Лента новостей

10:48
Украина атаковала регионы РФ 125 БПЛА
10:47
Лавров с трибуны ООН предостерег Запад от попыток одержать победу над ядерной державой
10:17
Бойцы ВС РФ эвакуировали трофейный бронетранспортёр MaxxPro с Авдеевского направления
10:16
Расчеты «Гиацинт-С» уничтожили замаскированную САУ Krab и живую силу ВСУ
09:50
Скандал в Латвии: как новый директор Госканцелярии зарабатывал дополнительные деньги
09:33
Штурм Часова Яра и Курахово перевернет все
09:29
Обстановка в Белгородской области сегодня: результаты обстрелов ВСУ, последние новости на 29.09.2024
09:24
«Подспорье в руках профессионала»: филолог — о применении генеративных нейросетей в школах и вузах
08:38
Последние новости с фронта СВО от Юрия Подоляки на 29.09.2024: оперативные сведения с Селидовского направления свидетельствуют о продвижении ВС РФ
06:34
Кирпичом по социализму
06:31
Смерть Угледара. Что происходит на забытом фронте
06:31
Смерть Угледара. Что происходит на забытом фронте
06:22
«У нас в этом вопросе все очень ровно»: депутат Гурулев прокомментировал изменения ядерной доктрины РФ
03:35
Победа РФ стала ближе на день: новости СВО от 29 сентября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 948 день спецоперации России на Украине
03:11
Земле дали шанс пережить гибель Солнца — такое уже бывало в нашей галактике
01:13
«Шторм» на Ямале (ФОТО, ВИДЕО)
01:11
Самоубийственное решение
00:24
Польша не скрывает свой интерес к украинским территориям, «патриоты» нервничают
00:19
Ещё одно страшное оружие украинцев
23:27
Уже завтра в небе над Землёй будет светить вторая Луна
21:02
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Херсонской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 сентября
20:11
Пезешкиан обвинил США в убийстве Насраллы
19:21
В Одессе украинский нацист из села в Кировоградской области разрушил стелу «Крылья Победы»
19:20
Закарпатский суд спас мужчину от мобилизации
19:19
Необученные новобранцы и «затрехсоченный баласт»: в ВСУ выжить невозможно
19:13
В прицеле «Великого Израиля»: вслед за Ливаном на очереди Сирия?
18:56
Экстренная смена направления ан фронте - Новости
18:43
Китай представил скафандры, которые будут использовать космонавты на Луне
18:25
В Калининграде директор школы посоветовала выучить узбекские слова из-за учащихся там узбеков
17:40
Клоун на вечеринке демократов и бесплатный агитатор
17:33
Биатлонистов России и Белоруссии не допустили до соревнований
17:27
Москва не допустит арифметического увеличения проамериканских сил в ООН с правом вето
17:24
В Одессе активисты сбили со стелы «Крылья победы» советские символы
16:41
Песков: Кремль готовится к войне из-за планов Запада напасть на Россию
16:40
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 28 сентября
16:33
Неизвестная Россия
16:31
Армия Израиля заявила о ликвидации лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы
16:13
Обстановка в Курской области сейчас: карта боевых действий на 28 сентября 2024 года, интенсивные столкновения в районе Кореневки
15:47
В Ливане подтвердили смерть Насруллы
15:46
В Кривом роге отказались выделить землю для строительства православного храма из-за связи УПЦ с Россией
15:40
ООН – инструмент неоколониализма. Почему сегодня России не стоит подписывать никакие пакты?
15:08
Как Киев потерял половину своих истребителей F-16
14:54
The Spectator: Зеленский обвинит Запад в предательстве
14:47
Ракетный удар по украинской авиабазе предположительно уничтожил F-16 на стоянке
14:28
Российские войска усиливают наступление на Украине: последние новости спецоперации на 28 сентября 2024 года, карта боевых действий на Украине, последнее видео Юрия Подоляки, обстановка в Курской области
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»«Подспорье в руках профессионала»: филолог — о применении генеративных нейросетей в школах и вузах

«Подспорье в руках профессионала»: филолог — о применении генеративных нейросетей в школах и вузах


В ряде стран обсуждается вопрос о необходимости введения обязательной маркировки контента, созданного искусственным интеллектом. При этом многие школьники и студенты применяют нейросети для выполнения учебных заданий, что вызывает беспокойство как у родителей, так и у педагогов. А дизайнеры, писатели и журналисты опасаются, что не смогут в будущем конкурировать с генеративными технологиями. Кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Института иностранных языков МГПУ Марина Овсянникова объяснила в интервью RT, что эти опасения беспочвенны, потому что создавать действительно значимые произведения может только человек. При этом нейросети могут стать очень полезным подспорьем в учёбе, считает специалист.
«Подспорье в руках профессионала»: филолог — о применении генеративных нейросетей в школах и вузах
  • Gettyimages.ru

— В Китае обсуждается введение обязательной маркировки контента, сгенерированного ИИ, поскольку эта технология якобы создаёт новые вызовы общественной и национальной безопасности. Если говорить о работе с текстами, есть ли реальные основания для беспокойства?

— Как правило, люди побаиваются новых технологий, это нормально. Чтобы технологии работали на благо, нужно их правильно применять. И именно этому нужно учить школьников и студентов, это задача системы образования. Не думаю, что сейчас ИИ представляет какую-то угрозу и его «произведения» нужно специально маркировать. Хотя не исключено, что это и потребуется в будущем.

— Как именно передовые генеративные нейросети создают тексты? Похоже ли это на процесс написания текста человеком?

— В основе любой нейросети — математическая модель, организация которой напоминает биологические нейронные сети, которые присутствуют в мозгу человека. Однако не следует забывать, что мозг функционирует намного сложнее, чем любая современная нейросеть.

Генеративные нейросети, которые могут создавать тексты, представляют собой большую языковую вероятностную модель. Её на больших корпусах данных обучают предсказывать следующее слово в предложении, а также предложение в тексте. Это подобно старой программе Т9 в телефонах. Современные нейросети могут генерировать новый контент на основе уже готовых образцов, на которых их учили. При этом, разумеется, принципы создания текста человеком намного более сложные.

  • Gettyimages.ru
  • © Patrick Pleul

— Сегодня ученики легко могут уже не просто «списывать» работы в интернете, а генерировать их с помощью нейросетей. По каким признакам можно определить, что текст написан ИИ?

— Написанный человеком текст всегда более сложен синтаксически. Например, в зависимости от стиля текста мы можем использовать повторы, эллиптические конструкции, когда какой-то член предложения опускается. Иногда мы применяем особую пунктуацию, которая имплицирует наши эмоции. Ничего этого нейросети пока делать не умеют. Кроме того, с лексической точки зрения нейросеть имеет довольно низкую вариативность словарного запаса. И при этом в сгенерированном тексте может вдруг возникнуть какое-то редко употребляемое слово, которое тоже выдаёт его искусственность.

Также по теме
«Этическая дилемма»: психолог — о перспективах использования искусственного интеллекта для помощи одиноким людям
Группа иностранных учёных пришла к выводу, что специальные голосовые помощники способны скрасить одиночество пожилых людей, имеющих...

В том, что касается смысла, должно сразу настораживать слишком логичное повествование. Это ещё одна особенность сгенерированных текстов. Кроме того, в таких текстах не бывает оценочных импликатур — то есть когда информация передаётся не прямо, а скрыто, в косвенной форме, как намёк. Такая подача свойственна человеческому мышлению, но недоступна для нейросетей, как и сарказм.

— Какие ещё практические советы можно дать преподавателям, чтобы они могли сразу понять, что перед ними цифровой продукт?

— Опытный специалист, который постоянно работает с текстами, обладает, как правило, языковой интуицией. Прежде всего насторожить может излишняя «правильность» текста: он напоминает стену, через которую сложно пробиться к смыслу. Банальные сравнения, клишированные словосочетания, однообразный синтаксис. Такие навыки нужны были преподавателям и до появления нейросетей, потому что школьники и студенты списывали всегда. Раньше точно так же нас настораживало появление в текстах учеников нетипичной для них лексики и оборотов. Ведь у каждого человека есть собственный стиль, и если мы долго с ним работаем, то уже можем с ходу угадать автора сочинения или другой работы.

Вообще, искусственный интеллект может лишь имитировать человеческую мысль. Как сказал австрийский философ Людвиг Витгенштейн, «границы моего языка означают границы моего мира». У нейросети нет своего «мира», это просто математическая модель. Мы же с вами мыслим, пишем текст здесь и сейчас, в условиях подлинной реальности, ощущая её всеми пятью органами чувств, испытывая эмоции.

Кстати, ещё один признак «цифрового» текста — отсутствие эмоциональной коннотации или, напротив, излишняя эмоциональность. В общем, чувствуется неестественность.

  • Gettyimages.ru
  • © Johner Images

— Вообще, допустимо ли применение ИИ в образовании? Если да, в каких случаях и на каких условиях?

— Московский городской педагогический университет первым легализовал для студентов использование технологий искусственного интеллекта при подготовке выпускных квалификационных работ. Но тут важно понимать, что ИИ — только инструмент, способный облегчить работу, но не выполнить её за студента. Правильно использовать его мы учим на нашей магистерской программе «Текстовые технологии: создание и редактирование текстов на иностранных языках». Например, у нас есть курс «Нейронные сети в лингвистическом исследовании», мы учим студентов применять инструменты ИИ для анализа языка и литературы в сочетании с традиционными методами.

Также по теме
«Пройти между Сциллой и Харибдой»: российский специалист — о проблемах правового и этического регулирования ИИ
Законотворчество пока отстаёт от темпов развития технологий машинного обучения. Законодателям всех стран только предстоит выработать...

Нейросеть — хорошее подспорье в руках профессионала, оно расширяет его возможности. Так, например, с помощью нейросети можно быстро выбрать все прецедентные имена (широко известные имена. — RT) в тексте. Это значительно ускорит работу по сравнению с традиционными методами сплошной выборки, когда ты сидишь, читаешь текст и выписываешь нужные слова. Нейросеть сделает это очень быстро и ещё объяснит культурный бэкграунд, исторический подтекст каждого имени. Но, конечно, нужно помнить, что все сгенерированные ИИ данные нуждаются в проверке. Это одно из основных условий правильного использования нейросетей.

Ещё генеративные нейросети можно использовать как инструмент мозгового штурма. Искусственный интеллект может набросать перечень каких-то идей, пусть обычно и банальных, но они могут натолкнуть вас на стоящую мысль. Так, методом исключения вы можете прийти к какой-то интересной гипотезе.

— А с какого возраста нейросети уместны и полезны в образовательном процессе?

— Работа с генеративными нейросетямиочень хорошо структурирует наше мышление. Поэтому, чтобы получить хорошую отдачу от ИИ, вы должны заранее чётко понимать, какой именно результат вам нужен, с какой конкретной целью вы применяете нейросеть, иначе не будет и результата, интуитивно и ситуативно работать с этой технологией не получится. И конечно, нужно обладать достаточными данными и профессионализмом, чтобы оценить полученные результаты. И от этого будет зависеть то, какой промт (запрос. — RT) вы составите для ИИ.

Поэтому младшим школьникам, которые ещё только учатся структурировать свои мысли, прибегать к помощи нейросетей рано, на мой взгляд. В более старших классах можно начинать учиться применять ИИ, развивать эти навыки. И при правильном использовании это ещё и поможет развить навыки критического мышления, когда человеку придётся самому сначала оценивать результаты.

— Получается, если человек не обладает способностью мыслить структурно и критическим мышлением, то он не сможет и должным образом воспользоваться нейросетями?

— Верно. Я думаю, что повсеместное внедрение нейросетей даже отчасти может способствовать развитию критического мышления у людей с более раннего возраста. Потому что правильная работа с ними требует постоянно подвергать многие вещи сомнению и проверять.

  • Gettyimages.ru

— Если дети будут привыкать к такому контенту с раннего возраста, не получится ли так, что критерии оценки литературы, например, сдвинутся и цифровые романы уже никто не сможет отличить от произведения талантливого писателя? 

— Я понимаю эти опасения, но напомню, что великая литература пережила уже многие исторические, технологические сдвиги. Не думаю, что цифровые тексты будут когда-то восприниматься как образец литературного мастерства. Вообще, чтобы скомпилировать низкопробное чтиво, необязательно быть математической моделью, нейросетью. Люди сами прекрасно справляются с этой нехитрой задачей — такой продукции было много во все времена. В этом мы с нейросетями равны. Но только человек способен создать действительно великое произведение. Талант останется талантом, а творец — творцом.


Надежда Алексеева


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх