Зачем Горбачёв сдал СССР

Бардак в голове
СССР в 1985 году был способен выдержать давление коллективного Запада во главе с США и Саудовской Аравии с Пакистаном, которые пытались натравить исламский мир на Красную империю. Но катастрофа крылась в головах и сердцах советской верхушки. Команду Горбачёва больше заботила не победа над капиталистическим миром, а сохранение власти, слияние с «развитым» Западным миром (
Команда Горбачёва, в которую входили такие деятели, как директор Института США и Канады Георгий Арбатов, главный «архитектор перестройки» Александр Яковлев, министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе, просто «сливала» Советский Союз.
Советская верхушка в этот период переродилась. Сам Горбачёв был типичным деградантом, с какой-то плывущей, неустойчивой, двойственной и лицемерной психикой. Его речь была настоящим словоблудием, словесным потоком.
В частности, с самого начала Горбачёв излучал оптимизм. Мол, нам нипочём Америка и её «Звёздные войны». Мы найдём ассиметричные ответы. С другой стороны, он одновременно показывал слабость. Мол, страна на пределе! Нас сломают, поэтому надо идти на уступки!
Ещё одна черта «Меченого» — постоянная спешка, горячка. Мол, надо начать и углубить, думать будем потом. Страну погрузили в спешку, ломку, в которой отключалось нормальное аналитическое, критическое мышление, логика. Быстрей! Быстрей! А то поезд уедет. Главное — процесс, а цель определим потом.
При этом Горбачёв отметился тем, что любое здравое начинание мог довести до абсурда, полного провала. Если бригадный подряд, то для всех. Борьба за здоровый образ жизни? Значит, подорвём внутренние доходы бюджета, которые поступали от продажи алкоголя (до трети доходов казны). Разумно было бороться с алкоголизмом, в который погрузился поздний СССР, правильной пропагандой, развитием массовой физкультуры, расширением сети для здорового досуга, здравниц. Что сделал Горбачёв? Просто приказал сократить производство на 40%, вырубить ценные виноградники.
Отняв у людей выпивку, он не только подорвал доходы казны в момент, когда американцы и саудиты обрушили цены на нефть (
Такая двойственность была во всем. Горбачев массу речей произнес на тему необходимости прекращения гонки вооружений. Делал дурацкие заявления о том, что «выиграть гонку вооружений, как и саму ядерную войну, уже нельзя!». США, наоборот, строили свою стратегию на том, чтобы обыграть противника.
Одновременно масса средств по-прежнему уходила в производство обычных вооружений,
«Человек, с которым можно вести дела»
В ноябре 1985 г. Москву посетил американский госсекретарь Джордж Шульц. Шла подготовка встречи лидеров Америки и СССР в Рейкьявике. Горбачёв попытался разыграть из себя жесткого политика, показать, что у СССР есть чем ответить на американские угрозы. Однако американцы быстро раскусили клоуна. Поняли, что силы за его словами нет.
Это подтвердила и «железная леди» Британии Маргарет Тэтчер. «Я определенно нашла в нем человека, с которым можно вести дела. На самом деле, он мне даже понравился», — сообщила Тэтчер Рейгану в конфиденциальной записке после многочасовых дискуссий с Горбачевым о гонке вооружений.
Тэтчер стала для Горбачёва «проводником» в мир западных лидеров. Их встреча состоялась в конце 1984 года, когда Горбачёв посетил Великобританию во главе советской парламентской делегации. Тогда будущий глава СССР не был еще Генеральным секретарём ЦК КПСС, а был членом Политбюро и председателем Комиссии по иностранным делам Совета Союза Верховного Совета СССР. Эту встречу злые назовут потом — и, вероятно, не без оснований — «смотринами», которые Тэтчер устроила Михаилу Сергеевичу.
Разрушительная конверсия
Осенью 1985 г. Москва стала разжигать страх и истерию в собственном народе. 14 октября Горбачёв с экранов ТВ сообщил народу, что США хотят истощить СССР в гонке космических и дорогих вооружений, сорвать планы советского руководства в социально-экономической сфере, в повышении жизненного уровня людей.
На самом деле у СССР были колоссальные резервы. В частности, можно было умерить аппетиты дружественных и социалистических режимов, которым помогал Союз.
Также в стране было уже столько
То есть часть ресурсов, которые тратили на ВПК, можно было пустить на прорывные программы. В частности, космические. Наладить разумную конверсию, то есть перенаправить часть военной промышленности на выпуск качественной гражданской продукции, которой так не хватало советскому обывателю. Также стране не хватало качественного оборудования, техники для пищевой отрасли, для лёгкой промышленности в целом, для здравоохранения, для производства строительных материалов и т. д. Назрели меры по развитию энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства, по добыче нефти и газа.
Очевидно, что Советский Союз, вторая экономика планеты, при умелом руководстве, экономии, концентрации на главных направлениях мог добиться удивительных успехов. Особенно с учётом лучшей школы в мире, передовой науки, хорошего инженерно-технического корпуса. Кадры решают всё! А в СССР они были!
Сам народ в 1985 г. испытывал энтузиазм. Многие считали, что наконец-то пришёл сравнительно молодой и энергичный руководитель, он сможет с умом использовать огромные научные, интеллектуальные, технические, индустриальные и космические резервы, накопленные в СССР. Чем-то это время походило на начало 2000-х годов, когда народ радовался стабильности и изобилию, росту жизненного уровня. Поэтому речи Горбачёва сначала воспринимали с большой надеждой.
Всё это давало возможность Москве совершить разумную модернизацию страны и народного хозяйства. Выиграть время – как минимум 10–15 лет, пока Запад во главе с США скатывается в новый кризис капитализма (новую Великую депрессию).
Однако Горбачёв разумной конверсией заниматься не спешил. Он о ней заговорил только в 1988 году. Время было уже потеряно — разрушение СССР шло уже полным ходом. В такой ситуации разумная мера обернулась только ещё одной катастрофой. Разрушением ВПК великой державы.
При составлении плановых заданий на 1989 г. советское правительство начало раздавать предприятиям ВПК задания по производству гражданской продукции. Но было уже поздно: народное хозяйство СССР было разбалансировано, начались процессы разрушения. Громадные средства, которые выделили на разработку и выпуск гражданской продукции, просто пропали. Конверсия должна была дать свои плоды в 1992 – 1993 гг., но СССР уже развалили, промышленность остановили, рынок открыли для импортных товаров. То есть, если бы конверсию начали на 2–3 года раньше, то положительные итоги имелись бы уже в 1990 – 1991 гг.
Пятилетний план развития на 1986–1991 гг. изначально был ошибочным. Горбачёв ставил две основные цели: поднять благосостояние народа и укрепить обороноспособность. Однако оборону уже не надо было крепить за счёт народа, как в 30-е или 50-е годы, когда нам угрожала мировая война. Угрозы безопасности не было! Сухопутная армия СССР была лучшей в мире и раздавила бы любого противника, хоть НАТО в Западной Европе, хоть Китай. Было очевидно, что бессмысленно готовиться к войне в стиле Второй мировой войны. Никаких грандиозных битв в стиле Курской дуги или Висло-Одерской операции уже не будет. С танковыми лавинами и воздушными битвами с участием сотен самолетов. Ядерную войну никто бы не начал – это самоубийство. Лидеры Запада хотели жить и жить припеваючи.
То есть СССР имел огромный резерв, который можно было использовать для развития экономики, модернизации страны, для поднятия благосостояния народа. Достаточно было рационально использовать и перераспределить то, что уже имелось в стране.
Разложение
Проблема была в том, что Горбачёв и его команда не только не понимали, какие сказочные резервы и ресурсы у них есть в СССР, но и с самого начала работали на развал «совка», который они ненавидели.
В феврале 1986 г. прошёл XVII съезд партии, на котором запланировали модернизацию промышленности: внедрение промышленных роботов, станков с компьютерным управлением, гибких производственных линий. Громадные ассигнования в 200 млрд рублей (фактически долларов) заложили на закупку нового оборудования, модернизацию машиностроения. Однако благие намерения должны были подкрепляться чисткой партийного, государственного аппарата. В сталинском духе. Только так можно было добиться качественного рывка в развитии, без скатывания в «рынок».
Однако Горбачёв умел только болтать. Благие начинания немедленно выродились в развал, разложение. Уже в 1987 г. выяснилось, что 60% новых заводов в нескольких машиностроительных ведомствах по технологическому уровню не дотягивают даже до среднего по Союзу. 30% были выше среднего уровня, но не дотягивали до мирового уровня. И только 10% новых производств относились к передовым (часто с натяжкой).
Средства бюрократии дали, но проверять не стали. По итогам проверки виновные не отправились на нары, чтобы другим неповадно было. В итоге и это внешне здравое начинание повело страну к экономическому краху.
СССР в эпоху Горбачёва напоминал гиганта с больной головой. Имелись все шансы, все ресурсы, чтобы обыграть американцев, либо хотя бы выиграть время, чтобы противник сам рухнул от истощения.
У США имелась чёткая стратегия победы над СССР. У неё имелись большие недостатки, но она была, и её постоянно корректировали, обновляли. У советских верхов такой стратегии вообще не было! Поэтому американцы и смогли захватить инициативу, навязать свои правила игры. Закон жизни суров: не умеешь строить стратегических планов, за тебя это сделает противник.
Москва же следовала жалкой, заимствованной у Запада концепции конвергенции. Слияния элит СССР и Запада, сближения советской и западной систем, социализма и капитализма. Советская верхушка мечтала о том, что её примут в круг глобальной элиты. Теория была полностью ложной и вела к капитуляции. Что в итоге и произошло.

Егор Лигачев, Александр Яковлев и Михаил Горбачев на XIX Всесоюзной конференции КПСС, 28 июня 1988 года
Опубликовано: Мировое обозрение Источник