После выполнения боевых задач на Ближнем Востоке намечается модернизация ударного вертолета Ка-52
Во время посещения авиационного завода «Прогресс» в городе Арсеньеве Приморского края заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал о том, что предстоит модернизация ударно-командного вертолета Ка-52 «Аллигатор». Это решение было принято по результатам боевого применения винтокрылой машины в Сирии.
Это не означает, отметил Борисов, что работой вертолета недовольны. Ка-52 прекрасно зарекомендовал себя в Сирии. «Однако совершенству нет предела, — сказалзамминистра. — У нас есть определенные пожелания, мы обговаривали с разработчиками основных боевых узлов вопросы модернизации с целью повышения эффективности этой машины».
В частности, Борисов заявил, что, несмотря на очень хорошие результаты, полученные в результате применения новой управляемой ракеты «Вихрь», у Минобороны есть пожелания по улучшению ее прицельной дальности.
Военно-космические силы заинтересованы в существенном увеличении количества «Аллигаторов». В связи с чем по контракту 2011 года к 2020 году авиационный завод в Арсеньеве должен построить и передать в войска 140 вертолетов К-52. Модернизация «Аллигатора» должна быть проведена в кратчайшие сроки, чтобы не произошло затягивания выполнения контракта.
На первом этапе сирийской операции вертолетная техника была представлена ветеранами — Ми-8 и Ми-24М, которым надлежало решать поисково-спасательные операции и защищать российскую военную базу от вылазок боевиков. Несмотря на то, что Ми-24 является ударным вертолетом, к участию в боевых действиях он привлекался довольно ограниченно. Задачи поддержки сухопутных войск на поле боя решала в основном штурмовая авиация, представленная в Сирии самолетами Су-25.
В апреле 2016 года штурмовики были выведены из Сирии. Их место заняли вновь прибывшие Ка-52 и Ми-28Н «Ночной охотник». Именно эти машины поддерживают сирийские войска с воздуха пушечным огнем и ракетами «воздух-поверхность», как управляемыми, так и неуправляемыми.
Необходимо сразу отметить, что у Минобороны нет никаких претензий к защищенности Ка-52. Как, впрочем, и к его «коллеге по ударному цеху» Ми-28Н. Боевики, с которыми сталкиваются российские войска в Сирии, оснащены неплохими средствами ПВО, разумеется, переносными. И в определенной степени тому способствовали США, разделяющие сирийских боевиков на «чистых» и «нечистых». К «чистым» они относят «умеренную оппозицию», которая стремится к свержению Башара Асада. Вот им и перепадает от американских щедрот вооружение. Применительно к нашей истории о российских вертолетах — это ПЗРК «Стингер». Не самые последние его модификации, но, тем не менее, это оружие, которое представляет серьезную угрозу для низколетящих и не скоростных летательных аппаратов. А вертолеты именно таковы.
Помимо «Стингеров» есть в арсенале игиловцев и другие комплексы, отбитые у сирийских правительственных войск — «Игла» и даже «Оса».
«Аллигатор», как и «Ночной охотник», оснащен эффективным комплексом противоракетной защиты «Президент-С». Он способен создавать помехи и ложные ориентиры для ракетных головок самонаведения (ГСН) радиолокационного, теплового и оптического типа. Комплекс совсем «свежий», его серийное производство началось в 2015 году. Так что в Сирии он прошел важнейшие испытания в боевых условиях, продемонстрировав высокую надежность.
Комплекс «Президент-С» включает в себя ультрафиолетовый пеленгатор пуска ракет, аппаратуру обнаружения лазерного облучения, станцию оптико-электронного подавления, станцию активных радиолокационных помех, устройство выброса ложных тепловых целей.
Достоинства «Аллигатора» проистекают из его молодости. Если лучший натовский ударный вертолет «Апач» начал поступать в войска в 1984 году, то российский моложе на 27 лет. Что проявилось и в его более современной концепции, и в приборном оборудовании, и в вооружении. Лишь последняя модификация американского вертолета, Longbow, приблизилась по авионике в «Аллигатору», у нее появились функции командного вертолета.
Ну, а летные возможности российского вертолета так и остались недостижимыми. В этой области Ка-52 является абсолютным чемпионом мира. Он способен на скорости 140 км/ч летать и боком, и задом. Уникальна исполняемая им с легкостью фигура «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО и вести круговой обстрел цели из 30-мм пушки, способной пробивать 15 мм броню с расстояния 1500 м.
И РЛС РН01 «Арбалет» у «Аллигатора» вполне эффективная, позволяющая сопровождать при проходе до 20 целей. При этом дальность их обнаружения достигает 15 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. Погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности — до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
Замминистра обороны Юрий Борисов вполне доволен и ракетным вооружением «Аллигатора». В частности новой противотанковой ракетой «Вихрь». Однако при ближайшем рассмотрении она оказывается не столь уж и новой.
Эти ракеты, разработанные в тульском КБ Приборостроения, были приняты на вооружение в 1985 году для оснащения ими штурмовиков Су-25. Однако серийное производство налажено не было. Спустя 5 лет появилась модификация «Вихрь-М». И лишь в 2015 году она была запущена в серию. На сей раз «Вихрь-М» начал поставляться в первую очередь для «Аллигаторов».
Ракета сверхзвуковая, развивающая скорость порядка 2 М. БЧ тандемная кумулятивная, справляется с 900-миллиметровой броней под динамической защитой. Дальность пуска — 10 км. Наведение на цель — лазерное при автоматическом сопровождении цели. В общем, нормальная противотанковая ракета с хорошими характеристиками. И в Сирии она их подтвердила.
Но можно предположить, что намерение провести модернизацию «Аллигатора» возникло при сопоставлении его огневых возможностей с характеристиками его корабельной модификации Ка-52 «Катран». И Минобороны пришло к выводу, что в этой области «старичка» следует подтянуть до уровня свежеиспечённого «Катрана». Потому что у корабельной модификации дальность обнаружения целей достигает 200?300 км, что обеспечивается использованием РЛС с активной антенной фазированной решеткой «Жук-АЭ», «позаимствованной» ОКБ Камова у истребителя МиГ-35. Эта дальность относится к воздушным целям. Наземные цели «Жук» способен обнаруживать на расстоянии, превышающем 70 км.
У «Катрана» вместо «Вихря-М» используется ПТРК «Гермес-А» разработки того же тульского КБ Приборостроения. Это целое семейство противотанковых комплексов различного базирования. «А» — авиационный, есть наземный, корабельный, береговой. Зачастую «Катрану» приписывают возможность поражать бронированные цели на расстоянии до 100 км. Однако его модификация, авиационная, имеет дальность в 20 км. Но и это вдвое больше, чем у «Вихря». При этом совершен не только количественный, но и качественный рывок. Вертолет, оснащенный «Гермесом», работает с удаленными целями, не входя в зону действия ЗРК малого радиуса действия. Не говоря уж о «Стингерах», попавших в руки бородатым партнерам Вашингтона.
Вполне понятно, что Юрий Борисов имел в виду проведение модификации Ка-52 именно в этом направлении. И, может быть, с конкретной заменой «Вихря» на «Гермес».
При этом остается неясным вопрос о том, что же делать с ракетами «Вихрь», которых концерн «Калашников» произвел по контракту с Минобороны на 13 млрд. рублей? Вероятно, экспортировать. Поскольку ракета-то все-таки хорошая, способная существенно усилить ВВС целого ряда стран.
Владимир Тучков
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Читайте нас: