В четверг министр обороны Сергей Шойгу, выступая перед руководящим составом своего ведомства с докладом о современном военном строительстве и его перспективах, отметил рост значения высокоточного оружия в качестве сдерживающего фактора. Министр не исключил, что со временем он станет более важным сдерживающим фактором, чем даже ядерное оружие.
По планам министра, потенциал стратегических неядерных сил России уже через четыре года возрастет в четыре раза. Основу группировки носителей высокоточного оружия, заявил Шойгу, составят корабли с крылатыми ракетами. Сейчас новейшие корабли и подводные лодки оснащаются крылатыми ракетами «Калибр». Одновременно модернизируются уже находящиеся в боевом составе флота корабли и подлодки, получая эти же комплексы.
«В состав ВМФ поступают современные многоцелевые надводные корабли и подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами. К 2021 году силы флота составят основу группировки носителей высокоточного оружия большой дальности», – пообещал министр, добавив, что эффективность крылатых ракет увеличат в полтора раза новейшие авиакомплексы российских ВКС.
Однако пока безусловным приоритетом для Минобороны остается развитие ядерной триады. Министр рассказал про масштабное оснащение РВСН и морских сил ядерного сдерживания современными ракетными комплексами и модернизацию самолетов дальней авиации. Это, по словам Шойгу, позволит к тому же 2021 году довести их оснащенность современными образцами вооружения до 72%.
О том, почему в будущем мир может полностью отказаться от ядерного оружия рассказал бывший заместитель главкома ВВС России, генерал-лейтенант Айтеч Бижев.
— Айтеч Магомедович, зачем отказываться от ядерного оружия в качестве сдерживающего фактора?
— Некоторые виды вооружений по своему энергетическому потенциалу приблизились к ядерному вооружению: по эквиваленту своей мощности, поражаемости объектов.
Ядерным оружием уничтожаются не только стратегические военные объекты, но и гражданские. У ядерного оружия такая огромная мощность, что избирательности нет. Если требовалось уничтожить стратегический объект, а вокруг него находилась гражданская инфраструктура, то уничтожалось все. У ядерных ударов могут быть непредсказуемые стихийные последствия: разрушения дамб, каналов, атомных электростанций.
Ядерная война выбирать не будет, она уничтожит не только нас, но и всех. Ядерный удар – это не только разрушения, но и огромная радиация, которая многие годы будет отравлять почву, воздух, воду… В Хиросиме и Нагасаки люди до сих пор рождаются с патологиями. Сейчас в мире все взаимосвязано. От непреднамеренного уничтожения даже одной электростанции в той же Европе пострадают и соседние страны.
Министр обороны совершенно справедливо заметил, что сейчас стратегических целей можно достичь в безъядерном варианте. Высокоточное оружие позволяет решать России любые вопросы. Это подтвердили последние локальные войны.
— Насколько эффективно, например, применялись крылатые ракеты с боевых кораблей по мишеням в Сирии?
— Высокоточные адресные удары крылатыми ракетами наносились из акватории Каспийского, Средиземного и других морей. Ракеты попадали туда, куда надо. А наши партнеры наносили неточные удары. В Афганистане США били по свадебным кортежам. Пытались уничтожить один объект, а попадали в гражданские госпитали. У России такого не было. Это говорит том, что потенциал нашего высокоточного оружия очень велик.
Почти весь наш военно-морской флот уже переоснащен на новые ракетные комплексы. Если взять ту же стратегическую авиацию, то дальность полета уникальная и точность очень высокая. Нет смысла наносить удар с помощью ядерной боеголовки. Логика сейчас уже другая преобладает во всем мире. Флот, ВКС, сухопутные войска перешли на совершенно новые виды оружия. Те же комплексы «Искандер», «Бастион», авиационно-ракетные комплексы – все это совершенно новое. В безъядерном варианте можно решить те же задачи, что и в ядерном.
Возрастает российская орбитальная группировка. Если к концу советского времени группировка выработала все установленные ресурсы, то сейчас мы запустили много новых аппаратов. В связи с этим также улучшается избирательность, точность наведения.
— А насколько современная российская ПВО-ПРО готова противостоять зарубежному неядерному высокоточному оружию?
— Российская система ПВО создана таким образом, что пронизывает все – создано постоянно действующее радиолокационное поле, которое невозможно незаметно нарушить. Кроме того, на вооружение приняты новые зенитно-ракетные комплексы, которые очень эффективны по скорострельности, дальности и запасу. Система обороны против противника должна опережать его наступательные вооружения на 15 лет.
Зенитно-ракетные комплексы еще советского образца типа С-75, С-125, С-200, «Буки» и сейчас актуальны и могут бороться с современными средствами нападения, хотя были выпущены в 1960-х годах! А что уж говорить об С-400, которые мы ставим на боевое дежурство?! Там муха не пролетит. Всю информацию собирает и распределяет система автоматизированного управления. Командир только утверждает, согласен он с решением автоматики или нет.
— Для создания всеобъемлющих неядерных сил сдерживания потребуется ли в перспективе выход России из Договора РСМД?
— В свое время мы в одностороннем порядке уничтожали по этому договору ракетные оперативно-тактические ракетные комплексы, например «Ока». Но мы не выходим из этого договора. Все делается в его рамках. Все новые вооружения создаются в рамках этого договора. А выходить в будущем из него или нет? Не уполномочен говорить такое. Это политическое решение.
— Ядерное оружие не применяется из-за огромной опасности для всех сразу. Но нет ли опасности, что с переходом на высокоточное неядерное оружие у стран усилится чувство безнаказанности и число войн в мире вырастет?
— Все зависит от того, как сработает дипломатия, руководители наши. Оружие находится в руках политиков. Как они распорядятся им?
— Вы верите в то, что однажды человечество само откажется от ядерного оружия?
— Нормальный человеческий разум подсказывает, что от ядерного оружия нужно отказаться. Последний пример – авария на АЭС «Фукусима» в Японии. Течением радиацию разнесло по всему миру. Тунца было невозможно есть. От ядерного оружия пострадают все: кто воюет и кто не воюет.
Читайте нас: