По имеющимся данным, Ил-22М11 с бортовым номером 75106 был поврежден ракетой во время выполнения задания в районе Стрелково на западном берегу Азовского моря. Несмотря на серьезные повреждения, пилоты смогли передать сообщение о бедствии и направились на аэродром в Анапе, расположенный на северо-восточном побережье Черного моря.
В результате попадания погиб командир воздушного командного пункта Ил-22М Виктор Климов. Второй пилот также был ранен, но сумел посадить пробитый осколками самолет.
В итоге Ил-22 с экипажем из 10 человек сумел приземлиться в Анапе. Ил-22 и А-50 являются одними из самых ценных комплексов, имеющихся в российском радиолокационном и командном парке. Оба самолета во время атаки находились примерно в 100 милях от линии фронта.
Согласно справочнику «Мировые ВВС», на 2023 год в составе ВВС России имелось 30 самолетов Ил-22. После того, как один из самолетов был сбит мятежными наемниками из группы Вагнера в июне 2023 года, российские ВВС, как полагают, располагали примерно двенадцатью Ил-22М.
В промежутке между 1980 и 1990 годами было построено больше 40 самолетов А-50, однако к 2022 году их осталось лишь около 16 единиц, из них к полету были годны только 9-11 единиц. С конца 2022 года в отчетах указывалось, что лишь три из этих самолетов сохраняют «полную боеспособность». Это вызвано интенсивным использованием самолетов в первые месяцы российского вторжения на Украину.
По всей видимости, самолет был сбит украинцами, которые устроили тщательно продуманную ловушку. Операции предшествовал налет самолетов ВВС Украины, скорее всего, бомбардировщиков Су-24, которые за сутки до этого нанесли удары по объектам российских ВВС в контролируемом Россией Крыму и вывели из строя несколько радаров.
После этого русские отдали приказ на взлет одному из своих бортов А-50У. Учитывая, что самолет «не был достаточно оснащен» для выполнения задачи, его сопровождал воздушный командный пункт Ил-22М. Кроме того, из-за малой дальности действия РЛС, для обнаружения приближающихся украинских самолетов и ракет А-50У приходилось действовать вблизи линии фронта, на расстоянии 80-90 километров.
После ударов украинской авиации А-50У и Ил-22М было приказано подлететь ближе к линии фронта. Вероятно, их сопровождала как минимум пара перехватчиков Су-30СМ.
Это позволило Украине подготовить ловушку для российских самолетов. Удары украинской авиации по российским системам ПВО на Крымском полуострове 13 января вынудили россиян реагировать так, как и предполагали украинцы: на следующий день они «подвинули» свои А-50У ближе к линии фронта.
14 января один российский Су-34 сообщил, что его системы радиоэлектронной борьбы зафиксировали радиолокационное облучение украинского С-300, о присутствии которого в этом квадрате ранее не было известно.
Украинцы включили комплекс С-300, дав обнаружить его местонахождение российским истребителям. Радар С-300 засек подходящие цели и предоставил «азимут и дальность» другому комплексу — Patriot PAC-2/3, который включил свой радар лишь на несколько секунд, «достаточно, чтобы получить необходимые данные, но недостаточно, чтобы русские засекли излучение комплекса и расценили цель как угрозу».
После этого украинцы выпустили свои ракеты. Сразу после попадания в цель украинские экипажи С-300 и PAC2/3 оперативно прекратили излучение и свернули свои системы, чтобы избежать возможного возмездия со стороны России.
Читайте нас: