Как мы все знаем, Нидерланды, которую мы так долго называли Голландией и которой одно время были даже признательны за помощь в создании русского флота, страна интересная. Там вольно жить, там разрешено много чего такого, что не разрешено у нас. В данном случае я имею в виду различные вещества, которые оказывают стимулирующее влияние на мозг человека. Это в том случае работает, если есть мозг.
Нет, я не хочу сказать, что мы тут все такие ангелы, лет пять тому назад, пока еще не все было понятно в плане окончательно кончины Договора РСМД, мы с коллегой Ставером, экспериментируя с различными крепкими, креплеными и слегка разбавленными жидкостями и коллоидными растворами как-то пришли к выводу, что ДРМСД – это, конечно, да, но понтон или дебаркадер, вытащенный на середину Псковского или Чудского озер, с установленными на нем ПУ КР «Калибр» решал вопросы ограничений ДРМСД легко и непринужденно. И большая часть Европы может спать спокойно: долетит.
Даже в плане управления и целеуказания все неплохо так разложили, потому что как говорил покойный Михаил Задорнов (который сатирик), русская думалка – это нечто. Правда вот, опубликовать не успели, август 2019 года приговорил ДРМСД окончательно и бесповоротно, так что не пригодились наши злобные планы по уничтожению Европы.
Видимо, иной раз молекулы разных химических веществ (а есть уверенность, что мы с этими голландцами-нидерландцами не на одной волне 100%) оказывают схожий эффект, потому что ничем иным планы Королевских военно-морских сил Нидерландов (RNLN) объяснить не получается.
Командование КВМСН намерено получить два недорогих многофункциональных судна поддержки с малым количеством людей («Multifunctionele ondersteuningsvaartuigen»), предназначенных для увеличения огневой мощи кораблей на передовых рубежах и поддержки усилий по наблюдению за обстановкой в регионе Северного моря.
[center]Примерно вот здесь или около того[/center] Тут, конечно, возникает вопрос: а, собственно, с кем собираются лбами толкаться нидерландцы в Северном море? Чем – это вообще отдельный вопрос, но вот с кем… Хорошо, к этому вопросу мы вернемся чуть позже.
Начнем с того, что хотят бравые нидерландцы заиметь в составе своего флота.
Представляя Палате представителей 24 сентября ускоренные закупки, государственный секретарь по обороне Нидерландов Гийс Туинман заявил, что новые суда, основанные на коммерческой конструкции быстрого снабжения экипажа, будут построены компанией Damen, а Israel Aerospace Industries (IAI) будет выбрана для поставки контейнерного оружия и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которыми будут оснащены корабли.
Damen Shipyards Group – это весьма известный и признанный в мире концерн, строящий корабли самых разных классов, израильская корпорация тоже весьма известна. Коктейль получается весьма перспективный.
Предполагается, что оба корабля будут построены и нафаршированы всем необходимым для наблюдения и поражения к концу 2027 года.
Что они будут собой представлять?
Вообще идея не нова и давно уже используется на суше. Это TEL, или нашими словами ТПМ: транспортно-пусковая машина. Это транспорт, состоящий из тягача и пускового контейнера с ракетами или противоракетами, который может транспортировать, поднимать на огневую позицию и запускать одну или несколько ракет или противоракет.
Отличие от нормального РСЗО или ОТРК состоит в отсутствии систем наведения. То есть, после того как ОТРК отстреляется, его не надо будет перезаряжать, это дело небыстрое и опасное. Нужно просто выставить ТПМ, подключить к системам управления ОТРК и совершить второй пуск.
Вот что-то такое решили изобразить нидерландцы. Платформа с малым количеством людей для использования в качестве «запасного магазина» для фрегатов ПВО и командования RNLN (ADCF) была задумана в 2022 году в рамках концептуальной деятельности, известной как TRIFIC (Быстрое увеличение огневой мощи).
Исследования, завершенные в рамках TRIFIC, изучали возможность добавления одного или двух простых надводных кораблей с малым количеством людей и модульной полезной нагрузкой для увеличения огневой мощи или дополнения датчиков на существующих надводных кораблях TRIFIC, впоследствии преобразованных в концепцию, известную как «Модульные интегрированные возможности для ACDF и Северного моря» (MICAN), которая также учитывала возникающие требования по усилению наблюдения и защиты критически важных инфраструктур в регионе Северного моря.
Теперь вот было принято решение о том, что MICAN теперь должен дополнительно обеспечивать огневую поддержку (в том числе высокоточными ударами) для Королевской морской пехоты Нидерландов, став многофункциональным судном поддержки.
Министерство обороны Нидерландов ускорило реализацию этой программы, а Туинман сказал, что новые суда будут иметь конфигурацию полезной нагрузки, позволяющую выполнять три различные задачи: - обеспечивать дополнительные возможности для установки ракет класса «земля-воздух» большой дальности для четырех фрегатов класса «De Zeven Provinciën»; - применять высокоточные боеприпасы большой дальности по береговым целям при поддержке десантных операций; - обеспечивать защиту инфраструктуры в Северном море.
Эти странные корабли также смогут нести полезную нагрузку в виде аппаратуры РЭБ, сочетающую функции перехвата и постановки помех для поддержки боевых операций.
Туинман: «Министерство обороны делает выбор в пользу приобретения полностью разработанных готовых продуктов, для которых, как показало исследование рынка, доступен только один производитель. Принимая во внимание существенные интересы национальной безопасности, приобретение осуществляется в соответствии со статьей 346 TFEU (Договор о функционировании Европейского союза). Damen является поставщиком двух военных многофункциональных судов поддержки. Израильская компания IAI является производителем зенитных ракет, высокоточных боеприпасов большой дальности и оборудования для радиоэлектронной борьбы».
Потребность в дополнительных зенитных ракетах большой дальности была сформирована на основе оперативного анализа, который определил, что массированная и одновременная атака противокорабельными ракетами или роем беспилотных летательных аппаратов может быстро исчерпать имеющийся запас боеприпасов кораблей (привет, хуситы!). По словам Туинмана, концепция «распределенных операций», разработанная RNLN, предусматривает, что фрегат класса «De Zeven Provinciën» будет действовать в тесном сотрудничестве с многофункциональным судном поддержки с дополнительными ракетами, размещенными в контейнерах на кормовой палубе.
Команды на запуск и наведение ракет будут обеспечиваться сопровождающим их фрегатом. В то время как фрегаты класса «De Zeven Provinciën» оснащены ракетой SM-2 Block IIIA для противовоздушной обороны средней дальности, новые многофункциональные корабли поддержки получат ракету IAI Barak-ER в контейнерном исполнении.
«Объясняя это решение, Туинман сказал: Производство ракеты SM-2 в той версии, которая нужна Нидерландам, прекращается, и заказы больше невозможны. Новая версия этой ракеты, SM-2 Block IIICU, не подходит для систем управления огнем наших фрегатов».
Ситуация типа «Да гранаты у него не той системы» - это неприятно. Перевооружение систем управления наведением ракет на фрегатах (а их если что четыре) – это очень непростое дело. Это очень долгие работы с практически полной разборкой систем. И в общем, нидерландцы придумали довольно простой способ решения проблемы: оставить старую систему управления и сделать под нее новые ПУ. Да, плавающие неподалеку, и что?
Были оценены три альтернативные ракеты класса «земля-воздух» с возможностями, сопоставимыми с нынешними SM-2, и подходящие для интеграции с нидерландскими радарами и системой управления огнем. По словам Туинмана, только ракета IAI Barak-ER смогла удовлетворить требованиям: ракета Aster от французской MBDA не существует в контейнерном виде, в то время как ракета Stanner от израильской фирмы Rafael не полностью соответствовала требованиям RNLN.
IAI также поставит флоту Нидерландов контейнерную версию своего боеприпаса дальнего действия «Harop» для новых судов.
«Harop» - это оружие, предназначенное для обнаружения, распознавания, захвата и атаки широкого спектра особо важных целей на дальности в несколько сотен километров.
«Это единственная система вооружения, доступная на рынке, которая достаточно развита и соответствует голландским требованиям с точки зрения дальности действия. На более позднем этапе может быть рассмотрен вопрос об установке контейнеров «Harop» на новые транспортные корабли-амфибии RNLN. Помимо подавления береговых действий в поддержку десантных операций, «Harop» также обеспечит возможность нанесения высокоточных ударов по критически важным целям, таким как штабы, артиллерийские или ракетные установки и районы снабжения»
Действительно, боеголовки весом в 23 кг более чем достаточно, чтобы выполнить все из вышеперечисленных функций.
Комплекс РЭБ предназначен для сбора информации о радарах, подавления радаров и нарушения каналов управления, связанных с вражескими беспилотниками. Выбор ракет, высокоточных боеприпасов и оборудования РЭБ от одного производителя упростит деятельность по интеграции.
Здесь господин Туинман абсолютно прав, нет никакого смысла сопрягать системы от различных производителей, если есть вариант с готовыми решениями без головной боли по интеграции. Тем более, что израильские системы РЭБ пользуются заслуженным уважением.
Новые многофункциональные вспомогательные суда не только дополняют текущий флот, но и призваны лучше подготовить RNLN к будущим операциям с беспилотными кораблями. Текущая технология БЭК (безэкипажных кораблей) для этого еще недостаточно развита, но новыми многофункциональными судами обеспечения ВМС Нидерландов хотят приобрести опыт работы с небольшим экипажем в качестве первого шага к беспилотным кораблям.
Кроме того, новые суда подходят для тестирования других концепций вооружения, таких как защита от беспилотных летательных аппаратов, или для исследовательской деятельности голландских научных институтов.
Бюджет многофункциональных судов обеспечения составляет до 1 миллиарда евро. Это покрывает расходы на закупку, резерв на возможные риски и эксплуатационные расходы до 2039 года.
Принятие существующего готового проекта означает, что первое судно должно быть поставлено в начале 2026 года. Оснащение оружием и оборудованием должна быть начата в 2026 году. В то время как Damen займется физической интеграцией многофункциональных судов поддержки, COMMIT будет отвечать за интеграцию с системой командования и управления огнем нидерландских фрегатов.
На бумаге все смотрится довольно стройно и логично. Перенос сухопутного опыта на море – вполне себе вариант развития. «Запасной магазин», плывущий за фрегатом и готовый открыть огонь по целеуказанию ведущего корабля – собственно, почему нет? Тут, как ни крути, а экономия во всем. Меньше экипаж, меньше потери, меньше расходы.
Но вот вопрос: а что будет, если фрегат реально не отобьется и в него прилетит? Как уже случалось в современной истории? Возьмем конкретную ситуацию: фрегат «Де Рюйтер» вместе с таким судном-плавбатареей охраняет гражданские суда неподалеку от берегов Йемена в Аденском заливе. И тут у кого-то на берегу срывает стоп-кран и в корабли летит обычный набор для этого места: БПЛА вперемешку с ракетами. Ну и просто реальная ситуация: прилетает в радар боевой системы. И что? И ничего. У нас вместо двух кораблей – две мишени.
Но это частный случай. Намного интереснее, против кого собираются применять эти связки «фрегат-батарея» и за кем следить в Северном море?
Тут опять надо к карте обратиться. И попробовать найти на ней хоть одну страну, которая могла бы стать противником НАТО в этих водах. Тем более – такую, при разборках с которой потребуется десантная операция, нуждающаяся в прикрытии подобного плана.
Этот страшный вопрос очень долго не давал мне покоя. Вопрос не с кем они собираются там воевать, а что они у себя употребляют. Понятно, что по закону в Голландии можно было много чем убиться до отключения сознания напрочь, а в Нидерландах все стало еще хуже. Каннабис, гашиш, кокаин, героин, амфетамины и метамфетамины – есть на почве чего разыграться фантазии.
Противника у Нидерландов в заявленном ими же Северном море нет. Совсем нет. И даже не предвидится. Российский Балтийский флот в случае чего просто туда не дойдет, тормознут раньше в датских проливах, причем, весьма качественно, и до нидерландских кораблей дело даже не дойдет, там есть шведский и немецкий флоты, которые без сопливых справятся.
Северный флот? Ну тоже грибная фантастика, потому что из той же оперы, что и дело с Балтийским флотом, но потяжелее.
Десанты куда высаживать? В Калининграде? Но он совсем в другую сторону и вдвое дальше. Но даже если и такое представить себе, то есть тихая уверенность, что не выгорит дело. Лет пять назад можно было бы такое задумать, не важно под чем, а сегодня уже можно твердо сказать: не получится.
Не получится просто потому, что уже Иран доказал: израильские ракеты неплохи, но не более всех остальных. И, если хваленый и явно перехваленный «Железный купол» не смог отбиться от иранских баллистических ракет, то против российских ракет (с которых копировали иранцы) тем более не получится.
Конечно, баллистическими по кораблям – это дурь, но никто и не говорит о них. Зачем, если есть «Ониксы», которые тоже не перехватываются?
Доказано украинцами или теми, кто там в операторских «Пэтриотов» и «Ирисок» сидел. А «Оникс» - это вот по кораблю самое то. И будет как на «De Zeven Provinciënklasse» 40 ракет ПВО или вместе с чудо-баржей их будет 160 – сути не меняет. Просто расходы будут больше, а дырки те же самые в бортах.
В общем, минобороны Нидерландов приняло… решение? Ну я не знаю, как это на нидерландском, но думаю, приблизительно так. Надо усилить ПВО нидерландских фрегатов путем пристегивания к ним плавучего сундука с ракетами – не вопрос. Раз так требует «защита инфраструктуры в Северном море» - ее надо защищать. Инфраструктуру. Израильскими ракетами и израильскими же беспилотниками.
Если серьезно, план выглядит как-то так. Не увесисто.
Конечно, мы забыли о еще одном серьезном противнике. О тиране и деспоте Лукашенко с его военным флотом, вот тут есть варианты. И планы действий 6 флота США были разработаны на этот случай. Тогда точно корабли нужны будут. Когда начнется операция по принуждению Лукашенко к миру и надо будет поддерживать высадку десанта на белорусские берега. Они как раз рядом с Северным морем…
Вообще, посмотрев на все это, поневоле начинаешь думать, что все-таки там какой-то перебор имеет место. Ну смогли же нидерландцы запретить «волшебные грибы» в 2007 году, так в чем проблема? Проблема явно в том, что надо еще что-то запретить. И возможно (все зависит от того, что запретить) необходимость в десантных операциях и защите инфраструктуры в Северном море и отпадет…
Однако сбрасывать со счетов военно-морской флот Беларуси как угрозу я бы не стал.