Накануне предстоящего в июле в азербайджанской Шуше неформального саммита Организации тюркских государств некоторые центральноазиатские СМИ
Рискуя навлечь на себя гнев тюрко-оптимистов, зададимся вопросом, а насколько обоснован этот восторг. Точно ли в интересах Центральной Азии наращивать сотрудничество под флагом ОТГ? Речь идет обо всей пятерке стран, давно и прочно связанных не только географией, но и тесными торгово-экономическими и родственными отношениями. Нужна ли трансляция набирающей громкость и напор пантюркистской риторики Таджикистану, который на ее фоне всё больше выглядит чужаком в собственном регионе? Стоит ли сделать выбор в пользу сближения с организацией Туркменистану, чьи установки на вечный нейтралитет и внеблоковое развитие
Понятно желание Азербайджана лишний раз унизить Никола Пашиняна организацией мероприятия в городе, принадлежность которого (как и Нагорного Карабаха в целом) была предметом долгих споров Баку и Еревана. Понятно намерение Турции в очередной раз использовать площадку ОТГ для того, чтобы попытаться придать хоть какую-то видимость легитимности признанной только Анкарой Турецкой республике Северного Кипра, к шельфовым запасам углеводородов которой тянутся руки хитрого Эрдогана. А ведь это очень опасный момент. Укрепление зависимости «пятёрки» от Турции рано или поздно поставит её перед необходимостью пойти на признание ТРСК, что неизбежно осложнит диалог ЦА с ЕС.
Непонятно, зачем Казахстану, Узбекистану и Киргизии
Совершенно очевидно, что у ОТГ не получилось и не получится стать региональным аналогом Европейского союза. Для создания эффективного альянса необходимо либо наличие у участников общей цели, либо присутствие бесспорного лидера, выступающего консолидирующим экономическим и идеологическим началом. В случае с Центральной Азией и Турцией можно говорить лишь о частичном совпадении экономических интересов на конкретном временном промежутке.
Состояние турецкой экономики не позволяет рассматривать её в качестве возможного локомотива для всего тюркского мира. Анкаре сегодня просто нечего предложить для решения наиболее острых проблем, стоящих перед регионом. Не по карману ей осуществление крупных инвестиций в создание в ЦА крупных проектов в сфере энергетики, АЭС и ГЭС, так необходимых Казахстану, Узбекистану и Киргизии. Слишком дорого для страны, собственная инфляция которой превышает 70 процентов, создавать с нуля и новые, пусть и многообещающие, транспортные коридоры. Согласно
До сих пор не получила практической реализации даже попытка запустить работу Тюркского инвестиционного фонда с капиталом в 500 млн долларов для финансирования проектов развития региональной торговли, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, зеленой энергетики и туризма.
Самый амбициозный на сегодняшний день экономический проект, реализуемый под эгидой ОТГ, – специальная экономическая зона тюркских государств «Туран» в Казахстане, тоже работает со сбоями, вызванными многочисленными проблемами с логистикой и необходимостью привлечения значительных инвестиций.
Отношение Анкары к центральноазиатским «братьям» больше похоже на попытки решить собственные проблемы и задачи, а также поспособствовать продвижению интересов заморского патрона за счёт крупного, богатого и динамично развивающегося региона, каким в последние годы стала Центральная Азия благодаря развитию евразийских интеграционных процессов в партнёрстве с Россией и Китаем.
Перспективы сближения тюркских государств ЦА с Турцией и Азербайджаном на базе идеологической и духовной общности тоже вызывает много вопросов. В первую очередь это обусловлено изначальной слабостью идеологической базы для объединения тюркских народов под эгидой Анкары как наследницы Османской империи. То есть, проще говоря, речь идёт о попытке подмены идеи общности тюрков банальной пропагандой неоосманизма. Не стоит забывать о том, что современные границы стран-участниц ОТГ зачастую не совпадают с границами расселения тюркских этносов, и в этом случае ставка только на этнокультурное основание для сближения демонстрирует свою низкую эффективность.
Кроме того, развитие в центральноазиатских республиках национального самосознания и идентификации зачастую приводит к печальным для Турции результатам: в Казахстане, Туркменистане и Киргизии постепенно растет число национал-патриотов, уверенных в том, что их народы имеют гораздо более древнюю историю, чем турки, и вообще относится к другой этнической группе. И это, не говоря уже о набирающей всё большее число сторонников теории о том, что многочисленные тюркские этносы изначально являются неотъемлемой частью более крупной «алтайской цивилизации», что дезавуирует претензии Анкары, продвигающей установку на объединение тюркских народов вокруг турков-огузов в качестве титульной нации.
Отсюда
Под предлогом неспособности ведущих мировых держав поддерживать существующий миропорядок турецкий лидер пытается продвинуть в рамках организации идею создания единого коллективного военного потенциала. Однако и здесь речь идет далеко не о безопасности для Центральной Азии. Тиражируемая Анкарой идея о возможном расширении сотрудничества членов ОТГ в военной сфере вплоть до создания «единой тюркской армии» не только способствует реализации «братским» странам продукции турецкого ВПК, но и обеспечивает интересы Североатлантического альянса, членом которого является Турция.
Видящего себя в образе «покровителя всех тюрков» Эрдогана совершенно не смущает вероятность применения оружия турецкого производства одними «братскими» народами против других в случае возможного конфликта, учитывая сохраняющийся конфликтный потенциал между отдельными членами «пятёрки». Кстати, до возможного решения существующих споров между соседями «защитнику тюркского мира» нет никакого дела.
Зато есть дело до интересов западных партнёров. Турецкая сторона неоднократно заявляла о готовности содействовать реформированию обороной сферы и сферы военного образования, переводу вооружённых сил стран Центральной Азии на натовские стандарты. При этом Анкара прекрасно понимала, как подобные решения могут быть восприняты Россией и Китаем, которые остаются крупнейшими партнерами «пятерки», в том числе в сфере обеспечения коллективной безопасности в регионе. Оставим за скобками вопрос о том, как в принципе возможно переформатирование военных систем государств-участниц одного военного альянса на стандарты другого военного блока. Напомним, Астана и Бишкек являются членами ОДКБ, которая в ходе казахского «кровавого января» 2022 года уже доказала свою эффективность в обеспечении безопасности и территориальной целостности своих стран-членов.
Возвращаясь к вопросу, заданному в начале статьи, берём на себя смелость ответить: консолидация на платформе ОТГ важна и нужна, но лишь в контексте развития культурных и научных связей. Вовлечение Центрально-Азиатского региона в фарватер продвигаемого турецким лидером пантюркизма со все более явным оттенком неоосманского реваншизма неизбежно приведет к осложнению диалога с крупнейшими партнёрами региона, готовыми к продолжению и расширению взаимовыгодного сотрудничества без навязывания идеологической, религиозной или культурной повестки.
Кстати, напомним, что в составе Российской Федерации присутствует несколько крупных регионов, населённых в том числе и тюркскими народами, однако это не препятствует их развитию и процветанию, поскольку национальная политика Москвы строится на недискриминационной базе, предусматривающей уважение исторических корней и отказ от навязывания историко-идеологических установок всем народам в составе страны.
С культурной и идеологической сферой, думается, государства «пятёрки» разберутся сами, в том числе и без помощи амбициозного турецкого президента, трон которого даже на родине весьма ощутимо зашатался, как это продемонстрировали итоги последних муниципальных выборов в Турции в минувшем марте…
Читайте нас: