Нам обещают нефть по $ 25 за баррель и 90 руб. за долллар
Ведущий финансовый конгломерат Соединенных Штатов — Bank of America, опубликовал прогноз относительно развития мировой экономики. Об этом сообщило агентство Rambler News Service. В нем обрисованы, — причем сделано это без предварительных расчетов и обоснований, — крайне неблагоприятные тенденции, которые ждут и нас, и весь мир.
Так, в будущем году среднегодовая стоимость нефти снизится, согласно неаргументированным цифрам заокеанских финансистов, до 25 долларов за баррель. При этом американский доллар будет стоить 90 рублей. Bank of America оговаривает, правда, что эти данные относятся к «негативному прогнозу». Аналогично российский ВВП России в 2017 году снизится на 2,4%, инфляция перешагнет рубеж в 7%. Что касается ключевой банковской ставки, то она сохранится на уровне 10%.
Однако Bank of America подсластил, что называется, пилюлю — обнародовал также и базовый прогноз, который можно назвать вполне оптимистичным. Согласно его данным, через год реальным может быть рост российской экономики на 1,1% и, в частности, замедление инфляции до 4%. Нефть марки Urals подрастет в цене до 59 долларов за баррель.
Между тем 3 октября доллар на бирже продавался за 62,36 рубля, евро — за 70,06 рубля, нефть сорта Brent стоила почти 50,5 доллара за баррель (данные на 14:40 по московскому времени).
…Примечательно, что ровно за неделю до «апокалиптического» для России прогноза американского банка, другая влиятельная финансовая структура США — агентство Bloomberg, констатировало в своем обзоре снижение до минимума волатильности курса рубля за последние 2 года.
Многие мировые наблюдатели также отмечают: российский рынок стал вторым, после Бразилии, лучшим источником доходов в развивающихся странах для керри-трейдинга(прибыль на разнице процентных ставок в различных странах. — Ред.).
— Рубль остаётся стабильным; этот факт должен вызывать интерес у керри-трейдеров, особенно после того, как Банк России дал ясно понять, что оставит процентную ставку неизменной до конца этого года, — приводит ресурс «Лента.ру» слова валютного эксперта Radobank в Лондоне Петра Матиса.
…Еще неделей раньше, все сильнее звучащие в самых различных аналитических кругах выводы, что Россия не справляется с кризисными явлениями, попытался опровергнуть премьер Дмитрий Медведев. В своей статье в журнале «Вопросы экономики» от 22 сентября он признал, что в конце 2014 года «нам предрекали катастрофу, а один известный политик утверждал, что российская экономика будет «порвана в клочья».
— Нам пророчили неуправляемый бюджетный кризис, — пишет Медведев, — срыв в инфляционную спираль и длительное падение рубля, продолжительный и глубокий спад производства, скачок безработицы. В общем, катастрофический сценарий.
Однако, по мнению премьера, возглавляемое им правительство сумело противодействовать всем нагрянувшим шокам, не скатившись при этом в безответственный и вредный популизм.
— Чтобы судить о полной просчитанности того или иного прогноза, нужно подержать его в руках, проанализировать его цифры, — говорит старший научный сотрудник Института стратегических исследований Николай Трошин. — Пока же первое впечатление, которое складывается из сообщения о т.н. «негативном сценарии» Bank of America для российской экономики на 2017 год, это — попытка информационного вброса, пресловутой «страшилки». А данные приемы — необходимо признать — имеют определенное значение для тех компаний, которые ориентируются на российский рынок; и его игроки, так или иначе, будут действовать в соответствии с его предвзятыми, явно мрачноватыми данными. Любые прогнозы относительно перспективных валютных курсов будут сбываться в силу того, что масса трейдеров начнет действовать в соответствии с этими указаниями, и они могут на минимальные значения повлиять на текущие курсы.
Однако реальных макроэкономических факторов, которые могли бы привести к озвученному американским банком показателю 90 рублей за доллар на ближайшие полгода-год, как и собственно к уровню инфляции, превышающему 7%, — не просматривается.
— По крайней мере, отечественные экономисты, причем самых разных взглядов, — в отличие от Bank of America — такие цифры не решаются обозначить даже гипотетически, — не говоря уже о том, чтобы встраивать их в сценариях развития…
— Вопрос здесь даже не в том, прогнозируют ли столь пессимистичный вариант российские эксперты. От него далеко и большинство западных аналитиков, поскольку недавнее соглашение ОПЕК о замораживании нефтедобычи в значительной степени поставило в ближайшие перспективы рост цены на нефть, что однозначно будет способствовать укреплению рубля. Поэтому то, что мы узнаем из обзора американского банка в его предположениях относительно ближайшего будущего российской экономики, прямо противоположно реальным тенденциям.
— Мотивация составления подобного рода прогнозов-«жупелов», — насколько она коренится в плоскости, где заканчивается экономика и начинается политика, причем не очень чистоплотная?
— Да, по большому счету, налицо задача уже политического свойства, когда совершается попытка организованно сыграть против российской национальной валюты, воспрепятствовать восстановлению экономики РФ. Причем это предпринимается в условиях, когда мировая макроэкономическая ситуация улучшается.
— Вероятность «негативного сценария» становится всё менее вероятной в контексте, в том числе прошедшего на прошлой неделе соглашения ОПЕК, — считает главный экономист Евразийского банка развития, доктор экономических наук Ярослав Лисоволик. — Но продолжают действовать определенные риски. Они могут быть связаны с возможными шагами Федеральной Резервной Системы (ФРС. — Институт, выполняющего, по сути, функции Центробанка США. — Ред.), то есть с резкими, агрессивными повышениями ставок со стороны этой финансовой структуры.
Кроме того, еще одним источником такого рода шока для нас может выступить резкое изменение экономической динамики в соседнем Китае, — когда, как известно, только за один день, 12 июня прошлого года, фондовый рынок КНР рухнул на 29%, лишившись 2,8 трлн. долларов капитализации. Вообще, торможение роста китайского ВВП наблюдается уже 4 года. Причем интенсивность его роста — самая низкая вообще за последние четверть века. А ведь еще несколько лет назад все восторгались темпами роста экономики Поднебесной, когда она демонстрировала двузначные цифры «в плюс». Так что, оба эти фактора — американской ФРС и Китая, могут на нас действовать как комбинированно, так и по отдельности. Но в то же время нельзя не замечать, что в последнее время наметились признаки того, что ситуация в российской экономике будет несколько стабилизироваться.
— Насколько тактика ОПЕК по ограничению добычи влияет на самочувствие российской экономики, и почему это не отражается, на ваш взгляд, в американском прогнозе?
— При всем положительном значении договоренности 28 сентября на неформальной встрече в Алжире по ограничению добычи в параметрах 32,5−33 млн. баррелей в сутки, по конкретным ограничениям для каждой из стран картеля пока договоренность отсутствует. Окончательное решение может быть принято (хотя, как говорится, не факт) на очередном саммите организации, которая пройдет 30 ноября в Вене. Поэтому не могу не сказать о своих сомнениях по этому поводу, которые обуславливает общая непоследовательность позиций как головной ОПЕК, так и отдельных участников этого объединения. Тем более, государства-экспортеры нефти не в первый раз нарушают заранее достигнутые договоренности.
— Версию об умышленном «вбросе» со стороны Bank of America, в формате известных информационных войн, вы не допускаете?
— Нет. Упомянутые мной два фактора — достаточно серьезны, и я бы не прибегал здесь в оценках к излишней конспирологии.
Алексей Голяков
Фото: Zuma/ТАСС
Читайте нас: