В эти дни - 9-13 октября - в Стамбуле проходит Всемирный энергетический конгресс. Вчера в рамках этого мероприятия состоялась встреча президента России Владимира Владимировича Путина с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Формально никаких сенсаций на встрече не произошло, и самое главное осталось за закрытыми дверями. Однако эта третья личная встреча президентов России и Турции после принесенных Анкарой извинений и подавления проамериканского путча имела стратегическое значение.
Эрдоган, будучи прагматичным и одновременно харизматическим политиком, за период своего президентства совершил все ошибки, которые было возможно совершить. Но это не следствие его некомпетентности, а результат геополитического положения Турции между Западом и Востоком, между атлантизмом и евразийством. Эрдоган с самого начала выбрал атлантистский путь и дошел до его логического конца. Отсюда и ошибки: все они проистекают из главной – ориентация на США и НАТО.
Эрдоган поддержал проект Великого Ближнего Востока, сблизился с исламистскими режимами Саудовской Аравии и Катара, втянулся в конфликт с Асадом, пошел на уступки курдам и бросил за решетку в ходе дела Эргенекон под надуманными предлогами армейскую верхушку Турции и вождей кемалистов, прежде всего лидеров партии "Ватан".
Всего этого требовали Вашингтон и Брюссель, обещая золотые горы. Но вместо золотых гор эта атлантистская политика поставила Турцию на грань распада, создала предпосылки для появления на карте Курдистана. А самого Эрдогана американцы чуть было не убрали в ходе военного переворота, который едва не увенчался успехом и который США попытались осуществить с опорой на сеть своих агентов влияния из секты Фетхуллаха Гюлена, а также напрямую через натовские структуры в Турции и ЦРУ.
Поэтому по результатам расследования попытки переворота в Турции поданы иски против председателя объединенного комитета начальников штабов ВС США генерала Джозефа Данфорда, главы Центрального командования (СЕНТКОМ) ВС США генерала Джозефа Вотела и директора Национальной разведки США Джеймса Клэппера. Все они обвиняются в подготовке переворота. Вот в каком контексте состоялась третья встреча Путина с Эрдоганом.
Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Эрдоган в атлантистском направлении дошел до окончательного тупика. Ориентация на Вашингтон и исламистские государства Ближнего Востока чуть было не стоила ему жизни, а Турции - территориальной целостности и гражданской войны.
Поэтому - как у прагматика - у Эрдогана остается только один путь - евразийский. И главным партнером в этом направлении является Путин и Россия. А также другие страны многополярного клуба, жестко отказывающие США в праве на гегемонию. А поскольку напряжение в Сирии и на Ближнем Востоке нарастает не по дням, а по часам и угроза прямого столкновения США с Россией увеличивается с каждым днем, то от успехов переговоров - особенно неформальных и не для прессы - между Эрдоганом и Путиным зависит, по сути, судьба человечества.
Если в этих критических условиях Анкара и Москва будут по одну сторону баррикад и Вашингтон явно увидит, что в случае конфликта Турция будет либо как минимум нейтральна, либо вообще поддержит Москву, возможно, и до самого конфликта дело не дойдет.
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Главное сейчас вот в чем: Эрдоган не просто выбирает между атлантизмом и евразийством. Он уже сделал выбор, и этот выбор был в пользу именно атлантизма. Однако именно этот выбор оказался абсолютно провальным и чуть было лично его не убил.
Поэтому у Эрдогана просто больше нет никакого пути, кроме евразийского. И это не вопрос аргументов или баланс интересов, это вопрос - быть или не быть Турции как независимому государству и быть или не быть Эрдогану как политическому лидеру. В евразийском контексте, в союзе с Россией у Турции есть все шансы устоять и развиваться дальше.
Без России и особенно против России Турция и Эрдоган лично обречены. И именно потому, что Эрдоган уже шел по атлантистскому пути и дошел по нему до его закономерного конца - то есть до тупика, его евразийский выбор будет отныне необратимым и решительным. Он на своем опыте, а не под влиянием советников и теоретиков убедился в железном законе геополитики. И этот урок дорогого стоит.+
Поэтому встреча Эрдогана с Путиным в предвоенных условиях и имеет столь большое значение. Это вопрос войны и мира.
Снова, как в эпоху Ататюрка, ключ к суверенитету Турецкой Республики находится в Москве. Поэтому дальнейшие шаги Анкары такие: выход из НАТО и присоединение к ШОС. Ось Москва-Анкара, одним словом.
Читайте нас: