Разгром шведов: Ревельская битва 1790 года
Первые два года противостояния с Россией в войне 1788-1790 годов были крайне неудачными для Швеции. Стокгольм так и не смог воспользоваться отвлечением русской армии и флота на борьбу с турками и терпел одно поражение за другим. Проблемой шведского командования оставался низкий профессионализм генералов и адмиралов, назначавшихся случайным образом и никогда не демонстрировавших успех на поле боя. Под стать своим подчинённым был и король Густав III, не умевший правильно оценивать свои возможности и увлекавшийся авантюрами, дорого обошедшимися его стране.
В 1790 году Шведское королевство планировало взять реванш за предыдущие поражения. В Карлскроне, главной базе флота Густава III, была собрана мощная эскадра кораблей, по численности существенно превосходившая русские силы на Балтике. Командующим этой армадой был назначен бездарный брат короля, герцог Карл Зюдерманландский, неоднократно битый русскими флотоводцами. Особенную надежду шведы возлагали на внезапность нападения и разобщённость русских эскадр, которые стояли в Ревеле (ныне Таллин) и Кронштадте. Карл надеялся сначала нанести визит в Ревельскую бухту к
В распоряжении шведского командующего находилось 22 линейных корабля и несколько фрегатов. Кроме того, он располагал большим количеством пушек и имел численное превосходство экипажей. В обычных условиях такие преимущества почти гарантировали бы успех, однако Карл Зюдерманландский, невесть каким образом ставший у руля шведского флота, упустил благоприятные возможности и позволил противнику навязать свои условия игры.
В Ревеле Чичагов был вынужден бороться с эпидемией тифа, поэтому на его кораблях не хватало матросов. Единственное госпитальное судно не справлялось с количеством заболевших, и императрица Екатерина II великодушно позволила превратить в лазарет Екатериндальский дворец. К счастью, в тот год Эстляндию не посетила эпидемия чумы, которая была частой гостьей Европы в условиях жуткой антисанитарии. В этих условиях Василий Яковлевич сохранил свои силы в боеспособном состоянии и мог дать отпор противнику.
Расчёты шведов на внезапность появления у Ревеля оказались тщетными – Чичагов знал о скором прибытии Карла Зюдерманландского и был к нему готов. Расчёт русского командующего строился на удобстве обороны ревельской бухты, которая не позволяла вражеским кораблям маневрировать. Лобовое столкновение нивелировало преимущества шведов и заставляло их фронтально атаковать построившуюся линию русских кораблей. Кроме того, с двух сторон у входа в бухту располагались русские батареи, которые должны были обстреливать врага с флангов.
Перед сражением обеспокоенная неравным соотношением сил императрица Екатерина II отправила гонца к Чичагову, прося дать оценку готовности русской эскадры к бою. Василий Яковлевич дал ей ответ, достойный христианина: «Бог защитник мой, чай не проглотят они нас».
Шведы объявились на рейде Ревеля второго (12) мая 1790 года. Перед собой они увидели построившийся в три линии русский флот, готовый к бою. В первой линии Чичагов разместил все свои линейные корабли (10), в том числе флагман «Ростислав», а во второй фрегаты, которые прикрывали промежутки между передовыми кораблями. В третьей линии находились вспомогательные суда, которые должны были оказывать поддержку основной эскадре. Левый фланг Василия Яковлевича опирался на порт и береговую батарею, а правый на отмели полуострова Виймси. Авангардом командовал вице-адмирал А.В.Мусин-Пушкин, а арьергардом контр-адмирал П.И.Ханыков.
Карл Зюдерманландский и его штаб составили диспозицию боя, которая учитывала численное преимущество шведов. По плану, они должны были кильватерной колонной пройти мимо русских кораблей и накрыть их залпом с правого борта. Это манёвр шведские корабли собирались повторять несколько раз вплоть до полного уничтожения русского флота. При всей кажущейся лёгкости он совершенно не учитывал погодные условия и прочие нюансы времён парусного флота.
С самого начала всё пошло не так, как было задумано герцогом. Ветреная погода не позволила шведам, идущим под парусами, прочно занять позицию для боя и вести прицельный огонь по русским кораблям. В то же время суда Чичагова, стоявшие на якорях, обладали высокой устойчивостью и дружным огнём расстреливали качавшиеся на волнах корабли противника. Некоторые шведские капитаны стремились приблизиться к врагу на максимально близкое расстояние, однако это лишь усугубляло их положение. Василий Яковлевич тотчас отмечал приближавшуюся опасность и немедленно приказывал сосредотачивать весь огонь на определённых судах, что быстро заставляло их возвращаться на прежние позиции.
Флагманский корабль Карла Зюдерманландского, «Konung Gustaf III», отчаянно пытался исправить ситуацию, однако в суматохе боя сильно сместился прямо под дружный огонь русских пушек (в том числе «Ростислава») и едва смог выбраться из боя. Ещё одному линейному кораблю, «Prins Carl» повезло меньше. Он потерял все мачты и был вынужден капитулировать перед абордажной командой русских моряков.
Карл Зюдерманландский, как и положено брату короля, наблюдал за сражением с безопасного расстояния. Оценив обстановку, он даже не стал вводить в бой все корабли своей эскадры и отдал распоряжение прекратить атаку русского флота. Получив приказ отступать, шведские корабли были вынужден выбираться из сложившейся ситуации по собственному разумению. При этом, разумеется, шведам не удалось избежать потерь. Судно «Riksens Ständer» село на мель, было покинуто командой и сожжено. Таким образом, в бою шведы потеряли два корабля, а остальные сильно пострадали и нуждались в ремонте.
Победа Чичагова была тем блистательнее, что он не только сохранил целыми и невредимыми все свои корабли, но и отбился от превосходящих сил противника. Человеческие потери двух флотов также были несопоставимы – шведы лишились более 600 человек (большинство – пленные), а русские – 35 (из них восемь убитых). Для битвы подобного масштаба столь малый урон русских экипажей казался удивительным.
Главным итогом Ревельского сражения стало то, что замысел шведского командования разбить Балтийский флот по частям оказался сорван с самого начала. Герцог Карл Зюдерманландский в очередной раз расписался в своей полной «профессиональной непригодности», однако продолжил бессмысленный поход. Результатом его попыток прорваться в Кронштадт стало
За победу в Ревельском сражении Чичагов и его подчинённые были щедро награждены императрицей. Василий Яковлевич получил высший орден империи – Андрея Первозванного, а его подчинённые – вице-адмирал Мусин-Пушкин и контр-адмирал Ханыков – золотую шпагу с бриллиантами и орден Св. Владимира II степени соответственно. Капитаны кораблей обрели золотую шпагу с надписью «за храбрость», а остальные офицеры и солдаты – другие награды. Среди тех, кто принимал участие в сражении, был и первый русский кругосветный путешественник И.Ф.Крузенштерн.
Заглавное фото. Ревельское сражение на картине И.К.Айвазовского
С начала проведения СВО, даже несмотря на ряд существенных успехов, в порядке вещей стали коллективные видеожалобы и обращения украинских вояк, сетующих то на нехватку оружия, то на дебильное командование, то на воров-командиров.
На фоне ухудшающегося положения ВСУ на фронте в Польше рекламируют Польский легион (ПЛ) – подразделение, состоящее из граждан Польши и граждан Украины польского происхождения, воюющее в составе украинского войска.
Народу власть явила занимательный ребус: понять, как Зеленский и его офисное окружение за свои зарплаты скупают элитную недвижимость по всему миру. Это и есть «умение жить»?
На Украине в настоящее время всё ещё проживает примерно один миллион юношей в возрасте от 18 до 24 лет, большинство из которых попытаются отправить на фронт.
Донбасс больше не будет чувствовать себя «бедным родственником», которого любят, но стесняются. Снисходительность больше неактуальна. Пожалуй, это главный итог проходящего голосования для ЛДНР.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.