Вот уже два года, как "Ночным волкам" закрыт проезд в Германию, да и в целом в ЕС, напоминает Berliner Zeitung. Их дело 9 мая продолжил немецкий филиал клуба Night Wolves MC Germany. Но стоило ли немецкой полиции так их бояться? Эксперт развеивает миф об "агрессивности" рокеров.
Каждый год "Ночные волки" съезжаются 9 мая в Берлин. Что отличает этот клуб рокеров от других? Насколько близки его члены к Путину? Ситуацию оценивает эксперт.
Как и каждый год, среди тысяч людей, почтивших память павших советских солдат в Берлине, 8 и 9 мая объявились и поклонники российского рок-клуба "Ночные волки". В связи с идущим на Украине вооруженным конфликтом российские "Ночные волки" не смогли ни в прошлом году, ни в этом получить немецкую визу — как, впрочем, не дают им визы и в весь Европейский Союз. Вместо россиян акцию проведут члены немецкого филиала "Ночных волков" — Nachtwölfe Germany MC. Точный путь, по которому они проехали в Берлин, неизвестен даже властям. Но, если была продолжена традиция русских "Ночных волков", дорога их прошла через Словакию, Австрию и Чехию, а внутри ФРГ байкеры промчались сквозь федеральные земли Саксония и Бранденбург.
"Ночные волки" считаются близкими Путину. Что это значит? И что отличает их от других байкеров? Нам удалось поговорить с человеком, который знает такие сообщества. Михаэль Альсдорф* (Michael Ahlsdorf) написал о рокерах и обычных клубах мотоциклистов много книг.
Он говорит так: "Рокерские клубы являются в определенном смысле социальными институтами с религиозным элементом. Клуб мотоциклистов (MC) — это группа людей, объединенная свободно выбранной верой, которая в идеальном случае определяет всю их жизнь.
— Господин Альсдорф, сейчас эти люди опять едут на мотоциклах в Берлин. Что отличает эту группу активистов от других рокеров?
— "Ночные волки" — это не рокеры в западном понимании этого слова. Они не такие, какими мы на Западе представляем себе рокеров, — и это еще в первые годы существования "Ночных волков" привело к недопониманию и к частым недоразумениям. Сначала русские рокеры подражали нашим и даже называли себя по-английски — Night Wolves. В те времена, когда перестройка привела к открытию России миру, у них было множество контактов с западными клубами. Вполне естественными тогда казались сравнения "Ночных волков" с западными организациями типа Hell’s Angels, а после и с Outlaws.
Но очень скоро все западные клубы сообразили, что "Ночные клубы" живут по другому жизненному ритму. "Ночных волков" вдохновляет русское религиозное сознание. Западные же рок-клубы мало что имеют общего с религией.
— А немецкие последователи "Ночных волков"? Есть ли у них специфика?
— У нас это и в самом деле экзоты, которые подчиняются призывам одиночных харизматических лидеров. Сколько из них имеют реально стабильное членство — я бы здесь поостерегся давать точную статистику. Члены таких групп не соответствуют классической жизненной схеме рокера.
— А в чем эта классическая схема?
— Классический клуб мотоциклистов — это что-то вроде клуба Hell’s Angels. Хотят тут возможны вариации: клубы Bandidos, Outlaws и так далее. Они имеют глобальный характер, и они всюду создают полагающуюся для байкерского сообщества иерархию. Часто в отношении них можно говорить даже о военном разделении на чины и ранги.
Вот иерархия, строгая дисциплина — это подходит и к "Ночным волкам". В этом плане они классические рокеры, и внешне они имеют точно такой внешний вид, какой мы привыкли ожидать от представления их реально существующих собратьев в американских фильмах.
— Но какие же из сообществ рокеров вы считаете в таком случае опасным?
— Ни одно из их сообществ не является опасным. Я провел в кругу рокерских сообществ почти 50 лет моей журналистской деятельности. Если вы будете уважать этих людей, ни один из них не опасен. Здесь есть одно волшебное слово — уважение. Они должны знать, что вы воспринимаете их серьезно. И если вы выкажете им элементарные знаки уважения, никакой опасности от них не исходит. Многих мотоциклистов подозревают, что они связаны с организованной преступностью. Такое может быть, но не выше определенного уровня: обычно с такой преступной мелюзгой связываются просто отдельные байкеры. Или речь идет о каких-то периферийных отделениях байкеров.
Так что я повторю еще раз: байкеры не опасны. Ну, правда, кровь у них горячая, и идеальными гражданами их трудно назвать. Бывает, что и дадут друг другу несколько раз в разные части тела. Но это нормально: перед нами субкультура, нацеленная на то, чтобы дать человеку опыт реальной жизни — не превращая жизнь в рутину. Но обмениваются тумаками рокеры между собой. В отношении вашей личной безопасности любой напившийся алкоголя футбольный фанат будет поопаснее самого воинственного мотоциклиста.
— А что за татуировки набивают себе "Ночные волки"? Какую музыку они слушают?
— Да ради Бога, не задавайте наивных вопросов! Это старая рокерская традиция — связь с музыкальным бизнесом. И слушают они не классику. Это относится и к "Ночным волкам": они относятся к крупнейшим в России организаторам музыкальных событий и всякого рода шоу. И да, почти всегда такие события проходят в сопровождении рок-музыки.
Правда, у русской рок-музыки есть такое немного фольклорное звучание. В этом ее отличие от западной музыки этого жанра. А татуировки у них — такие же, как у всех. Правда, если у многих западных рокеров вы увидете татушку в виде цифр 666, у "Ночных волков" вы ее не найдете: они достаточно религиозны, чтобы хотя бы не выставлять "число Антихриста" напоказ.
— Это все звучит как-то мирно. А есть ли у них способность к насилию?
— Возможность столкнуться с насилием есть повсюду. У рокеров — подчеркнуто мужественный, мужской стиль поведения, и если рокеру бросают вызов, он может и по лицу врезать. Тут "Волки" не отличаются от западных собратьев... Но в отличие от обычаев западных рокеров, которые все строятся на протесте и "контркультуре", "Ночные волки" в России скорее являются носителями традиционной культуры. Они и в политике стараются играть позитивную роль. И да, они по самой своей природе готовы к тому, чтобы сражаться за Россию.
Обычно рокеры "воюют" друг с другом. Нормальному гражданину от них, включая "Ночных волков", ничего не грозит. Правда, я не советую людям с украинскими флагами к ним приближаться.
Автор: Карола Тунк (Carola Tunk).
*Михаэль Альсдорф родился в 1961 году в Берлине. Он изучал в 1980-е годы философию, политологию и евангелическую теологию в Свободном университете Берлина (Freie Universität Berlin). В 1999 году Альсдорф принял на себя руководство редакцией Bikers News. Он написал о рокерах книгу "На горячем седле: внутри войны рокеров"
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: