В очередной раз англосаксы не нашли ничего более занимательного, чем стравливать Ташкент с Москвой с помощью, казалось бы, уже отработанного материала, хоть и верного дружка посла США в Узбекистане, президента медиакорпорации «Радио Свободная Европа / Радио Свобода»* Джейми Флая и даже заместителя американского госсекретаря Узры Зеи.
Речь идет о Комиле Алламжонове – бывшем начальнике департамента информационной политики администрации президента Узбекистана и близком соратнике его дочери, которого еще в 2022 году интернет-издание Asia Today
Итак, 25 февраля газета Financial Times
В материале с заявкой на интригу приводится высокохудожественное описание со слов самого Алламжонова вооруженного нападения, которое произошло в богатом пригороде Ташкента Кибрай. Его Range Rover притормозил на светофоре на железнодорожном переезде, затем раздались звуки выстрелов, но он не сразу понял, что его пытались убить. Чиновник с трагедией в голосе вспоминал те роковые для него минуты: «Шёл дождь, было темно, я ничего не видел. Я подумал, может, короткое замыкание в осветительных приборах вдоль железнодорожных путей. Затем в машину попали четыре пули. "Я сказал водителю: дави на газ"». Чуть позже Алламжонов узнал, что автомат Калашникова нападавшего заклинило, и именно поэтому он выжил.
Ну а далее FT начинает раскручивать мысль, мол, в Узбекистане крайне редки политические убийства и насилие с применением огнестрельного оружия, поэтому происшедшее находится в связи с очевидной напряженностью внутри правящей семьи. Проводя параллели между осужденной дочерью экс-президента Узбекистана Гульнарой Каримовой и старшей дочерью действующего главы государства Саидой Мирзиёевой, издание вещает о том, что первую – любительницу разного рода тусовок – держали подальше oт реальной власти, а вторая, мол, слишком активно вмешивается в политические процессы страны.
Поэтому-то научный сотрудник иноагента Евразийского центра Карнеги в России Темур Умаров и поднимает инфопанику,
К слову, источник ресурса «Озодлик» в правительстве Узбекистана как-то утверждал, что между Алламжоновым, с одной стороны, и третьим лицом в администрации президента Узбекистана – мужем младшей дочери Ш. Мирзиёева – Отабеком Умаровым и службой государственной безопасности, с другой – идет «война», мотив которой неизвестен. В то же время по другим каналам
Напомним, что немногим ранее в кулуарах экспертного сообщества была озвучена версия о том, что Алламжонов попытался манипулировать Саидой Мирзиеёвой в целях лоббирования продажи Великобритании доли в Навоийском горно-металлургическом комбинате, занятом добычей и переработкой урановой руды, что, собственно, и привело к его последующей скорой отставке.
Некоторые злые языки утверждают, что опальный политик лично инсценировал нападение на себя, дабы по полной программе насолить зятю главы государства.
Как бы там ни было, но в феврале этого года военный суд Узбекистана провел закрытый судебный процесс по делу о покушении на Алламжонова: было вынесено десять приговоров, но публично назвали имена только пяти преступников.
По официальным данным, никто из членов семьи, включая Отабека Умарова, с нападением не связан. Однако прозападные журналисты в попытке вбить клин между Ташкентом и Москвой нашли в деле российский след, отметив причастность к этому делу неких чеченцев, которым якобы предложили 1,5 млн долларов за убийство Алламжонова. Ташкент якобы выдал международный ордер на арест и призвал Грозный выдать их.
Однако глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил, что прозападные и оппозиционные СМИ в Узбекистане притянули за уши версию о «чеченском следе», включив в число злоумышленников и его самого. Р. Кадыров
Короче говоря, подобные русофобские вбросы англосаксов с втравливанием в интригу уроженцев Чечни и одновременной критикой узбекистанской власти без сомнения являются очередной попыткой вбить клин разногласий между Ташкентом и Москвой.
Их явно бесит планомерное укрепление взаимодействия Узбекистана и России. Так, 21 февраля Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев во время телефонных переговоров
В ходе тёплой беседы были высоко оценены плодотворные контакты и обмены, активно проходящие на разных уровнях, а особое внимание было уделено обеспечению динамики роста основных показателей торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
Исходя из официальных статистических данных, товарооборот между РФ и РУз в 2024 году превысил 10 млрд долларов, что почти вдвое больше показателей шестилетней давности. При этом лидеры двух государств поставили задачу увеличить объем взаимной торговли до 30 млрд долларов к 2030 году.
Одним из ключевых драйверов роста товарооборота становится межрегиональное сотрудничество: в развитии торговых отношений участвуют более 70 регионов России, которые взаимодействуют с партнёрами из Узбекистана.
В экспорте из Узбекистана в Россию
Российский импорт в Узбекистан представлен преимущественно промышленными товарами на сумму 2,167 млрд долларов. Существенную долю составляют минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы – 1,254 млрд долларов, химические вещества и аналогичная продукция – 753,774 млн долларов.
А взять военную сферу. В конце января главы военных ведомств России и Узбекистана Андрей Белоусов и Шухрат Халмухамедов
В ходе этой встречи министр обороны РФ подчеркнул, что Россия и Узбекистан – стратегические партнёры и давние друзья.
Стоило бы уже англосаксам заниматься своими внутриполитическими проблемами, требующими серьёзных кардинальных решений, а не совать свой нос в отношения государств постсоветского пространства.