Эр-Рияд отказывается оплачивать местный аналог ОТРК «Искандер»
Саудовская Аравия не спешит оплачивать работы по разработке украинскими специалистами аналога российского оперативного тактического ракетного комплекса «Искандер». Об этом 19 января сообщил российский блог bmpd, который ведут специалисты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на украинского военного эксперта Диану Михайлову.
По словам ряда источников, на украинских предприятиях, входящих в кооперацию по разработке ОТРК, ведущейся при финансировании Королевства Саудовская Аравия, работы в данный момент приостановлены. Причиной этого называется отсутствие платы со стороны заказчика из КСА по второму этапу опытно-конструкторских работ (ОКР).
Отмечается, что также не соответствует действительности распространенная некоторыми украинскими СМИ информация о планах МО Украины принять комплекс на вооружение в 2017 году.
Напомним, что впервые проект комплекса «Гром» был анонсирован на выставке «Оружие и безопасность-2015» в Киеве. По задумке украинских оружейников, «Гром» представляет собой мобильную пусковую установку с двумя ракетами типа «земля-земля». Дальность стрельбы — 280 км (с возможностью увеличения до 500 км). Комплекс будет использовать перспективную крылатую ракету, разработанную на базе проекта «Коршун» для поражения наземных целей.
По заверениям создателей, ракеты «Грома» смогут преодолевать ПВО любой сложности, в том числе — российские системы С-300 и С-400, поскольку, как и ракеты «Искандера», будут лететь по непредсказуемой траектории. По словам украинских военных экспертов, «Гром» объединяет в себе все те разработки, о которых прежде сообщал официальный Киев: и РК «Борисфен», закрытый в 2003 году, и «Сапсан», прихлопнутый в 2013-ом, и более новые, анонсированные с большой помпой, проекты «Нептун» (противокорабельный РК), «Ольха» (РК Сухопутных войск), «Коршун» (крылатая ракета морского и наземного базирования).
После известных событий на Украине киевские власти не раз громко анонсировали скорое воплощение в жизнь разнообразных ракетных комплексов, которые так и остались нарисованными на бумаге. Однако в случае с ОТРК «Гром-2» другая ситуация.
В августе 2016 гендиректор Павлоградского химического завода (ПХЗ), доктор технических наук Леонид Шиман заявил, что его предприятие совместно с КБ «Южное» уже третий год разрабатывает комплекс на деньги иностранного заказчика, благодаря которым были созданы производственные промышленные мощности и восстановлены лаборатории. Затем появилась информация, что ПХЗ в рамках первого этапа работ получил от саудитов около 40 млн. долларов на разработку комплекса.
Но с чем может быть связана приостановка разработки, и зачем Саудовской Аравии надо было связываться с разрушенным украинским ВПК, если есть возможность купить ОТРК у того же Пакистана, который разрабатывает и торгует подобными комплексами?
Причин приостановки финансирования опытно-конструкторских работ может быть как минимум три, считает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Во-первых, у заказчика могли банально возникнуть проблемы с деньгами, как бы это парадоксально ни звучало. Во-вторых, заказчика могло не удовлетворить то, что на первом этапе сделали украинцы. В-третьих, кто-то мог надавить, и саудовцы соскочили с проекта. Все-таки противников обладания Украиной ракетного оружия было много даже на Западе.
Но пока точно неизвестна причина, остается только гадать, что дальше будет с проектом — возобновят его финансирование или закроют. Если украинцы и саудовцы просто не могут договориться о распределении ролей, то, скорее всего, ОКР продолжатся. Ну а если последние поняли, что их банально разводят, то это уже совсем другая история.
Также не исключено, что контрактом на ОТРК задним числом легализуется передача каких-либо технологий или отдельных комплектующих, учитывая традиционный интерес Саудовской Аравии к баллистическим ракетам разных видов. Если сейчас в этом процессе взята пауза, то понятно, что и проект также будет приостановлен.
— Насколько далеко продвинулись украинцы в работе по комплексу?
— В конце августа 2016 года они публиковали фото сборки ходового макета самоходной пусковой установки (СПУ) комплекса и фотографии твердотопливного ракетного двигателя (РДТТ) ракеты в цехе Павлоградского химического завода. Но это только на словах красиво звучит «комплекс СПУ на автомобильном шасси КрАЗ повышенной проходимости с набором оборудования необходимого для самостоятельного прицеливания и пуска ОТР», а на деле все это даже на снимках напоминало поделки из серии «юный техник».
— 18 января украинские СМИ сообщили о том, что помимо ОТРК «Гром-2», разрабатываемого на иностранные деньги, тамошнее Минобороны все-таки планирует реализовать давний проект «Сапсан» — запустить его на «Южмаше» после 2019 года. Но тут сразу же возникает вопрос — украинские представители заявляли, что «Гром-2» вобрал себя технологии всех нереализованных проектов местного ВПК, включая «Сапсан»…
— Гипотетически «Гром» — это экспортный ракетный комплекс, на который распространяется режим контроля за распространением ракетных технологий (РКРТ). Он, напомню, запрещает продажу иностранным государствам ракет «земля-земля» с дальностью более 300 км. Но в случае заказа этих ракет украинской армией, ограничения РКРТ не действует. И оружейники могут передать своим Сухопутным войскам более дальнобойные комплексы — с дальностью более 500 км взамен стоящих нынче в строю и безнадежно устаревших советских тактических ракетных комплексов 9К71−1 «Точка-У» с уже выработанным ресурсом. И вот «Сапсан» может быть таким комплексом. Cкажем, наши «Искандер-М» и экспортный «Искандер-Э» также отличаются по своим тактико-техническим характеристикам.
Но вообще крайне сомнительно, что проект будет доведен до конца. Все-таки современную ракету создать не просто. Конечно, если помогут иранцы или северокорейцы, то украинцы сделают комплекс, но своими силами и даже на деньги иностранного заказчика вряд ли… Кроме того, одно дело испытывать боеприпас от РСЗО на полигоне и совсем другое — испытания баллистической или крылатой ракеты
— Если «Сапсан» и «Гром-2» — это варианты одного комплекса, то что тогда на самом деле кроется под комплексами «Ольха» и «Нептун»?
— «Ольха» — это старая советская 300-мм реактивная система залпового огня «Смерч» с продленным ресурсом боеприпасов, у которых заменили топливо.
«Нептун» — это, видимо, вообще банально ПТРК (противотанковый ракетный комплекс), установленный на судне или катере. Скажем, на украинских бронекатерах проекта 58150 «Гюрза» установлен ПТРК «Фагот». Вот примерно по такой схеме — на базе ПТУР — у украинцев была задумка сделать небольшую ракету с дальностью стрельбы 5−8 км.
Понятно, что для выставок украинцы чертили всякие проекты и по крылатым ракетам. Но ведь ракета сама по себе не летает — ей нужно целеуказание, РЛС. Скажем, в Киеве широко пиарился и проект ракеты морского и воздушного базирования «Коршун», которая представляет собой аналог нашей Х-59. Но об этих проектах можно вообще забыть — если Украина в лучшие годы их не смогла реализовать, то сейчас и подавно. Чем дальше от 1991 года, тем им сложнее что-то склепать самостоятельно.
— Американцы не продают саудовцам свои оперативно-тактические комплексы ATACMS, схожие по дальности с «Искандер-Э». И вообще отношения США и КСА переживают серьезный кризис, — считает руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко. — Если мы будем анализировать не заявления с трибун, а документы, предназначенные для внутреннего использования ВС США (доктрины, наставления), то увидим следующее. Как правило, они сопровождаются прогнозом стратегической обстановки, в которой будут действовать в перспективе войска. И вот в этих бумагах в 2030 году Саудовская Аравия уже не числится в качестве союзника-партнера США.
Предполагается, что между странами произойдет обострение отношений и сейчас в Конгрессе США все больше раздается голосов по поводу того, что нужно прекращать продавать королевству все сложные вооружения. Поэтому КСА в такой напряженности ищет новые источники поступления оружия. А из сотрудничества с Украиной можно извлечь определённые наработки по довольно бросовой цене. Реальный комплекс при желании они могут сделать. Только для того, чтобы его довести до ума, потребуется не менее 5−7, а то и 10 лет.
Теоретически КБ «Южное» и ПХЗ при должном финансировании сможет создать ОТРК с тактико-техническими характеристиками, приближенными к «Искандер» и даже произвести в течение года-двух малую серию ракет, считает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин.
— Но на практике это маловероятно — нужна цепочка производства, а о какой цепочке может идти речь, если «Южмаш» уже не раз и не два на полном серьезе предлагал Киеву собирать троллейбусы у себя на производственных линиях.
Что касается Саудовской Аравии, то она неоднократно проявляла интерес к нашим комплексам «Искандер», которые пока вообще запретили поставлять за рубеж. Но я далек от мысли, что саудовцы вложили деньги в украинскую оборонку, чтобы получить аналог ОТРК, прекрасно зная нынешние возможности Украины.
Честно говоря, я думаю, что этот проект — миф. Со стороны Саудовской Аравии я ни разу не слышал подтверждений тому, что украинские специалисты проводят ОКР по ракетному комплексу, за исключением опубликованных фотографий якобы со встречи делегаций и тех снимков, которые выкладывали из цехов украинцы. Разговоры об ОТРК, на мой взгляд, больше похоже на страшилки.
Проект подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Копье» начатый в 1985 году был закрыт на стадии экспериментального проектирования, а работы по проектам ракетных комплексов «Борисфен», «Сапсан», «Коршун» так и закончились ничем. У украинского ВПК, всерьез никогда не занимавшегося разработкой ракетных комплексов, нет ни базы, ни традиций, говорит ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко.
— А Саудовская Аравия по уровню компетенций в ракетных технологиях ничем не отличается от Парагвая. В общем, ни у одной из сторон нет возможностей вытянуть этот проект. Как говорили в фильме «Мертвый сезон», из тысячи мышей одну лошадь не сделать. Кстати, новость о том, что саудовцы прекратили финансирование говорит о двух вещах. Во-первых, перспективную разработку никто не будет постоянно обсуждать в публичном поле. Во-вторых, то, что реально сделано «в металле», даже и обсуждать не стоит…
Во всей это истории показателен вообще интерес Саудовской Аравии к украинским разработкам, которого просто не должно быть. Скорее всего, мы имеем дело с банальными коррупционными схемами и теневыми финансовыми операциями, которые прикрыли красивым названием «опытно-конструкторские работы». Саудовская Аравия — крупный центр движения капитала. Зачастую саудовцам необходимо отмыть нефтяной капитал и пропустить его через третьи руки. Поэтому не исключено, что кто-то в Эр-Рияде и Киеве мог неплохо «подкормиться» с такого сотрудничества.
Антон Мардасов
Фото: Пресс-служба Министерства обороны РФ/ТАСС
Читайте нас: