Лента новостей

19:48
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Запорожской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 22 октября
19:47
Дончане бьют в набат и продолжают мёрзнуть. Мэр Донецка начал борьбу с квадроберами
19:46
Британский министр обороны шокирован якобы отправкой войск Северной Кореи на Украину
19:38
Гуттериш решил принять участие в форуме БРИКС в Казани
19:34
Российская армия уничтожила группу иностранных наемников под Часов Яром
19:13
Космическая «долгая заморозка» может ознаменовать конец Вселенной, предполагает голографическая модель темной энергии
19:12
Физические уравнения, похоже, следуют загадочной математической модели, основанной на лингвистике
18:59
Госдума запрещает чайлдфри, получая заслуженную поддержку общества
18:52
Польша анонсировала закрытие генконсульства России и высылку дипломатов в Москву
18:51
Гей Портников послал украинцев с чемоданами в Варшаву, но там их не ждут
18:45
Форум БРИКС в Казани: Запад озадачен и растерян
18:42
Кулеба рассказал подробности своего увольнения под игристое и сигару
18:38
Российские операторы БПЛА разгромили бронеколонну ВСУ
18:29
Русские расщепили британские танки на атомы - Новости
18:17
Эксперимент показал изменение схемы дыхания у людей, потерявших обоняние
18:15
У красного сверхгиганта Бетельгейзе может существовать звезда-компаньон
18:14
Обнаружено самое маленькое яйцо динозавра из когда-либо идентифицированных
18:09
Никогда не говори «никогда»: как Украина может оказаться в НАТО
17:55
В Ленинградской области семья танкистов устроила ДТП. Глава семьи ударил сотрудника ГАИ
17:49
Запад озадачен и растерян
17:46
В Ташкенте российская журналистка умерла от отравления
17:09
Солнечные панели на крышах домов меняют климат в городах — дни становятся теплее, а ночи холоднее
17:05
В Горловке задержана наводчица ВСУ, а в Симферополе - агент СБУ
17:00
Враг бросает большие силы в контратаки: идут тяжёлые бои у Зелёного Шляха в Курской области (ВИДЕО, КАРТА)
16:59
Насильно мобилизованный украинец покончил с собой в ТЦК, чтобы не попасть на бойню
16:39
Пентагон намерен наводнить соцсети несуществующими пользователями с помощью ИИ
16:28
«Никогда не говори «никогда»: как Украина может оказаться в НАТО
16:22
Китай и Индия урегулировали пограничный спор в Гималаях
16:14
ВСУ бегут из Селидово, как ранее из Угледара
15:25
В Харькове и Сумах отопительный сезон под вопросом, уничтожены котельные
15:24
Немецкий евродепутат потребовал прекратить тратить деньги немцев на Украину
15:23
МИД Эстонии уволил сотрудницу за научную работу об украинском национализме
15:18
Произошла ошибка
14:30
Сестра Ким Чен Ына: Украина и Южная Корея — невоспитанные собаки, выращенные США
14:29
ООН: с начала СВО население Украины уменьшилось на 10 млн человек
14:28
Под огнем ВСУ Горловка и Донецк. Ранены мирные граждане
14:22
Решающая стадия президентских выборов в США
14:19
Население Украины сократилось на 10 млн человек
13:43
Tesla нарвалась на судебный иск от создателей фильма «Бегущий по лезвию 2049»
13:39
Задержан киллер-украинец, стрелявший в экс-зампреда правительства Ингушетии Алихаджиева в Подмосковье
13:38
«Кража и разбой». Запад готов дать Украине в долг €35 млрд за счёт российских денег
13:37
На сборном пункте в Полтавской области умер призывник. ТЦК списывает на самоубийство
13:36
Украина шантажирует Польшу «планом победы»
13:12
Сводки с фронта на Украине на 22 октября 2024 года: последние новости спецоперации сегодня, карта боевых действий на Украине, обстановка в Курской области
13:02
SpaceX запустила последние 20 спутников OneWeb первого поколения
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Разворот на Восток

Разворот на Восток


Разворот на Восток

 

Российские окна в Европу были распахнуты настежь очень долго. И даже несмотря на всё зло, пытавшееся в них пролезть на протяжении столетий нашей истории, мы никогда по-настоящему их не заколачивали. Что уж и говорить про последние полвека. Вся русская экономическая жизнь была устремлена на Запад, а вернее, в европейские страны. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, география и культурно-исторические предпосылки делали своё дело. Но в последнее время сквозняк стал ощущаться слишком явственно. Хотя даже при этом ставни закрыли не мы, а они были самым противоестественным образом захлопнуты снаружи.

Что ж, XXI век — это самое подходящее время, чтобы пересмотреть ориентиры. Тем более что Россия обладает абсолютно уникальным географическим положением, находясь одновременно и в Европе, и в Азии. Одной оконечностью мы соприкасаемся с западным экономическим гигантом, а другой — с восточным. И раз уж западный стал стремительно угасать, то почему бы не устремить свои взоры в противоположную сторону?

Очевиден тот факт, что естественное цивилизационное угасание Европы наложилось на многократное ускорение, которое придали этому процессу самые закадычные и верные друзья — американцы. Мы не знаем, сколько бы ещё барахталось европейское «экономическое чудо» на дешёвых российских ресурсах и огромном доступном рынке, постепенно уступая во всём азиатским конкурентам, если бы не волшебный «пинок» Соединённых Штатов, который в один момент «по-дружески» («избавим Европу от зависимости!») разорвал все связи (порою даже физически), которые выстраивались десятилетиями.

Теперь европейцы абсолютно независимы от России, немножко зависимы от США, но в целом совершенно свободны и счастливы. Красноречивая февральская статья Bloomberg «Дни Германии как промышленной сверхдержавы подходят к концу» является тому ярким подтверждением.

Хорошо иллюстрируют процессы угасания и данные о том, что энергопотребление в Европе по итогам 2023 года снизилось на 15–20 проц. Именно такие цифры назвал глава «Интер РАО» Борис Ковальчук на встрече с президентом Владимиром Путиным. А ведь они являются непосредственным подтверждением спада промышленного производства.

Подкидывают общеевропейской зрады и сообщения о том, что легендарный европейский автопром постепенно проигрывает собственный рынок китайским производителям. Причём речь идёт прежде всего о тех самых «зелёных» электромобилях! По этому поводу разорялась осенью женщина с неблагозвучными для русского уха немецкими именем и фамилией — Урсула фон дер Ляйен.

Впрочем, удивляться тут нечему, ведь, по данным РИА Новости, в 2023 году Китай произвёл легковых автомобилей в два раза больше, чем весь Евросоюз и Великобритания вместе взятые: практически 21 миллион штук. Почему бы и нет, если «на благо автомобильной промышленности в стране работают 437 заводов. Это почти в четыре раза больше, чем в ЕС (80) и Великобритании (36) вместе взятых».

Ко всему этому добавляется постоянное давление старших братьев из-за океана, которые, к примеру, регулярно требуют от немецкого автогиганта «Фольксваген» закрыть производство в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, потому как там злые и страшные коммунисты нещадно угнетают уйгуров, а то и вовсе заставляют их бесплатно собирать «народный автомобиль» для китайцев. И хотя ещё ни одна проверка не обнаружила факта подневольного труда, американцам очень уж хочется, чтобы автоконцерн из Германии лишился прибыльной части бизнеса, а заодно и стабильных поставок комплектующих на заводы в Европе.

Что уж и говорить про химическую промышленность «райского сада», которая полностью зависит от импорта углеводородного сырья для обеспечения производства и выработки электроэнергии.

Атомная энергетика тоже приходит в упадок. Остаётся надежда только на бодрящий атлантический бриз и щедрое средиземноморское солнце, но нюанс в том, что рынок солнечных панелей и ветряков тоже захватил Китай!

А вот рынком поставок нефтепродуктов в ЕС неожиданно завладела Индия, резко заняв в 2023 году по этому показателю второе место и уступая лишь другому восточному гиганту — Саудовской Аравии.

Одним словом, что-то прогнило в «прекрасном саду» Жозепа Борреля, и Четвёртый рейх в лице Европейского союза уже явно не тот.

На этом фоне СВО и последующий односторонний разрыв связей со стороны Европы лишь послужили мощным катализатором для нашей страны в вопросе глобального разворота на Восток. Разворот этот в глазах многих произошёл очень резко, драматично и болезненно, без должной подготовки. Разумеется, этот процесс, который только находится в самом начале, с разных сторон подвергается критике.

Что ж, некоторые замечания по этому поводу, конечно, небезосновательны, и для многих представителей российской элиты происходящее стало неожиданностью, не весь бизнес оказался к этому готов. Но можем ли мы говорить, что точно так же обстояли дела в высшем руководстве России? Существовало ли стратегическое видение грядущих перемен, и было ли для них что-то сделано?

Лучше слов говорят дела, поэтому стоит посмотреть, какие проекты были реализованы нашей страной в этом направлении за последние двадцать лет, чтобы убедиться в том, что «прорубать» окно на Восток стали задолго до того, как европейцы по указанию всесильного папаши в звёздно-полосатом цилиндре «подали на развод».

ВСТО

Магистральный нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан представляет собой грандиозную инфраструктурную систему протяжённостью 4741 (!) км. Но, несмотря на всю грандиозность, редкий обыватель знает о его существовании и функционировании. Между тем это сооружение не является наследием Советского Союза, равно как и не представляет собой результат экстренных и поспешных действий после введения первых санкций в 2014 году.

Берём данные с официального сайта компании «Транснефть», которая является оператором этой системы: «В мае 2003 года Правительством РФ одобрена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, предусматривающая в том числе диверсификацию рынков потребления и сбыта российских углеводородов с развитием перспективного направления транспортировки нефти на Дальний Восток России и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). 18 октября 2004 года Президентом РФ поручено Правительству РФ обеспечить принятие решения о строительстве нефтепроводной системы “Тайшет — Тихий океан” с учетом долгосрочных стратегических интересов РФ». Получается, наш президент о чём-то догадывался ещё в самом начале своего правления?

В наши дни за нефтью марки ESPO, что в переводе на русский и значит ВСТО, выстраиваются очереди, за место в которых толкаются Индия и Китай.

Космодром «Восточный»

Новая космическая гавань России располагается в Амурской области на Дальнем Востоке. Решение о строительстве с нуля масштабного комплекса было принято президентом ещё в 2007 году. На сегодняшний день сооружение и развитие космодрома и связанной с ним инфраструктуры активно продолжается. К примеру, строится большой современный аэропорт. Но и то, что уже построено, вызывает восхищение.

Достаточно сказать, что площадь космического комплекса составляет 700 квадратных километров! Это космоград Циолковский, несколько стартовых комплексов для разных типов ракет-носителей, унифицированный технический комплекс, где собирают и заправляют ракеты, — грандиозное сооружение площадью 45 тысяч кв. метров и высотой 37 метров. И всё это посреди глухой дальневосточной тайги! Именно здесь водили экскурсии в сентябре минувшего года лидеру КНДР Ким Чен Ыну.

Газопроводы

Все последние десятилетия Россия активно развивала свою газотранспортную систему. Но отнюдь не только для торговли со «светлоликими», как принято считать в либеральных кругах. В своё время мы уже упоминали о том, что наша страна большую часть произведённого газа потребляет самостоятельно и лишь излишки отправляет на экспорт.

Газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток является тому хорошим подтверждением. Открытый ещё в 2011 году, он снабжает газом все регионы, по которым проходит. Теперь большинство ТЭС и ТЭЦ Дальнего Востока работают на экологически чистом и недорогом природном газе.

Другим грандиозным проектом является знаменитый газопровод «Сила Сибири», который можно назвать символом разворота от европейского рынка в сторону Востока.

Сейчас в стадии начала реализации находится невероятная по своим масштабам «Восточная программа газоснабжения» Газпрома, в центре которой лежит идея соединить единую ГТС России с изолированной системой востока страны, создав таким образом газотранспортный сверхгигант от берегов Балтийского и Чёрного морей до Тихого океана.

Химическая промышленность

Пока химическое производство Европы постепенно угасает на медленном огне санкционных самоограничений, Россия только набирает обороты в этой крайне перспективной отрасли. Первой ласточкой можно назвать полимерный колосс в сибирском городе Тобольске — ЗапСибНефтехим компании «Сибур», являющийся одним их крупнейших в мире нефтегазохимических комплексов, который начал работу в 2019 году и продолжает расширяться до сих пор.

Но переместимся восточнее, в упомянутую выше Амурскую область. Там Газпром достраивает крупнейший на планете Амурский газоперерабатывающий завод, а рядом с ним «Сибур» совместно с китайской Sinopec возводят Амурский газохимический комплекс, который будет производить миллионы тонн полиэтилена, полипропилена и прочей продукции.

Впрочем, не только гигантские корпорации реализуют подобные проекты на российском Востоке. Например, в Иркутской области местная «Иркутская нефтяная компания (ИНК)» тоже сооружает огромный полимерный завод в городе Усть-Куте.

Тем временем во Владивостоке открыли крупнейший в мире гелиевый хаб — Логистический центр обслуживания гелиевых контейнеров, а в Находке возводят завод по производству минеральных удобрений (из природного газа, к слову).

ССК «Звезда»

Судостроительный комплекс «Звезда», строительство которого близ Владивостока началось в 2009 году, является крупнейшей верфью в России.

На «Звезде» строят мощные нефтеналивные танкеры для госкорпорации «Роснефть», производят суда снабжения, предусмотрено создание ледокола проекта «Лидер».

На заводе функционирует ряд уникальных инженерных сооружений, например, кран-гигант «Голиаф» и крупнейший в стране сухой док.

Модернизация БАМа и Транссиба

Когда речь заходит про эти великие железнодорожные магистрали, сразу приходит мысль о том, что капитальный путь на Восток проложили ещё наши героические предки. Ну а сейчас пришла пора его улучшать, расширять и модернизировать.

С учётом того, что мировая фабрика — КНР — находится у наших границ, мы имеем уникальную возможность получать массу товаров более надёжным, быстрым и дешёвым путём — железнодорожным транспортом, пока остальной мир зависит от морских перевозок.

В процессе планомерной работы уже очень многое сделано: построен новый Байкальский тоннель длиной 6 682 м, новый мост через реку Зея, открыт транспортно-логистический комплекс в Забайкальске и т. д.

* * *

Мы назвали лишь часть тех проектов, которые Россия все эти годы реализует на Востоке. Но даже и этого достаточно, чтобы понять, что к европейскому демаршу мы готовились заранее. Но самое главное, что мы активно готовимся к будущему, ведь Европе, кажется, в нём уже нет места.

Сергей Газетный,



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх