Как был убит президент Южной Кореи

Пак Чон Хи
Майкл Брин
Убийство президента Пак Чон Хи в 1979 г.
Убийство президента Пак Чон Хи в 1979 г.
Вечером 26 октября 1979 г. [3-й] президент Кореи Пак Чон Хи сел ужинать последний раз [в жизни].
Главной темой его разговора [за ужином] было возникновение гражданских беспорядков после исключения из Национального собрания лидера оппозиции Ким Ён Сама за [его] продолжавшуюся критику репрессивной политики [президента] Пака.
Выбор собеседников отражал его опасения: директор Корейского ЦРУ Ким Чжэ Гю, главный телохранитель Ча Чжи Чхоль, который становился все более влиятельным, и главный секретарь Голубого дома (Официальная резиденция президента Республики Корея в Сеуле – П.Г.), бывший директор Корейского ЦРУ Ким Гё Вон.

Ким Чжэ Гю
Все четверо были знакомы много лет. Все они были армейскими офицерами и участвовали в военном перевороте, который привел Пака к власти 18 лет назад (16 мая 1961 г. – П.Г.). Они ужинали в ресторане, [расположенном] в пристройке Корейского ЦРУ на территории Голубого дома.
По обычаю [южнокорейской] элиты того времени, [при разговоре] для развлечения гостей присутствовали две молодые девушки: 24-летняя певица Шим Су Бон, выступавшая для [президента] Пака на предыдущих ужинах, и 22-летняя Шин Чжэ Сун, студентка театрального факультета Университета Ханьян (Древнее название Сеула – П.Г.), которую для этой функции привлек сотрудник Корейского агентства по делам культуры.
Группа начала ужинать вскоре после 18:00. Девушки сели по обе стороны от [президента] Пака.
[Президент] Пак попросил Шим Су Бон спеть. В фильме 2005 года «Последний взрыв президента» актриса, играющая Шим, исполняет энка (жанр японского песнопения), который, как считается, нравился [президенту] Паку. Однако сама Шим [позднее] утверждала, что спела только одну корейскую песню «Тот человек тогда», которая с тех пор неразрывно связана с событиями, произошедшими в тот вечер.
[Президент] Пак был невысоким и коренастым мужчиной. Его рост составлял 1,63 м (5 футов и 4 дюйма), и он поддерживал себя в хорошей [физической] форме. Он был умеренно пьющим человеком, считался брутальным и лишенным чувства юмора. Бывший американский посол описывал его как «отстраненного, авторитарного и подозрительного», утверждая, что он «требовал уважения, а не популярности». За пять лет, прошедших после убийства его жены Юк Ён Су во время покушения на его жизнь, он стал еще более замкнутым.
Согласно более позднему отчету следователей, [президент] Пак был расстроен тем, что Корейское центральное разведывательное управление (КЦРУ) не предвидело антиправительственных демонстраций и не подавило их. Около 7 часов вечера он спросил Кима, не связано ли это с тем, что его агенты не получили предварительной информации о протестах.
Позже Ким рассказал следователям, что он проинформировал [президента] Пака о том, что, вопреки его прежним предположениям, участники беспорядков были разгневанными гражданами, а не «нечистыми элементами», которых диктатура обвиняла в протестах и которые не пользовались народной поддержкой. «Из 160 арестованных только 16 были студентами», – сказал он. [Президент] Пак опасался, что недовольство перерастет в общенациональное восстание.
Ким утверждал, что [президент] Пак устроил «истерику», заявив, что если ситуация ухудшится, он отдаст приказ стрелять по демонстрантам, чтобы сохранить контроль [над ситуацией в стране]. [Президент] Пак якобы сказал, что, хотя виновные в приказе стрелять на поражение по студенческим демонстрантам в 1960 г. были казнены, никто не может казнить его, поскольку он президент.
Ким утверждал, что Ча подхватил эту тему и сказал, что, как и камбоджийское правительство убило пять миллионов человек и до сих пор находится у власти, «ничего не изменится», если будет убит один или два миллиона корейцев.
Независимо от того, было ли это преувеличением, чтобы представить себя спасителем, ясно, что вмешательство Ча в этот накаленный спор вызвало ярость Кима. Ча стал ближайшим советником президента и не гнушался физических нападений на высокопоставленных чиновников, которые его раздражали.
Было около 7:40 вечера. Ким Чжэ Гю выбежал [из обеденного зала]. Он приказал своей охране стрелять в охранников [президента] Пака, если они услышат выстрелы. Он вернулся в комнату с пистолетом 32-го калибра за поясом и сел. Затем он внезапно встал, направив пистолет на Ча.
Он крикнул [президенту] Паку: «Как у тебя может быть советником такой жалкий червяк?» – и выстрелил в Ча, попав ему в запястье правой руки. Затем он выстрелил [президенту] Паку в грудь. Ча бросился в ванную. Ким Гё Вон, секретарь администрации президента, выбежал из комнаты. Оружие Кима заклинило, и он бросился из зала. Тем временем девушки оказывали помощь раненому президенту. Снаружи охранники Кима из КЦРУ обстреляли четырех членов президентской охраны [президента] Пака, убив троих.
Ким вернулся с пистолетом 38-го калибра и убил Ча выстрелом в живот. Певица Шим Су Бон выбежала из зала. Затем Ким подошел к [президенту] Паку, лежавшему на полу. Когда он поднес пистолет к голове Пака, студентка Шин убежала. Ким добил [президента] Пака [выстрелом] за правое ухо.
Через несколько мгновений автор самой удивительной и невероятной истории экономического развития в мире был мертв. Это был конец эпохи для корейцев. Два десятилетия назад их страна была одной из беднейших в мире. Теперь же ее называли не иначе как экономическое чудо (Южная Корея в 60-90-х годах являлась одним из четырех «азиатских тигров» – П.Г.).
Ким был арестован через четыре часа после убийства [президента] Пака.
Нелепый побег [Кима]: он остановил такси у Голубого дома, и то, что он не устранил трех свидетелей, убедило следователей в том, что убийства были актом спонтанной ярости, а не частью преднамеренной попытки государственного переворота, организованной КЦРУ.
Ким был повешен 24 мая 1980 г. вместе с начальником службы безопасности КЦРУ, двумя агентами и водителем. Один агент был расстрелян 6 марта. Другой, Со Ён Джун, был заключен в тюрьму, а затем, в 1982 г., освобожден.
Главный секретарь Ким Гё Вон также вызывал подозрения. Считалось, что, будучи лучшим другом Ким Чжэ Гю, он знал эмоциональное состояние Кима и мог предотвратить произошедшее. Его бегство с места преступления и недонесение, кто нажал на курок, указывали на то, что он был заговорщиком. Он был приговорен к смертной казни, но позже суд постановил, что он был скорее безответственным, чем виновным, и смягчил приговор. Он также был освобожден в 1982 г.
Певица Шим Су Бон не могла появляться на телевидении до середины 80-х годов. Однако она записала несколько [аудио]альбомов.
Студентка театрального факультета Шин Чжэ Сун написала книгу о своем опыте под названием «Женщина, которая была там?». В настоящее время она живет в Лос-Анджелесе.
The Korea Times,
24 октября 2010 г.
24 октября 2010 г.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник













