СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Калининградская область, уже получившая неофициальное название «балтийского Гибралтара», является одной из важнейших узловых точек на мировой карте. С одной стороны, этот изолированный анклав со всех сторон окружен территориями стран НАТО – Польши и Литвы. С другой, пока он существует, все потенциальные операции альянса в Северной Европе оказываются под угрозой.
«Оттуда русские могут остановить любого»
США, Польша и Литва наперебой выражают свое недовольство тем, что Россия перебрасывает под Калининград ракетные комплексы «Искандер» и укрепляет свою войсковую группировку в этом регионе. На днях отставной американский генерал Джек Кейн буквально бил тревогу на страницах британского издания Daily Mirror. По его мнению, Россия строит планы атаки на Прибалтику, дабы бросить вызов новому главе США Дональду Трампу. Якобы именно с этой целью Москва передислоцировала тысячи солдат, военную технику и ядерные боеголовки в Калининградскую область, окруженную территориями Польши и Литвы.
В свою очередь, влиятельное издание The Independent опубликовало статью о том, что Запад опасается военных операций РФ на территории Евросоюза, а Калининградская область может стать самой горячей точкой на континенте. Издание приводит слова министра обороны Польши Антония Мачеревича, обеспокоенного тем, что в район Калининграда были отправлены российские военные корабли, оснащенные крылатыми ракетами большой дальности.
Впрочем, истерика вокруг Калининграда началась не вчера. Еще 9 ноября прошлого года командующий сухопутными силами США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес в ходе встречи с военными Литвы выступил с предупреждением: «Из Калининградской области сейчас можно не позволить нашему военному флоту и вообще никакому флоту НАТО попасть в Балтийское море. Оттуда они могут остановить любого, кто попытается войти в это море. А у нас здесь три союзника – Латвия, Литва и Эстония». Генерал также упомянул о территории на северо-востоке Польши, которая граничит на севере с Калининградской областью, а на востоке – с Белоруссией. «Эту зону мы называем Сувалкская брешь. За очень короткое время они (белорусские и российские военные) могут объединиться и заблокировать литовско-польскую границу. И изолировать тем самым трех союзников НАТО от оставшегося альянса», – волновался Ходжес. Эти заявления вызвали огромный резонанс в регионе.
Позже американский военный аналитик полковник Дуглас Макгрегор представил предполагаемый сценарий конфликта России и НАТО. По его мнению, в первую очередь на острие удара российской группировки, сосредоточенной в Белоруссии, окажутся литовские города Вильнюс и Каунас – группировка будет стараться пробить коридор на Калининград и обеспечить удар с юга на Ригу, дабы взять в клещи силы НАТО, обороняющие восточные подступы к столице Латвии. В свою очередь, те российские силы, что сосредоточены в Калининграде, нанесут встречный удар, чтобы облегчить задачу своим коллегам.
Но особенно охотно сеет панику польская пресса. Ведь, по мнению журналиста издания Polityka Insight Марека Сверчиньского, существует «серьезная и основательная угроза», что «после захвата Прибалтики русские направятся в Польшу». Сверчиньский, как и Ходжес, «вычислил» «самый простой путь, ведущий к соединению войск захватчиков с силами, которые расположены, например, в Калининградской области». Это так называемый Сувалкский коридор – польско-литовский участок границы протяженностью 60 километров, отделяющий Белоруссию от Калининградской области. «НАТО об этом осведомлено, а положение Польши трудно назвать иначе чем трудным», – уверяет журналист.
«Калининград стал российским Гибралтаром»
Таким образом, место начала войны между Россией и НАТО определено – Сувалкский коридор. По крайней мере, «специалисты по Третьей мировой войне», проживающие в Восточной Европе, на этот счет удивительно единодушны. «При силовом сценарии войскам НАТО, направляющимся в страны Балтии, придется пройти через этот «коридор». Впрочем, для контратаки он очень неудобен. У подразделений альянса по обе стороны будут находиться группировки противника: с одной стороны силы в Калининградской области, с другой – группировка войск в Белоруссии», – заявил на страницах газеты Tygodnik Powszechny бывший сотрудник отдела оборонно-стратегического планирования министерства обороны Польши, ведущий специалист по военным аспектам международной безопасности варшавского Центра восточных исследований Анджей Вильк.
Сам президент Польши Анджей Дуда настаивает, что Калининградская область стала «самой милитаризированной частью Европы». И надо думать, что в случае полномасштабного конфликта НАТО в самую первую очередь попытается оккупировать Калининградскую область и уничтожить находящиеся там войска РФ.
Президент американского Джеймстаунского фонда Глен Говард считает, что гибридный, конвенционный или даже ядерный конфликт в Прибалтике может разыграться уже в ближайшем будущем. «Калининград в определенном смысле стал российским «Гибралтаром», так как там больше военных мощностей, чем во всех странах Прибалтики. Один из важнейших элементов в Калининграде – система противовоздушной обороны С-400, дальность которой составляет 400 километров. Москва также дислоцировала там баллистические ракеты «Точка» и «Искандер» с дальностью 500 километров – они могут достичь Варшавы или Берлина. Оборонная стратегия России в Балтийском море опирается на концепцию A2/AD (стратегия преграждения доступа, англ. anti-access/area denial), это мера сдерживания противника, чтобы ему было слишком опасно дислоцировать свои силы в местности, которую он защищает. Уникальная география Балтийского моря особенно хорошо подходит для такой войны, особенно из-за небольшой глубины. Средняя глубина Балтийского моря – 53 метра, а это ограничивает операции больших судов. Перед любой попыткой НАТО помешать атаке России надо сначала одолеть Калининград», – отметил американец.
Он также сослался на подсчеты специалистов Пентагона, согласно которым США понадобится около 72 часов, чтобы доставить 82-ю десантную дивизию. «Другой способ – активизировать силы особо быстрого реагирования НАТО. Но их дислокация зависит от политической воли внутри блока, особенно от нежелания Германии вновь идти войной против России. Любая интервенция НАТО столкнется с вопросом воли альянса и вызовом A2/AD в Калининграде», – резюмировал Говард.
Но конфронтация может пойти и по другому пути – Калининградская область подвергнется блокаде. Редактор калининградского портала NewsBalt Андрей Выползов напомнил, что недавно в Литве выпустили третье издание раздаточной брошюры о способах сопротивления в случае оккупации. «На мой взгляд, издание Вильнюсом учебников по партизанской войне – это подготовка литовцев к самому опасному сценарию развития событий в треугольнике Литва – Польша – Калининград. Подобного рода план аналитики НАТО особо уже даже и не скрывают: спровоцировать сухопутную блокаду Калининградской области с тем, чтобы вынудить Россию пробить гуманитарный коридор на т.н. Сувалкском перешейке – на польско-литовской границе. Провокатор Литва будет трактовать действия Москвы по спасению миллионного населения Калининградской области как «вторжение агрессора», призывая своих граждан дать отпор», – считает Выползов.
В этой связи вспоминается отказ Польши от возобновления льготного приграничного режима сообщения с Калининградской областью, отмененного 4 июля в преддверии саммита НАТО в Варшаве. Кроме того, Литва, Латвия и Эстония намерены покинуть энергетическое кольцо пяти стран БРЭЛЛ, в которое они еще с советских времен входят вместе с Россией и Белоруссией, и синхронизировать свои системы с континентальной Европой. Около года назад в рамках реализации этих планов состоялась торжественная церемония запуска электросоединений Литвы с Польшей и Швецией. Если Литва, Латвия и Эстония действительно выйдут из БРЭЛЛ и перестанут работать с Россией в синхронном режиме, то Калининградская область автоматически превратится в энергетически изолированный «остров». В связи с этим глава Минэнерго России Александр Новак обещал, что программа энергобезопасности Калининградской области будет ускорена. По его словам, в ближайшие годы здесь будет построено сразу четыре новых теплоэлектростанции.
Вольный город Караляучус
Некоторые соседи России традиционно смотрят на Калининградскую область с некоторым аппетитом, но редко проговаривают это прямо и вслух. Так, в Литве Калининград называют «Караляучусом» («Королевская гора») – так он значится даже на дорожных указателях. Тамошние идеологи утверждают, что в средневековую эпоху в течение многих веков именно литовцы являлись в этой области основным этническим элементом. В 1995 году отец-основатель нынешнего литовского государства Витаутас Ландсбергис говорил, что статус Калининградской области как территории России после Второй мировой войны так и не получил достаточного обоснования.
Пять лет назад идеолог литовского национализма Ромуальдас Озолас (кстати, экс-вице-спикер парламента, то есть фигура далеко не маргинальная) опубликовал статью, в которой призывал к созданию новой независимой «Балтийской республики»: «Отказавшись от мюнхенской традиции политкорректности, Литва может, используя абсолютно легальный международный язык, начать представлять стремления жителей края Караляучус стать независимой республикой».
Уже в 2014-м аналитик литовского государственного Центра исследования Восточной Европы Лауринас Кащюнас, недавно ставший депутатом Сейма, заявил, что решением Потсдамской конференции в 1945 году Кенигсберг был передан Советскому Союзу лишь на пятьдесят лет и при наличии соответствующей политической воли западные державы могли бы добиться пересмотра этого пункта договора. При этом Кащюнас уверен, что среди жителей Калининграда сильны автономистские настроения, связанные с тем, что многие из них чаще бывают в странах ЕС, чем посещают «материковую» Россию.
Конечно, все вышесказанное не означает, что НАТО обязательно попытается перерубить «калининградский узел», тем более одним ударом. Но тема эта обсуждается столь активно, что неизбежно отразится на отношениях России и Североатлантического альянса. Разумеется, не в лучшую сторону.
Читайте нас: