Последние известия с Балтийского флота, на мой взгляд, свидетельствуют, как минимум, о двух вещах. Первая: Москва сегодня оценивает вероятность возникновения большой войны в Европе как весьма высокую и принимает чрезвычайные меры оборонного характера. Вторая: все настолько серьезно, что приходится идти даже на ущерб нашей группировке, активно участвующей в боевых действиях в Сирии.
Это становится очевидным, если внимательно вчитаться в текст интервью, которое командующий Балтийским флотом вице-адмирал Александр Носатов дал газете «Красная звезда». Среди прочего, командующий заявил, что в нынешнем году в его распоряжение поступит еще один новейший малый ракетный корабль (МРК). Что это может быть за корабль?
Вариант единственный — Носатов имеет ввиду МРК «Вышний Волочек» (проект 21631, шифр «Буян-М»). Почему именно его? Просто ничего другого из боевых единиц этого класса на выходе с наших кораблестроительных заводах просто нет. В августе 2013 года «Вышний Волочек», шестой из серии «Буянов-М», был заложен в Зеленодольске. На воду спущен год назад, находится в высокой степени готовности и сдача его в боевой состав ВМФ действительно запланирована на нынешний год.
Но самое примечательное, что с самого начала закладывался этот корабль вовсе не для Балтийского, а для Черноморского флота. Планировалось, что «Вышний Волочек» усилит весьма ослабевшую в последние десятилетия нашу корабельную группировку в Севастополе. А именно — 41-ю отдельную бригаду ракетную катеров, самый новый в которой — малый ракетный корабль на воздушной подушке «Самум», был построен в 25 лет назад, в 1992 году.
Сегодня бригада, в составе которой осталось всего четыре МРК различных проектов, регулярно и из последних сил участвует в боевой службе нашего постоянного оперативного соединения в Средиземном море. В том числе — у берегов Сирии. Этими почти плоскодонными небольшими корабликами с крылатыми ракетами мы вынужденно затыкаем бреши на Ближнем Востоке, возникшие из-за острейшего дефицита в составе нынешнего ВМФ РФ крупных ударных кораблей дальней морской и океанской зон. Но в силу большой изношенности корабельного состава остатков бригады делать это становится все сложней.
Поэтому вполне естественно выглядели планы Москвы срочно пополнить воюющее черноморское соединение хотя бы дивизионом только что построенных в Зеленодольске «Буянов-М» с крылатыми ракетами большой дальности «Калибр-НК». В апреле 2015 года первые два из них («Серпухов» и «Зеленый дол») по внутренним водным путям совершили переход с Каспия в Севастополь и вошли в состав 41-й бригады. И тут же были отправлены на боевую службу в Средиземное море.
19 августа 2016 года «Серпухов» и «Зеленый дол» выполнили очень результативные ракетные стрельбы «Калибрами» по позициям террористов в Сирии. Но в Севастополь они вскоре вернулись только за тем, чтобы пополнить запасы. 4 октября 2016 года оба МРК, спроектированные когда-то исключительно для плавания по мелководному Каспию и дельте Волги, в сопровождении спасательного буксира вышли в рискованный океанский поход — через все Средиземноморье, Бискайский залив, Ла-Манш, Северную Атлантику и Балтийские проливы. Конечной точкой маршрута стал Балтийск, на который экипажам по приказу Главного штаба ВМФ пришлось поменять Севастополь.
Теперь за счет Черноморского флота дивизионом «калиброносцев» решено было пополнить 36-ю бригаду ракетных катеров БФ. А поскольку двух «Буянов-М» для полноценного дивизиона маловато будет, скоро к ним, как следует из слов вице-адмирала Носатова, присоединится и «Вышний Волочек», экипаж которого также сформирован в Севастополе.
То есть — что получается? Из состава фактически воюющего в Сирии флота изымают крайне необходимые ему корабли с современным высокоточным оружием и отправляют их туда, где пока пушки не грохочут. Объяснение этому может быть единственное — пушки на Балтике не грохочут именно пока. Но очень даже могут загрохотать и там.
Символом того, что нынче происходит в тех краях, лучше всяких слов может служить распространенная в Сети в феврале нынешнего года фотография. На ней бравые морские пехотинцы США с оружием и в белых маскировочных халатах запечатлены на самой российско-эстонской границе на фоне древних крепостных стен нашего Иван-города.
Понимаете: они уже буквально в двух шагах от России! Причем, с каждым месяцем ящик Пандоры распахивается все шире. Минувшей зимой танки 3-й бронетанковой бригады и 4-й пехотной дивизии армии США уже выгрузились в Польше. В районе норвежского города Тренделаг снимается с консервации американская боевая техника, хранившаяся там десятилетиями. Как утверждают — для участия в учениях «Strategic Mobility Exercise-17». Естественно, в двух шагах от РФ. В конце января Войско Польское получило первые американские малозаметные крылатые ракеты JASSM, способные поразить любую цель в Калининградской области, а если нужно — достать и Минск.
И этот перечень разведпризнаков близкой войны нескончаем. Понятно, что начнется она вовсе не обязательно. Но чтобы не началась, нужно реагировать адекватно. По крайней мере, о некоторых ответных шагах Москвы вице-адмирал Носатов и рассказал в упомянутом интервью «Красной звезде». Итак, что нами делается в ответ?
Под Калининградом завершено развертывание дивизионов противокорабельных ракетных комплексов «Бал» и «Бастион». Это оружие закрывает всё Балтийское море вплоть до проливной зоны. Но не только. До недавнего времени считалось, что ракеты П-800 «Оникс» комплекса «Бастион» предназначены исключительно для уничтожения кораблей и судов противника. Для тех, кто так думал за рубежами России, наверняка неприятный сюрприз был преподнесен 15 ноября прошлого года. В тот день наши «Бастионы», расположенные в Сирии, нанесли высокоточный ракетный удар по сухопутным позициям террористов в этой стране. И тем дали понять, что «Бастион» — универсальное оружие. А, стало быть, под их прицелом не только морская гладь, но и американские танки в Польше.
Чтобы дошло и до самых недогадливых, 9 мая пусковые установки ракетных комплексов «Бал» и «Бастион» впервые в истории в составе парадных расчетов прошлись по Калининграду. Докатился ли грохот их двигателей до Брюсселя и Вашингтона — только время покажет.
Стоит обратить внимание и на такие слова вице-адмирала Носатова: «Другое ракетное соединение Балтийского флота завершает подготовку инфраструктуры под новые ракетные комплексы». Под какие — он не сказал. Но намек на знаменитые «Искандеры», пока бывающие в Калининградской области лишь на учениях, думаю, более чем прозрачен.
И, конечно, в этом ряду спешного оборудования российских оборонительных рубежей дивизион малых ракетных кораблей в общей сложности с 24 «Калибрами-НК» в Балтийске будет смотреться очень органично. Хотя, может быть, трех «Буянов-М» в случае большой заварухи на нашей западной границе и маловато будет. Особенно — по сравнению с многотысячными стаями «Томагавков», которые в считанные дни способны доставить на Балтику ВВС и ВМС США и их союзников.
Что еще кроме этого только формируемого дивизиона малых ракетных кораблей мы способны на Балтике противопоставить противнику? Не станем принимать во внимание боевые возможности флотской авиации и Западного военного округа, в состав которого входит Балтфлот, поговорим лишь о корабельном составе. Здесь картина печальная.
Из двух наших балтийских эсминцев проекта 956 («Беспокойный» и «Настойчивый») из-за хронических проблем с главными энергетическими установками ни один давно не в состоянии выйти в море.
Из пары сравнительно новых сторожевых кораблей проекта 11540 ходовой только один — «Ярослав Мудрый». СКР «Неустрашимый» вот уже давно ржавеет у причала без форсажной турбины.
В составе флота всего две подводные лодки. Обе — проекта 877 («Дмитров» и «Выборг»). Но в строю только последняя, «Дмитров» — в ремонте.
Отрадно, что в техническом порядке 4 новых корвета проекта 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий»). Но их главное ударное оружие — по восемь противокорабельных ракет Х-35 комплекса «Уран» — имеет максимальную дальность поражения целей всего в 130 километров и не идет ни в какое сравнение с боевыми возможностями «Калибра-НК». Не случайно на строящийся на «Северной верфи» следующий корвет «Гремящий» модернизированного проекта 22385 вместо «Урана» решено ставить именно «Калибры».
Такая «картина маслом», конечно, режет глаз. Но нового подкрепления Балтфлоту, увы, сегодня ждать не приходится. Ведь и МРК «Вышний Волочек» для него, честно говоря, в Зеленодольске достраивают с большим трудом. Виной пресловутые западные санкции и затянувшаяся история с нашим импортозамещением.
Напомню, что все пять предыдущих «Буянов-М» оснащены немецкими дизельными двигателями MTU. Работа над этими кораблями до 2014 года шла настолько ритмично, что генеральный директор Зеленодольского судостроительного завода им. Горького Ренат Мистахов с гордостью заявлял: сроки работы над каждым «Буяном-М» удалось с 34 месяцев сократить до 28.
Но тут поставки из Германии были прекращены. Своего на этот случай мы ничего не подготовили. Пришлось искать замену двигателям MTU в Китае. Оттуда для «Вышнего Волочка» без проблем доставили дизели CHD622V20. По сути — те же немецкие, только устаревшие и изготовленные по лицензии. Но и при этом вместо 28 месяцев «Вышний Волочек» строят с августа 2013 года (примерно 45 месяцев). И когда он выйдет из завода еще неизвестно. Тем более неизвестно, когда флот получит следующие «Буяны-М» — «Орехово-Зуево» (заложен в мае 2014 года), «Ингушетия» (август 2014-го), «Грайворон» (апрель 2015-го).
Так что пока у берегов Сирии и на Балтике нам придется обходиться без них.
Читайте нас: