В прошлой
Думается, многим весьма грустно и печально смотреть на то, как огромный металлургический комплекс Юго-Западного края Руси уходит в небытие стараниями экзальтированных выходцев с предгорий Карпат. Ведь это не они его создавали. Не они строили угольные шахты и работали в них, не они прокладывали железные дороги, не они сооружали плотины электростанций и мосты. Они лишь научились разрушать их американским оружием. Действительно безрадостная картина.
Но мы хотели бы предложить на какое-то время перестать печалиться по этому поводу и устремить свои взоры в другую сторону — на восток. Ведь именно там прямо сейчас куётся новое сердце России.
* * *
Восточная Сибирь и Дальний Восток занимают особое место в короне государства Российского. Разумеется, их смело можно было бы назвать жемчужинами. Более того, самыми дорогими и драгоценными жемчужинами. Ведь размах территорий и их природные богатства настолько колоссальны, что от этого просто захватывает дух. В то же время им больше подошла бы роль необработанных алмазов, потому что богатства их по большей части остаются сокрытыми, а земля практически неосвоенной.
Надо сказать, что Россия уже не первое столетие трудится над огранкой этого природного шедевра. И сегодня, в эпоху стремительного угасания Запада, наша страна как никогда близка к тому, чтобы превратить этот самородок в блистательный бриллиант.
Да, путь этот, конечно, начался даже не вчера. Ещё в XVII столетии русские землепроходцы, путешественники и купцы исследовали эти суровые края. Тогда же и стали появляться первые поселения и остроги, позднее ставшие старинными сибирскими русскими городами. Таковы, к примеру, Иркутск, Якутск, Красноярск и многие другие поменьше.
По-настоящему фундаментальным событием для последующего развития всей Сибири и Дальнего Востока стало сооружение великой Транссибирской железнодорожной магистрали. Каждый глупец, который позволяет себе высказываться о якобы отсталости России, должен хотя бы для начала посмотреть на это циклопическое инженерно-техническое чудо рубежа XIX–XX веков. Никто ничего подобного ни до, ни после никогда не осуществлял на нашей планете.
И сегодня Транссиб является самой протяжённой полностью электрифицированной магистралью в мире. И самой интенсивной. В США, к слову, по сей день большинство железнодорожных линий обслуживаются тепловозной тягой. Впрочем, это лирическое отступление.
Конечно, Транссибирская магистраль превратилась в транспортное и, как следствие, цивилизационное ядро всего востока России. С помощью этой дороги было положено начало интенсивному развитию и индустриализации колоссального макрорегиона. Без этой базы нельзя было бы двигаться дальше. Но и останавливаться на ней тоже. Поэтому уже в советское время начался новый этап освоения Восточной Сибири.
В этом году экраны телевизоров и страницы интернет-изданий и газет демонстрировали своим зрителям и читателям поблекшие от времени старые фотографии и цветные плакаты, на которых улыбающиеся люди обнимаются друг с другом, радуются и ликуют, а на заднем плане виднеются заснеженные вершины горных хребтов да стройные ряды таёжных елей. В 2024 году отмечалось 50-летие БАМа, точнее, полувековая годовщина начала его строительства.
Байкало-Амурская магистраль — ещё один российский мегапроект — стала новым витком в развитии нашего Востока. Современная инфраструктура пришла в безлюдные и бескрайние, невероятно суровые края. Появились десятки посёлков и городов, электростанции, школы, заводы, жильё.
Не менее грандиозным стоит считать и постройку огромных ГЭС на великих реках Сибири. Саяно-Шушенская на Енисее, крупнейшая в России электростанция мощностью 6,4 ГВт, Красноярская, Усть-Илимская, Братская и другие.
Саяно-Шушенская ГЭС. Не печальтесь, граждане, по Днепрогэсу
Эти энергетические гиганты строились для того, чтобы на их базе создать мощный промышленный комплекс. Собственно, очень многое из задуманного и было создано.
Но затем грянул развал Советского Союза, а гении либеральной мысли в один голос запели о якобы сомнительной целесообразности всех этих великих строек. Нашлись также подпевалы и иного рода (так называемые всепропальщики): по их мнению, громадные усилия советских людей на этом поприще пропали втуне. Мол, посмотрите, какие были замыслы, какая проделана для их осуществления работа, а что же в итоге? Вопрошают они.
Но правда в том, что современная Россия более чем достойно использует грандиозное наследие предыдущих поколений на своём востоке. И использует не только для того, чтобы получать недоступные ранее природные богатства, но и чтобы дальше строить и развивать инфраструктуру.
К примеру, прямо сейчас строится (уже приближается к финалу) частная Тихоокеанская железная дорога протяжённостью примерно 600 км от богатейшего Эльгинского угольного месторождения, что в Якутии, до тоже строящегося порта Эльга в Хабаровском крае. Ещё одна частная ветка уже соединяет Эльгинское с БАМом.
Это уникальное месторождение, которое наравне с Нерюнгринским (что тоже в Якутии) является одним из крупнейших в России по запасам высококлассного коксующегося угля. Разрабатывать эти богатства начали не так давно. То есть мы в самом начале пути.
В прошлый раз мы как раз говорили про кокс и его стратегическую роль в металлургии. И про то, как Украина его стремительно лишается.
Что ж, а на востоке России только зарождается новая отрасль. Якутский уголь премиальный по своим качествам, а в относительной близости с его источниками обнаружено месторождение железной руды — Мильканское в Хабаровском крае. Таким образом, в перспективе ближайших десятилетий в регионе возникнут новые коксохимическая и металлургическая отрасли, в то время как на незалэжной они благополучно стараниями хуторских еврооптимистов к этому времени, видимо, окончательно сойдут на нет.
Стоит сказать, что Якутия вообще рассматривается специалистами-геологами как абсолютно уникальная природная кладовая, в недрах которой сокрыта вся таблица Менделеева. Гигантские запасы лития и редкоземельных металлов («нефть» XXI века, как про них говорят), газ, уголь, золото, алмазы и многое другое. Проблема лишь в том, что в этом суровом регионе с невероятно низкой плотностью населения до недавнего времени практически отсутствовала инфраструктура.
Но вот в 2019 году (если что, это наши дни, современная Россия) на вокзал станции Нижний Бестях, что на противоположном берегу от Якутска, пришёл первый пассажирский поезд по Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, имеющей протяжённость более 800 км. Таким образом, гигантские просторы центральной Якутии были присоединены к БАМу и железнодорожной сети всей страны.
Ну а этой осенью началось строительство автомобильного вантового (уникального по сложности реализации в условиях вечной мерзлоты и масштабу замысла) моста через реку Лену в Якутск.
Великая сибирская река Лена. Про какую там птицу писал Гоголь?
Реализуются на Дальнем Востоке и несколько уникальных проектов в области добычи меди. К примеру, уже строится горно-обогатительный комбинат на Удоканском медном месторождении в Забайкальском крае. Месторождение, на минуточку, одно из крупнейших в мире. И находится оно недалеко от станции Новая Чара Байкало-Амурской магистрали. Так что великий трудовой подвиг предков только начинает давать свои грандиозные плоды. А в Хабаровском крае Русская медная компания строит ГОК на другом крупном месторождении — Малмыжском. И это только уже реализуемые объекты, в проекте ещё несколько подобных предприятий. Все вместе они сделают регион одним из ведущих в данной отрасли.
Впрочем, не только добыча активно развивается на востоке. К примеру, несколько лет назад в Тайшете Иркутской области (крупный узел Транссиба, БАМа и Южносибирской магистрали) открылся современный высокотехнологичный алюминиевый завод. А несколькими годами ранее был открыт Богучанский алюминиевый завод в Красноярском крае. Таким образом, энергия грандиозных сибирских ГЭС активно используется, а их строительство никак нельзя назвать бесполезным. Справедливости ради стоит отметить, что алюминиевые производства возникли в регионе ещё во времена СССР, так что современная Россия лишь успешно продолжает реализовывать советский замысел по созданию мощного промышленного комплекса в Восточной Сибири.
Развивается добыча газа на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях. Уже работают станции по обслуживанию газопровода «Сила Сибири», в Амурской области возводятся газохимические комплексы «Газпрома» и «Сибура». В городе Усть-Кут Иркутской области Иркутская нефтяная компания достраивает завод по производству полимеров. А буквально на днях президент России дал старт новому целлюлозо-картонному комбинату в городе Усть-Илимске.
Таким образом, прямо на наших глазах куётся новое индустриальное сердце России. Восток страны с его фантастическими недрами, невероятными запасами леса и мощью рек (вы только посмотрите на Лену!) лишь ждёт своего звёздного часа, который в этом столетии должен непременно наступить.
Сергей Газетный,
Читайте нас: