Почему альянс не откажется обсуждать с Киевом аспекты применения системы ПРО
Представители НАТО на неопределенный срок отложили встречу, в ходе которой планировали обсудить с Украиной использование системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе. Об этом 1 февраля источники в альянсе рассказали Thе Wall Street Journal.
— Существует некоторая политическая деликатность в привлечении Украины к переговорам, так как очевидно, что это может вызвать чрезмерную реакцию российской стороны, — рассказал изданию неназванный дипломат, пояснив, что стороны были намерены обсудить инциденты, которые могут произойти при размещении ПРО альянса на европейской территории.
Отмечается, что «внутри самого альянса дипломаты обсуждают пути расширения диалога с Россией, при этом некоторые официальные представители считают, что мистер Дональд Трамп будет стремиться к более тесному сотрудничеству НАТО с Россией».
Издание указывает, что «дипломаты в НАТО говорят, что нынешнее решение не закрывает путь к обсуждениям с Украиной в дальнейшем». Но «альянс движется вперед осторожно, учитывая то, что, как это уже было ранее, Россия может бурно отреагировать на развитие в области систем ПРО».
Напомним, российская сторона ранее предупредила, что те объекты НАТО, которые будут ставить под угрозу безопасность страны, станут целями для ракетных ударов. Кроме того, президент России Владимир Путин объяснял, что Москву беспокоит тот факт, что ключевую роль в принятии решений альянса играет Вашингтон: «Когда страна становится членом НАТО, ей уже очень трудно сопротивляться давлению со стороны такой крупной страны-лидера НАТО, как США».
Сейчас в НАТО активно обсуждают необходимость такой системы ПВО-ПРО, которая бы в идеале прикрывала Европу по всему периметру. Исходя из этого, власти Украины активно предлагают встроить страну в тактическую систему ПРО, отмечает военный эксперт, заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
— Натовцы хотели бы обсудить и более детально рассмотреть возможности включения Украины в эту систему. Я бы не сказал, что в альянсе с энтузиазмом относятся к этой идее, однако она укладывается в их концепцию строительства системы ПВО-ПРО с точки зрения привлечения к взаимодействию и использования возможностей так называемых стран-партнеров альянса.
В настоящее время в военном блоке действительно не хотят провоцировать Россию, тем более в условиях тех изменений, которые происходят в США после прихода к власти Дональда Трампа. В то же время и Украина пока не готова предоставить даже заслуживающую доверия информацию о собственной довольно фрагментированной системе противовоздушной обороны. А альянсу, как мы понимаем, необходимы системные характеристики того, что предлагает использовать Киев. Даже с точки зрения просчета рисков по поводу реакции РФ на более глубокое подключение Украины к натовским программам.
— В свое время американцы объясняли смещение сроков реализации четвертого этапа строительства ЕвроПРО, который предполагал переоснащение противоракет на более совершенные SM-3 Block 2B, также шагом навстречу Москве. Но на самом деле реализация четвертого этапа была приостановлена из-за ряда проблем технологического плана. Здесь не может быть подобной ситуации?
— Да. Сегодня мы во многом видим двойной подход. С одной стороны, встреча откладывается из-за опасений реакции России, с другой стороны — альянс просто не готов подключать средства ПВО, стоящие на вооружении Украины, в единую систему. Или — генсек НАТО говорит о том, что альянс не против взаимодействия с Россией, в то же время со стороны альянса наблюдаются действия по укреплению потенциала и прямым текстом говорится о сдерживании России.
Как я уже сказал, Украина пока не готова даже предоставить полную информацию о том, что у нее есть, как эти средства функционируют и насколько подходят к натовской системе. Кроме того, не на последнем месте находится вопрос доверия к командованию Украины. Понятно, что при встраивании страны в систему ПВО-ПРО во избежание различных щекотливых ситуаций должна быть высокая степень доверия к политикам, Генштабу и тем офицерам, которые будут управлять средствами ПВО, включёнными в систему. А с этим также есть проблемы.
— Европейцы разрабатывают различные проекты модернизации советских комплексов ПВО-ПРО. Возможен вариант, что они в своих целях могут оказать помощь Украине и «обновить» ее средства противовоздушной обороны?
— Возможен, и он, судя по всему, прорабатывается. Скажем, в августе официальным советником по долгосрочному развитию концерна «Укроборонпром», который концентрирует около 80% всего потенциала местной оборонки, стал бывший руководитель Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) Министерства обороны США, директор Tony Tether & Associates Энтони Тетер. Безусловно, американские специалисты внимательно оценивают, какие боеспособные вооружения остались на территории Украины, и со своей стороны проводят детальный анализ, как это можно модернизировать и использовать в своих целях.
Таким образом, откладывание встречи по обсуждению ЕвроПРО из-за нежелания провоцировать Россию — только одна сторона медали. Другая сторона — натовцы пока до конца не понимают, что делать с Украиной и как ее включить в систему ПВО-ПРО. Тем более что отчеты, которые предоставляет альянсу Киев, зачастую не соответствуют действительности.
Антон Мардасов
Фото: AP/ТАСС
Читайте нас: