5 ноября 2024 года начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игорь Кириллов провёл очередной брифинг, посвящённый преступлениям киевского режима. В этот раз генерал основное внимание уделил возможным провокациям Киева с применением радиологического оружия против населения России. Под "радиологическим оружием" подразумеваются боеприпасы, в которых в качестве основного поражающего фактора используется ионизирующее излучение радиоактивных материалов. Такие радиоактивные рассеивающие устройства также часто именуются "
Комментируя выступление, СМИ обратили внимание на то, что генерал в очередной раз заострил внимание на несоблюдение Западом международных конвенций в области оружия массового поражения. Однако по вопросу ограничения радиологического оружия конвенций не существует. Больше того, в международном праве до сих пор нет определения "оружие массового уничтожения (поражения)".
Впервые этот термин появился во время Второй мировой войны. Лондонская Times применяла его для описания действий нацистской Германии и Японии. "Оружием массового поражения" тогда называли любые боевые средства, которые использовались для массового уничтожения гражданского населения.
В международных документах термин стал фиксироваться после создания ООН. В 1946 году он впервые был упомянут в резолюции ООН о создании Комиссии по атомной энергии (сегодня –
В дальнейшем такие конвенции были приняты по вопросу ограничения ядерного оружия запрещения бактериологического (биологического), токсинного и химического оружия. В то же время соглашение о запрете радиологического оружия так и не было согласовано. Юридически не было закреплено единое определение "оружия массового поражения". В каждой из перечисленных международных конвенций этот термин трактуется по-разному.
Важная деталь: на сегодняшний день в России сложилась практика руководствоваться конвенциальным подходом. Это означает, что в вопросах международных преступлений наша страна строго руководствуется международными конвенциями. Если конвенций нет, то и преступление не подлежит наказанию. Именно такая ситуация возникла с радиологическим оружием. Но даже если конвенция есть, то в вопросе ее применения всё равно существуют проблемы.
Дело в том, что все перечисленные международные соглашения в области оружия массового поражения были разработаны при решающей роли США. Поэтому их положения либо размыты, либо неприменимы Правоприменение таких конвенций целиком поставлено в зависимость от Международного суда. Этот орган контролируется США и их союзниками. Это позволяет Западу не только уходить от ответственности, манипулировать нормами. Нередко США и вовсе отказываются признавать ими же изобретённые конвенции. Мы же им строго следуем.
Но такой подход ставит Россию в явно невыгодное положение. В этой ситуации куда выгодней было бы использоваться теми возможностями, которое предоставляет законодательство западных стран.
Так, в уголовном законодательстве США термин "оружие массового уничтожения" имеет самое широкое применение. Он включает едва ли не все виды "разрушительных устройств". В этот список входят не только ядерное, радиологическое, биологическое, химическое оружие. К нему относят и обычные виды вооружений, не оказывающие воздействия на большое количество людей. Конкретно – бомбы, ракеты, гранаты, мины и даже винтовка калибром более 12,7 миллиметров. Основанием для их причисления к "оружию массового поражения" является использование в террористических актах или же при угрозе их совершения. С этой точки зрения куда выгодней ссылаться на нормы США, позволяющие осудить англосаксов и их марионеток за применение того же радиологического оружия.
Ещё лучше – вспомнить о том, что Россия является основоположницей ООН. В этом статусе она вправе самостоятельно давать международно-правовые формулировки.
Читайте нас: