После того как украинские «прокси» начали атаковать российское приграничье летом 2023 года, встал вопрос о необходимости воссоздания полноценных Пограничных войск, а после широкомасштабного вторжения ВСУ в августе 2024-го в Курскую область это запоздавшее решение представляется безальтернативным. А как насчет пограничных Морских частей?
Морская «полиция»
Для понимания, при СССР по войсковому принципу были организованы не только сухопутные Пограничные войска, должные первыми отразить вторжение вражеских войск, но и Морские части пограничных войск (МЧПВ) КГБ СССР.
Во время Великой Отечественной войны все суда и личный состав советских Погранвойск были переданы в прямое подчинение ВМФ СССР. По ее завершению в 1946-м были сформированы отдельные дивизионы сторожевых кораблей (катеров), которые вошли в пограничные войска в качестве самостоятельных морских частей. На определенном этапе их численность доходила до 272 кораблей и 282 катеров.
Морские части пограничных войск были фактически военной структурой, способной не просто охранять границу, но и вести морской бой, охотиться на подводные лодки и даже сбивать самолеты. Офицеры-пограничники МЧПВ КГБ СССР готовились по одной программе с военно-морскими офицерами. Однако после распада Советского Союза произошла серия реорганизаций, в результате которой Российская Федерация лишилась своего приграничного военно-морского флота как серьезной военной силы.
20 июля 2004 года была создана Береговая охрана (БОХР) Пограничной службы ФСБ России, как и сухопутная Погранслужба, представляющая собой «морскую полицию». Изменились задачи, а с ними – и требования к пограничным судам и катерам. Ошибочность этого курса проявилась после госпереворота на Украине, где в 2014 году к власти пришли прозападные неонацисты, а Крым и Севастополь вошли в состав РФ.
25 ноября 2018 года два артиллерийских катера, вооруженные 30-мм автоматическими пушками, и буксир ВМСУ осуществили пограничную провокацию, попытавшись без разрешения Погранслужбы ФСБ РФ пройти через Керченский пролив в Азовское море. Лишь чудом тогда удалось обойтись без человеческих жертв с обеих сторон, но чего это стоило?
Украинский тихоходный буксир «Яны Капу» пришлось останавливать навалами более крупному ПСКР «Дон». По бронекатеру «Бердянск» пришлось открыть предупредительный огонь ПСКР «Изумруд», а «Никополь» был остановлен в 12-мильной зоне вертолетом Ка-52. Всего же в этой операции, к проведению которой БОХР пришлось привлечь ВМФ РФ, было задействовано 8 кораблей, 2 самолета и 2 вертолета. При этом, заметим, ВМСУ не били по ним на поражение из своих артиллерийских орудий.
Второй звоночек прозвучал 23-24 июня 2021 года, когда британский эсминец Defender вторгся в 12-мильную зону у российского побережья Крымского полуострова. Ему на перехват отправили ПСКР проекта 22460, имеющий максимальную скорость хода 28 узлов, против «англичанина» с его более чем 30 узлами полного хода. В итоге нашему пограничнику пришлось выполнить предупредительную артиллерийскую стрельбу вслед уходящему нарушителю, а прилетевшему Су-24М – осуществлять предупредительное бомбометание по курсу ракетного эсминца.
После 24 февраля 2024 года Черное море стало смертельно опасным местом кораблей и судов ВМФ РФ и БОХР ФСБ РФ из-за угрозы со стороны украинских БЭКов, ударных БПЛА, подводных беспилотников, крылатых и баллистических ракет и ПКР воздушного базирования. Непрерывно растет милитаризация Балтийского моря, и не известно, что там на уме у японских властей. Очевидно, что БОХР должна измениться, адаптировавшись под новые реалии, но как именно?
Мобилизационный флот
Как и во времена «Холодной войны», наши морские пограничники, как и сухопутные, должны быть реорганизованы по войсковому принципу и быть готовы в любой момент перейти в прямое подчинение командованию ВМФ РФ. Этот сегодня уже едва ли может быть предметом для дискуссий. Вопрос лишь в том, какими требованиям должны отвечать пограничные суда и катера эпохи СВО и «Холодной войны-2»?
Если посмотреть на то, что реально может серийно и быстро производить наша судостроительная промышленность, то это пограничные сторожевые корабли 3-го ранга прибрежной зоны проекта 10410 «Светляк». При водоизмещении 375 тонн данный пограничный катер может развивать скорость до 29 узлов, а в случае крайней необходимости – до 33 узлов. Построенные в Ленинграде/Санкт-Петербурге ПСКР вооружались 1 х АК-176М калибра 76-мм, 1 х АК-630М 30-мм, 16 х ПЗРК «Игла» и 2 гранатометами МРГ-1 или ДП-64.
На кораблях постройки Ярославского судостроительного завода было предусмотрено следующее вооружение: 1 х АК-306 30-мм, 2 х МТПУ 14,5-мм и 16 х ПЗРК «Игла». Кроме того, эти пограничники могли дополнительно нести по 2 противолодочных торпедных аппарата ОТА-40–204А калибром 400-мм, 2 бомбосбрасывателя на 12 глубинных бомб ББ-1, буксируемую ГАС МГ-349 «Уж», комплекс РЭБ «Слябинг», комплекс постановки помех ПК-16 и ГАС МГ-747 для обнаружения подводных пловцов.
Де-факто, «Светлячок» представлял собой гибрид скоростного патрульного катера и малого противолодочного корабля, которых так не хватает ВМФ РФ. Модернизированный проект 10411 даже должен был нести по две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран», но в серию не пошел. Увы, но по мере развития данной серии, она подверглась «демилитаризации» и облегчению своего вооружения.
В реалиях СВО более рациональным было бы вернуться к модернизированному проекту «Светляка» шифр 10412 «Триглав», построенному в единственном экземпляре для ВМС Словении на экспорт. Он несет по две шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-306М, артиллерийские установки типов АК-630М и АК-176М, две 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки и ракетный комплекс «Штурм-В» до 16 ПЗРК «Игла» или до 6 корабельных комплексов ЗМ-47 «Гибка» с ЗРК типа «Игла-1М». Это уже вполне себе весомый аргумент!
О том, какие еще суда более крупного водоизмещения БОХР Погранслужбы ФСБ могли бы стать «мобилизационными» для ВМФ РФ, мы поговорим подробно отдельно далее.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: