К годовщине начала Великой Отечественной войны ФСБ рассекретила протоколы допросов начальника штаба Главного управления пропаганды НСДАП Вернера Вехтера. Этот высокопоставленный чиновник Третьего рейха, оказавшийся в советском плену, подтвердил, что участие в финансировании похода Гитлера принимал англо-американский капитал. Это финансирование осуществлялось по нескольким направлениям – через Швецию, Швейцарию, Португалию. При этом англосакский капитал никогда не позволил бы себе выделить средства, если бы стопроцентно не был уверен в финансовом успехе проекта.
Показания Вехтера означают, что англосакские "партнеры" должны были четко знать, что действия вермахта, по крайней мере, на первом этапе будут успешными. И это создаст крупную базу для грабежа, т.е. извлечения прибыли из оккупированных нацистами территорий. Такая уверенность могла возникнуть только в одном случае – при наличии в СССР внутренних сил или противоречий, способных привести страну к крупным поражениям. О каких силах или внутреннем конфликте могла идти речь?
Летом 1941 года военная контрразведка и органы НКВД провели следствие о причинах масштабного поражения Красной армии в первые недели Великой Отечественной войны. Формально расследование было разбито на несколько дел – против руководства ВВС СССР, заместителя наркома обороны по боевой подготовке К. Мерецкова, командования Западного фронта, руководства Управления Военных сообщений Генштаба РККА. Фактически это было единое следствие против руководства Красной армией. В связи с подходом войск вермахта к Москве расследование не было завершено. Частично его возобновили в 1952 году, когда Военно-научное управление Генштаба получило распоряжение провести разбирательство действий руководства РККА в предвоенные и первые дни войны. После смерти Сталина в 1953 году разбирательство было окончательно прекращено, а все документы по нему – засекречены. Лишь в последние годы их начали рассекречивать. Из них видно следующее.
Во время Гражданской войны 1918–1922 гг. была создана специфическая система управления Красной армией. Ее автором являлся Лев Троцкий (Бронштейн). Эта система фактически оставалась неизменной вплоть до начала Великой Отечественной войны. Ее особенность заключалась в том, что управление армией не было включено в общую систему органов исполнительной власти и фактически оказалось автономным.
В Советском Союзе был коллегиальный глава государства в лице Президиума Верховного Совета СССР. Он не являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами, не имел полномочий по управлению РККА. Высшим руководящим органом по управлению Красной армией являлся сначала Революционный военный совет, а после принятия Конституции СССР 1936 года – Главный военный совет РККА. Фактически это было государство в государстве, функционировавшее по принципу "военной демократии". Все члены совета имели равные права и все решения принимали коллегиально. Такое положение вело к тому, что каждый из них считал себя "главнокомандующим".
В этом отношении показательно совещание Главного военного совета РККА с участием членов правительства от 9 апреля 1941 года. В ходе мероприятия заместитель наркома обороны СССР по авиации Павел Рычагов в грубой форме указал Сталину на недопустимость его вмешательства в военные дела. Сталин на тот момент являлся не только лидером ВКП(б), но и членом Президиума Верховного Совета СССР, т.е. одним из глав государства.
Хуже всего, что такая "автономность" сочеталась с бесконтрольным распоряжением огромными средствами. Речь шла не только о средствах, выделяемых из госбюджета на оборону. Главному военному совету РККА подчинялась вся сфера ВПК, что означало контроль над огромным сектором советской экономики. Такие возможности при наличии бесконтрольности вели к коррупции.
Так, в ходе большой проверки деятельности наркомата обороны в 1927 году были выявлены крупные злоупотребления служебным положением высшим руководством РККА. Тогда речь шла о коррупционных сделках с концернами Германии, в рамках которых происходила кража бюджетных средств.
Советское руководство пыталось сдерживать коррупцию. С этой целью оно прибегло к помощи органов безопасности, которые, в отличие от управления РККА, удалось постепенно интегрировать в общую систему органов исполнительной власти. Результаты расследований НКВД поступали в Военную коллегию Верховного суда, который формировался Президиумом Верховного суда СССР. Ярким проявлением этой политики стало "дело маршала Тухачевского" 1937 года. Однако такая политика проводилась в условиях несовершенства уголовного законодательства. Поэтому жертвами репрессий нередко становились невиновные лица. Кроме того, политика чисток не сопровождалась реформой системы управления РККА.
Чистки вели к выдвижению новых военачальников, часто без учёта опыта и квалификации. Эти выдвиженцы быстро оказывались лицом к лицу с возможностью бесконтрольного распоряжения средствами, и далеко не все могли устоять перед этим соблазном. Как следствие, на смену одним военным коррупционерам шли другие, только ещё более амбициозные. Этих военачальников не могла не беспокоить угроза чисток.
Согласно советскому законодательству, в случае войны под управление Главного военного совета РККА переходила практически вся экономика. Таким образом, полномочия Совета значительно расширялись, подменяя правительство. Кроме того, в условиях войны система гражданского правосудия должна было уступить место военным трибуналам. Последние подчинялись бы военному руководству. Именно так происходило во время Гражданской войны, когда вся власть в стране фактически сосредоточилась в руках Реввоенсовета. Этого же некоторые члены Главного военного совета могли ожидать и в случае войны с Гитлером.
Другое дело, что ставка спонсоров фюрера на противоречия в системе управления СССР хотя и сработала на самом начально этапе, но в долгосрочной перспективе оказалась несостоятельна. Война привела к ликвидации Главного военного совета РККА. Часть его членов была впоследствии арестована (Павел Рычагов, Кирилл Мерецков, Дмитрий Павлов, Григорий Кулик), ещё часть – лишилась постов (Семён Тимошенко, Георгий Жуков).
8 августа 1941 года была введена должность верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР. Этот пост занял глава правительства Иосиф Сталин. Автономия управления армией были отменена. Была ликвидирована и "военная демократия". На смену им пришли принципы единства органов власти и единоначалия. Конечную же точку в войне поставило героическое сопротивление советского народа.
И последнее. Надеемся, что уже в ближайшее время все материалы расследований причин поражений Красной армии в начале войны будут полностью рассекречены. И тогда мы узнаем всю правду.
Читайте нас: