролога о новой Великой депрессии
10:54
Российский посол в ответ на критику: голосование лучше, чем в Швеции (Sveriges Radio, Швеция)
10:51
The New York Times (США): афганский подрядчик раздавал российские деньги за убийство американцев, говорят чиновники
10:48
ARD (Германия): как Путин решил «проблему 2024»
10:45
Хуаньцю шибао (Китай): 77,92% россиян проголосовали за принятие поправок в Конституцию. МИД КНР: Китай как и прежде будет уважать самостоятельно выбранный россиянами путь развития страны
10:42
Читатели «Таймс» о результатах голосования в России: «запрет на однополые браки». Значит, не все так плохо
10:36
В АЕБ оценили вклад европейских компаний в российскую экономику
10:33
АЕБ поддержала выдачу вида на жительство за покупку недвижимости в РФ
10:30
Росатом планирует начать добычу урана на новом месторождении в Бурятии
10:27
Страны ЕС, Перу и Израиль заинтересовались дезтуннелями из Пензы
10:21
Экс-президентам Панамы запретили покидать страну
10:18
В Находке задержали иностранное судно из-за долгов перед моряками
10:15
Часть европейских специалистов по спискам АЕБ уже вернулись в Россию
10:12
Заметили КНР. Токио взволновался из-за чужих кораблей у спорных островов
09:57
«Готовы остановить нападение»: почему Киев ждет масштабного вторжения России
09:08
История «большой восьмерки»: Россию хотят вернуть за стол переговоров
09:00
Плиту с текстом поправок в Конституцию РФ установили на центральной площади Южно-Курильска
08:00
Сирия итоги за сутки на 3 июля 06.00: САА не пропустила американский конвой в Хасаке, США вывозят сирийскую нефть в Ирак
07:54
Кравец удивилась "странностям" на похоронах Норкиной
07:21
В России создали дрон-дальнобойщик
07:18
Исследование: половина российских домохозяйств не покупают мебель
07:15
Эксперт рассказала, как правильно инвестировать в кризис
07:12
СМИ: Boeing останавливает производство легендарного лайнера Boeing 747
07:06
Доля современного вооружения в ВКС уже более 70%
07:03
В ВКС рассказали о радиолокационных станциях «Контейнер»
07:00
Twitter пообещал ввести редактор сообщений, когда все будут носить маски
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Мировое обозрение » Авиация » Ту-22М3М: зачем России старый новый бомбардировщик?

Ту-22М3М: зачем России старый новый бомбардировщик?


Back in the U.S.S.R.

Одно название машины — Ту-22 — может поставить в тупик человека, не сильно интересующегося авиацией. Давать разным боевых машинам похожие индексы вообще стало «хорошей традицией» отечественного авиастроя. Напомним, самый первый Ту-22 впервые поднялся в небо в 1958 году. Назвать этот самолет удачным сложно. Во время эксплуатации проявились серьезные недостатки самолета: на больших сверхзвуковых скоростях из-за воздушных возмущений, вызванных неудачным размещением двигателей над хвостовым оперением, машина становилась трудноуправляемой. За доведение самолета до ума летчики платили своими жизнями. Статистика говорит сама за себя: из 300 построенных машин 70 было потеряно. 



Построенный с учетом бесценного опыта самолет Ту-22М — по сути, совсем другая машина, которую даже издалека сложно спутать с более ранней версией. Бомбардировщик получил среднерасположенное крыло изменяемой стреловидности, воздухозаборники по бортам фюзеляжа и двигатели в хвостовой его части (как у перехватчика Ту-128). Следующая важная веха в развитии машины — рождение в 70-е годы модификации Ту-22М3. Самолет, как мы знаем, получил более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25, а также ряд других существенных улучшений, которые касались, в основном, БРЭО. Крылатая ракета Х-22 и аэробаллистическая Х-15, в принципе, обеспечивали самолету возможность поражать наземные/морские цели, не входя в зону действия ПВО. Однако даже в годы холодной войны атака американской авианосной ударной группы была, можно сказать, «билетом в один конец». Палубная авиация США, имевшая в своем распоряжении перехватчики F-14, едва ли позволила бы советским самолетам вернуться обратно. С другой стороны, при масштабном конфликте США и СССР это уже все равно не имело бы большого значения: возвращаться было бы банально некуда. 

Воскрешение самолета 

По состоянию на 2017 год у России было примерно 60 бомбардировщиков Ту-22М3. После распада СССР часть самолетов осталась на территории Украины и Беларуси, однако затем эти страны отказались от эксплуатации данных машин. Совершенно очевидно, что разработанный в 70-е годы самолет устарел почти безнадежно, что очевидно, прежде всего, при рассмотрении его авионики. Еще в 80-е машину хотели модернизировать до уровня Ту-22М4, однако в начале 90-х работы свернули. 

В 2000-е появилась весьма странная идея заменить Ту-22М3 на фронтовые бомбардировщики Су-34, которые только начинали поступать в войска. Абсурдность концепции становится очевидной, если сравнить боевой радиус и нагрузку крылатых машин. Су-34 — вполне достойная альтернатива Су-24М, но дальний бомбардировщик сделать из него не получится, как не получится сделать таковой из Су-35С или Су-30СМ, использующих ту же самую основу, что и Су-34. 



Более реальная альтернатива — это ПАК ДА, который сейчас видят и как бомбардировщик, и как разведчик, и даже частично как тяжелый истребитель (предполагается, что он будет нести ракеты класса «воздух-воздух»). Однако будущая «невидимка» рискует стать долгостроем, ведь, по сути, она представляет собой сложнейший боевой авиационный комплекс во всей истории СССР/России. А также еще и потенциально самый дорогой. Поэтому озвученный срок первого полета (ранее указывали середину 2020-х) можно назвать «оптимистичным». Выходом из ситуации видят модернизацию Ту-160 до уровня Ту-160М2, Ту-95МС до уровня Ту-95МСМ и Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М. 

Экономика и экономия 

То, как в идеале нужно проводить модернизацию старых бомбардировщиков давно показали США. Их B-52H и B-1B получили, в частности, новейшие прицельные комплексы Sniper Advanced Targeting Pod, а также возможность применять «умные» и относительно недорогие бомбы, использующие комплекты JDAM. Сама модернизация стоила не дешево, однако самолеты смогли успешно переквалифицироваться из оружия судного дня в борцов с террором. Ну, или с любым противником США из числа стран третьего мира, не имеющих серьезной ПВО. 



Судя по всему, Ту-22М3М похвастаться такими возможностями не может, хотя его основное назначение лежит в несколько иной плоскости. Применение самолета в качестве носителя обычных неуправляемых бомб можно считать анахронизмом. Достигнутый за счет этого эффект будет мал, а вот шансы потерять самолет значительно возрастают, если проводить аналогию с запусками ракет из зоны, находящейся вне зоны действия вражеской ПВО. В этой связи показательна потеря бомбардировщика Ту-22М3 в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии 10 августа 2008 года.

Поэтому, как мы уже отметили, главной задачей для Ту-22М3М видится борьба с авианосными ударными группами и поражение особо важных целей на земле за счет крылатых ракет. Для этого машину снабдили новым комплексом вооружения, включающим современные средства связи и навигации, современными средствами радиоэлектронной борьбы и высокоточными крылатыми ракетами класса Х-32 с дальностью пуска до 1000 км и скоростью 4-5,4 тысячи километров в час. Саму ракету можно рассматривать как основную, самую важную инновацию Ту-22М3М. Увы, новую «длинную руку» бомбардировщика сложно считать «новой» в привычном смысле этого слова. По сути, перед нами осовремененная версия ракеты Х-22, которую разработали еще в 60-е. Продемонстрированные во время испытаний образцы не имеют признаков снижения радиолокационной заметности, что, конечно, уменьшает шансы на поражение цели в условиях интенсивного противодействия ПВО. А ведь другие новые российские ракеты — Х-101 и Х-59МК2 — имеют довольно заметные признаки технологии стелс, хотя и сложно сказать, насколько это помогает на практике. 

Еще один вариант вооружения для Ту-22М3М — применение аэробаллистической ракеты «Кинжал», которую также иногда называют «гиперзвуковой ракетой». Дальность применения этого изделия в составе ракетоносца-бомбардировщика оценивают в три тысячи километров, что, безусловно, является солидным показателем. С другой стороны, заявления о революционности самой разработки далеки от реальности. Концептуально «Кинжал» ближе к советской Х-15, чем, к перспективной гиперзвуковой Boeing X-51, имеющей прямоточный гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель, позволяющей поддерживать огромную скорость на всем участке полета (что, впрочем, не решает проблем с наведением ракеты на гиперзвуковой скорости). 



Из условно положительных моментов — унификация бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М с аналогичными системами стратегического ракетоносца Ту-160М. С учетом тенденций, которые мы видим в ВВС РФ (недавно опять заговорили о закупке МиГ-35 в довесок к самым разным «Сушкам») любая унификация это хорошо, хотя уровня развитых стран Запад здесь тоже едва ли получится достичь: судя по всему такой задачи даже не ставили. 

В целом, модификация Ту-22М3М хорошо отображает свойственный современной России экономный подход к новому оружию. Бомбардировщик является своего рода крылатым «побратимом» основного боевого танка Т-72Б3, который тоже стал компромиссным в плане соотношения цена/качество. Всего, кстати, до 2020 года планируется модернизировать на Казанском авиационном заводе до 30 Ту-22М3 до нового уровня. По аналогии с истребителем Су-27СМ можно предположить, что в дальнейшем оставшуюся часть машин также ожидает модернизация. А в обозримом будущем может появиться какой-нибудь Ту-22М3М2 или Ту-22М3М3, рассчитанный, в том числе, под «Кинжалы» или новые управляемые бомбы.
Автор:Илья Легат


Опубликовано: legioner     Источник



Похожие публикации для статьи "Ту-22М3М: зачем России старый новый бомбардировщик?"


1 комментарий

  1. Мл. сержант
    _ALBERT_

    Основной лейтмотив: Запад это прогресс и сие утверждение оспариваться не должно, Россия это не запад и западом никогда не станет (вопрос, а стремиться ли?).

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх