В Средиземном море потерпел аварию второй истребитель из состава российской авианосной группы. Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, по официальным данным, упал при заходе на посадку после выполнения боевого задания, выкатившись с палубы авианосца.
Опасная работа
Достоинства авианосцев очевидны: мобильный аэродром, способный за сутки хода сместиться на 300-500 миль, дает флоту и собственное истребительное прикрытие, и разведку, и базу противолодочной обороны, и, конечно, ударные возможности — в том числе по объектам в глубине территории врага. Недостатки проистекают из достоинств: самолетам приходится действовать с сильно ограниченной в размерах площадки, вдобавок движущейся и раскачивающейся. Львиная доля всех авиационных происшествий происходит именно на взлете/посадке, и для палубной авиации это правило еще более справедливо.
Каковы основные причины происшествий с палубными самолетами?
— Незацеп или обрыв троса аэрофинишера
Посадка на авианосцы, с учетом ограниченной длины пробега, производится с помощью аэрофинишера. Поперек угловой палубы корабля натянуты тросы (как правило, четыре), за которые самолет зацепляется с помощью посадочного гака при касании палубы. Посадка производится на полном газу, чтобы иметь возможность уйти на второй круг в случае неудачного зацепа, но спасает это не всегда, и самолеты регулярно падают в воду, не сумев набрать скорость. Происшествия с аэрофинишером держат заслуженное первое место в списке причин аварий палубных самолетов.
— Слишком высокая вертикальная скорость
Посадка на авианосец проходит в рамках весьма жестких условий по курсу, горизонтальной и вертикальной скорости. Касание палубы на слишком высокой скорости может закончиться поломкой шасси, а иногда и потерей самолета в целом, и хорошо если только одного.
— Удар в рампу
Высокая глиссада для летчика палубной авиации означает, скорее всего, второй заход на посадку. Низкая — риск удара в рампу — кормовой срез палубы. Летчикам палубной авиации еще с 1930-х годов помогают оптические системы захода на посадку, комбинациями огней показывающие летчику, что он находится на правильной глиссаде, а также информирующие о том, что самолет идет выше/ниже нужного. Гарантий, однако, это не дает, особенно с учетом воздействия ветра и качки — в случае посадки «по краю допустимого» летные происшествия вполне возможны.
— Незакрепленный самолет
Еще одна встречающаяся причина потерь — плохо закрепленный в спешке интенсивных летных операций самолет/вертолет, скатывающийся в воду с борта. Противоядие — постоянные тренировки палубных команд, но усталость и невнимательность периодически берут свое.
— Столкновение
При рулении. При взлете. При посадке. Самолеты и вертолеты сталкиваются друг с другом, с надстройками и с зазевавшимися людьми. Ключевым средством предотвращения является грамотная организация работы на палубе и собственно компоновка современных авианосцев. Сначала для того, чтобы развести машины, совершающие посадку, с уже приземлившимися, была придумана угловая палуба, ось которой отклонена от оси корабля. Это дает заходящему на посадку самолету возможность чистого ухода на второй круг при незацепе, без необходимости сворачивать за борт, как это было на авианосцах 1920-1940-х годов.
В дальнейшем палубы авианосцев превратились в сложные графические схемы, где выделены отдельные места для машин во всех возможных ситуациях. При должной подготовке палубных команд это позволяет уменьшить вероятность аварий, но не исключает их полностью.
— Изменения курса корабля
Авианосец, принимающий или поднимающий самолеты, вынужден придерживаться идеально прямого курса, задача эскорта — прикрыть главный корабль соединения в этот момент, когда он не может маневрировать. Любое внезапно возникающее препятствие в этих условиях чревато серьезными последствиями. В мирное время эта опасность не столь высока, но во время войны не один самолет был потерян из-за того, что авианосец в момент посадки или взлета резко менял курс — например, обнаружив приближающийся торпедный залп.
— Отказ двигателей
И взлет и посадка на авианосец происходят на максимальных режимах работы двигателей. В первом случае — для того, чтобы обеспечить на коротком отрезке максимальную скорость, в помощь тому, что даст взлетающему самолету скорость самого корабля, а также катапульта или трамплин. Во втором — чтобы обеспечить быстрый набор скорости для ухода на второй круг. Работа двигателей на форсаже периодически приводит к отказам, но в палубной авиации цена такого отказа может оказаться куда выше, чем на наземном аэродроме.
— Метеоусловия
Экстремальные погодные явления, над морем встречающиеся достаточно часто, повышают вероятность аварий: сильное волнение, порывистый ветер, туман, низкая облачность в сочетании с прочими факторами могут представлять серьезную угрозу.
Что делать?
Борьба с аварийностью в авиации идет постоянно, и палубная авиация — не исключение. Исключить ее полностью вряд ли возможно, но стремиться к этому надо. Едва ли не единственный путь, позволяющий уменьшить влияние случайных факторов и предотвратить влияние факторов предсказуемых, — это постоянная тренировка личного состава: и летчиков, и палубные команды, и экипаж корабля, и руководство авиационных частей и корабельных соединений. Два самолета, потерянных с «Адмирала Кузнецова» за три недели, — неприятная статистика, но если опыт, извлеченный из этих происшествий, не будет учтен и востребован — будет куда хуже.
Читайте нас: