Европейский суд признал факт поставок Москвой оружия ополченцам Донбасса
В концерне ВКО «Алмаз-Антей» решение Европейского суда, подтвердившего санкции в отношении предприятия, обоснованно считают политизированным.
«Еще в 2014 году должностные лица ЕС открыто заявляли, что введение санкций в отношении концерна увязывается с крушением самолета „Малайзийских авиалиний“ 17 июля 2014 года в небе над Украиной. В сентябре 2016 года Совет ЕС на слушаниях в Европейском суде юстиции общей юрисдикции признал, что связь концерна „Алмаз-Антей“ с крушением малазийского Boeing не установлена. Тем парадоксальнее выглядит сегодняшнее решение по нашему иску», — цитирует «Интерфакс» гендиректора концерна Яна Новикова.
Глава предприятия отметил, что в концерне «решение Европейского суда считают политическим и не основанным на правовой оценке обстоятельств дела».
В среду, 25 января трибунал Суда Евросоюза подтвердил законность заморозки активов российского концерна НПО «Алмаз-Антей» с марта 2015 года по сентябрь 2016 года. Решение было вынесено по одному из двух исковых заявлений концерна и касается законности индивидуальных санкций, действующих против российского предприятия с 30 июля 2014 года.
Свое решение трибунал объяснил тем, что производя противовоздушное вооружение, в частности, ракеты «земля-воздух», поставляемые российской армии, и, в свою очередь, «властями РФ — сепаратистам Донбасса, «Алмаз-Антей», способствовал дестабилизации и «ставил под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины» .
При этом В коммюнике указывается, что от Совета ЕС, наложившего эти санкции на концерн, не требуется прямых доказательств того, что произведенное им оружие использовалось ополченцами. В условиях военного конфликта, полагает трибунал, трудно установить ответственность и тип применяемого сторонами оружия. Однако, по мнению судей ЕС, «наличие простого риска того, что организация предпринимает неправомерные действия, может быть достаточным для вынесения решения о замораживании его фондов».
Решение не снимать с компании санкции принято судом первой инстанции и может быть обжаловано в течении двух месяцев.
Причиной введения санкций против концерна и ряда других предприятий российской оборонной промышленности стали присоединение Крыма в марте 2014 года, а также обвинение во вмешательстве в конфликт на востоке Украины.
Что касается непосредственно «Алмаз-Антея», санкции в отношении его были увязаны с крушением самолета «Малазийских авиалиний» 17 июля 2014 года в небе над Украиной. Совет ЕС внес российский концерн в свой черный список 31 июля 2014 года. Все активы фигурантов этого списка в Европе подлежат замораживанию. «Алмаз-Антей» опротестовал это решение, подав иск в Европейский суд общей юрисдикции 21 августа 2015 года. Кроме того, концерн пострадал и в результате введения секторальных санкций ЕС в отношении РФ, вступивших в действие с 1 августа 2014 года. В частности, был запрещен экспорт в Россию военных технологий и технологий двойного назначения, что наносит ущерб работе концерна.
— Решение Суда Евросоюза решает сразу несколько задач: демонизацию России, создание негативного имиджа и заградительных барьеров для одного из конкурентов европейским производителям военной техники в лице «Алмаз-Антея», — считает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.
— В данном случае политическая конъюнктура удачно накладывается на задачи по ослаблению конкурента одновременно на экономическом, технологическом, политическом и идеологическом уровнях. Решение Суда Евросоюза, безусловно, является политизированным, но оно выгодно и полностью соответствует самой политики Запада; один уровень усиливает другой.
— Можно ли считать решение суда признанием участия России в донбасском конфликте?
— Скорее, подобное решение следует отнести к еще одному антироссийскому демаршу, вписывающемуся в целый ряд аналогичных решений и легитимирующий санкции против России. Само по себе, решение Суда вряд ли вызовет серьезные последствия, но совокупный эффект от медийных, политических, юридических и т. п. кампаний по перекладыванию вины и ответственности с Украины на Россию может наносить урон интересам России.
— Воспользуется ли Киев этим решением суда для новых обвинений против России? Прислушаются ли к ним на Западе?
— Вопрос заключается прежде всего в том, воспользуется ли этим решением для усиления санкций или иных агрессивных политических действий сам Запад. Действия Украины в данном случае имеют значение только при соответствующем одобрении Западом, в противном случае любые даже самые громкие обвинения со стороны Украины останутся без последствий и будут просто не замечены. С одной стороны, в Европе накопилась определенная усталость от всего что связано с Украиной (никакой реальной поддержки от Европы нет и не предвидится), с другой стороны, глобалистские силы, которые особенно укрепились в Европе при Обаме, хотели бы вновь получить повод для разжигания этого конфликта, то открывает массу возможностей для конфликта с Россией.
— Отечественный ВПК, даже несмотря на пережитый в 1990-е глубочайший системный кризис, остается одной из самодостаточных отраслей реального производства. Санкции со стороны Запада в большей степени оказывают «оздоровительное» воздействие на политический класс по отношению тех иллюзий, которые еще существовали до 2014 года и вынуждают переходить от имитационного к реальному развитию. Конечно, любые ограничения негативно отражаются на бизнес- и экономических проектах, однако основные покупатели российского вооружения руководствуются задачами роста собственной обороноспособности, вклад в которую вносят в том числе и современные системы вооружения, которые поставляет Россия. Другое дело, что западные конкуренты используют инструменты формирования негативного общественного мнения по отношению к российскому производителю.
— Если Трамп изменит политику по отношению к России, можно ли будет рассчитывать на успех апелляции?
— Современная политика строится таким образом, что экономическое сотрудничество может развиваться одновременно с санкциями, именно этот курс возобладал и является доминирующим в отношениях России с Западом. Поэтому нормализация отношений между США и Россией, которую возможно предпримет Трамп, не означает автоматического снятия санкций по тем направлениям, которые объективно выгодны самой Америке. На мировом рынке вооружений Россия является достаточно серьезным конкурентом для США, поэтому препятствия которые к тому же создаются Евросоюзом скорее помогают американским производителям.
— Данное решение суда говорит только о том, что Запад так и не нашел доказательств поставок Россией вооружения в Донбасс, тем более оружия, производимого корпорацией «Алмаз-Антей», — отмечает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Иначе формулировку «наличие простого риска… может быть достаточным для вынесения решения» понять нельзя. Если бы доказательства были, их бы не преминули предъявить. Но суду для принятия решения оказалось достаточно подозрений. Подозрений, которые основываются на мнении: Россия заинтересована в победе ополченцев Донбасса. Раз заинтересованная Россия еще и способна производить соответствующее оружие, она его точно поставляет в Донбасс. Это же абсурд! Попробуйте применить такую логику в уголовном процессе, и вас тут же уличат в непрофессионализме.
— «Алмаз-Антей» серьезная мишень для Запада? Как говорится, нужен был только повод? «Боинга» показалось недостаточно?
— Новые разработки «Алмаз-Антея» опускают акции крупнейшего американского холдинга Lockheed Martin на мировом рынке вооружений. Он теряет свои лидирующие позиции. Клиенты недовольны: новейшие американские самолеты F-35 не способны преодолеть заслон российских систем противовоздушной обороны. Поэтому Соединенными Штатами, по крайней мере, прежней администрацией Белого дома, искались любые возможности, чтобы затруднить работу российского ВПК. «Алмаз-Антей» при этом их интересовал особо. Вот и в расширенный американцами в декабре прошлого года санкционный список вошли еще семь дочерних предприятий этого концерна.
— Повлияет ли это решение на продажи российского вооружения за рубеж?
— А как оно может повлиять? Рынок вооружений в мире поделен между несколькими игроками. При этом Россия и США занимают на этом рынке лидирующие позиции. «Алмаз-Антей» входит в двадцатку лучших предприятий ВПК в мире. От санкций качество его продукции не страдает, репутация — тоже. Напротив, покупатели понимают, что санкции — это прием из практики нечестной конкурентной борьбы. У концерна заключены долгосрочные контракты. Никто в мире из-за санкций не откажется от покупок высококлассного оружия, которое выпускают предприятия концерна.
— Руководство концерна будет подавать апелляцию? Есть ли шансы на успех?
Руководство концерна уже заявило, что больше не будет бессмысленно расходовать деньги на судебные процессы и не станет подавать апелляцию. Потому что не верит Европейскому суду, принимающему политизированные решения. В сложившейся ситуации это было единственно верным решением. Концерну лучше сейчас сосредоточиться на производстве востребованной во всем мире продукции, чем тратить время на судебные разбирательства. Тем более если, как мы выяснили, решение суда никак не сможет сказаться на работе концерна.
— Можно ли считать это элементом «гибридной войны»? Что они еще могут предпринять против нашего ВПК?
— Так и есть. И если эта «война» продолжится, то ожидать можно чего угодно: от арестов зарубежных счетов еще более широкого круга российских предприятий, уже даже хотя бы косвенно связанных с ВПК, до похищений и арестов российских граждан за рубежом. Но появилась надежда, что новая американская администрация не будет действовать такими топорными методами. С другой стороны, если в отношении российских предприятий и дальше будут применяться подобные ограничения, это только ускорит отказ от расчетов в долларах с заказчиками продукции российского ВПК, что со временем только оздоровит экономику.
Дмитрий Родионов
Фото: Михаил Соколов/ТАСС
Читайте нас: