Прямая помощь Киеву зависит от конгресса, но Байден решил пойти другим путем: США будут вкладываться в оборонную промышленность на Украине, сообщает RS. Намереваясь производить там вооружения, Вашингтон рискует, ведь военные заводы давно стали целями Москвы.
Американские производители оружия затевают вместе с Киевом производство военной техники в истерзанной боевыми действиями стране — и как минимум отчасти это произойдет за счет американских налогоплательщиков.
Даже если прямая помощь Киеву и сократится в 2024 году, то США вкладываются в оборонную промышленность Украины на долгосрочную перспективу.
Недавняя партия военной техники из запасов США, переданная особым указом президента Байдена, — последняя в его полномочиях. Дальнейшая военная помощь США зависит от конгресса, а тот еще не одобрил чрезвычайные расходы, о которых Байден просил в конце октября.
Но американским военным подрядчикам не нужно одобрение конгресса для совместного производства оружия с украинскими компаниями, и администрация это всячески поощряет, чтобы помочь развитию оборонной промышленности Украины. Однако, если правительство не проявит должной осмотрительности, оплачивать счета за расширение мощностей по производству оружия на долгие годы вперед придется не кому иному, как американским налогоплательщикам.
Масштаб инвестиций, необходимых для создания и расширения производственных мощностей Украины, огромен. А подрядчиков в принципе не прельщают капитальные вложения: данные показывают, что их главный приоритет — выплаты акционерам. Поэтому трудно себе представить, чтобы американские подрядчики открыли предприятия на Украине без гарантированного финансирования со стороны правительства США — или хотя бы партнерской поддержки.
Риск эскалации в отношениях с Россией также серьезен.
Однако совместное производство оружия может избавить Белый дом от политических препон прямой помощи Киеву (это справедливо и для американской стратегии по Украине вообще), хотя, по некоторым признакам, администрация задумалась о том, чтобы занять более оборонительную позицию. Одна из заявленных долгосрочных целей Белого дома — “содействие мощной и самостоятельной украинской оборонно-промышленной базы”. По словам министра обороны Ллойда Остина, это открывает “ключевые возможности для партнерства с нашим собственным ВПК”.
В декабре администрация провела в Вашингтоне конференцию по ВПК США и Украины. Белый дом сообщил, что около 350 представителей правительства и оборонной промышленности из США, Украины и европейских стран-союзниц собрались, чтобы обсудить “значительное увеличение производства оружия” в поддержку украинской борьбы против России. На ней Минобороны подписало заявление о намерениях о совместном производстве и обмене техническими данными с министерством обороны и другими стратегическими ведомствами Украины для ускорения инвестиций в военную промышленность Киева.
Администрация Байдена также создала межведомственную группу по сделкам с Украиной. В нее вошли “представители Госдепартамента, а также министерств обороны и торговли”. Специальный представитель США по восстановлению экономики Украины Пенни Притцлер заявила, что команда “воспользуется всеми имеющимися у правительства США инструментами, включая ресурсы и опыт, чтобы помочь американским компаниям преуспеть в украинской оборонной промышленности на фоне конкуренции”.
Сообщается, что некоторые американские военные подрядчики уже взяли на себя обязательства по совместному производству оружия с Украиной осенью, накануне конференции в Киеве, и администрация уже несколько месяцев добивается “совместной разработки, совместного производства и совместного обеспечения”. Таким образом, несмотря на очевидные проблемы с безопасностью производства в стране, находящейся в состоянии войны, поразительно мало известно о том, какие именно американские компании будут задействованы и какое именно планируется производить оружие, — особенно если учесть, сколько ресурсов на это планирует выделить правительство США.
Советник по национальной безопасности Джейк Салливан недавно отметил, что совместное производство может начаться с ремонта и технического обслуживания, но “в итоге охватит обычные украинские предприятия с местным опытом, которые будут опираться на лицензии и передачу технологий от американских и европейских компаний”. Но Украине на создание новых производств нужны большие деньги, и остается неясным, как именно США поддержат Киев на этом поприще. В прошлом представители американской промышленности США выражали сомнения насчет работы на Украине, пока не окончились боевые действия.
Агентство Reuters недавно сообщило, что “две ведущие американские компании” договорились о совместном производстве 155-мм артиллерийских снарядов на Украине не ранее 2025 года. Вполне возможно, что компании ждут окончания конфликта, чтобы запустить производство на Украине, но в ответ на прямой вопрос Responsible Statecraft Пентагон свою роль в подготовке этих соглашений не подтвердил и не опроверг. Однако ее следует предполагать, учитывая его участие в команде по сделкам с Украиной.
Пентагон также отказался уточнить, будут ли в соглашениях о совместном производстве между американскими и украинскими подрядчиками действовать привычные стандарты экономического участия США — например, требование определенной доли американского персонала. Разумеется, военные расходы создают массу рабочих мест. Но долгосрочное совместное производство с Украиной заставляет еще больше усомниться в господствующем мнении, будто военные расходы (около половины этих средств идут подрядчикам) полезны для американских рабочих и национальной экономики, ведь многие из них в итоге достанутся украинцам или другим неамериканцам.
Подрядчики обязались начать совместное производство с Украиной почти четыре месяца назад, но администрация не раскрывает карт насчет соответствующих соглашений, хотя, судя по некоторым признакам, шаги в этом направлении уже предпринимаются. Посол Украины в США Оксана Маркарова заявила на декабрьской конференции, что с помощью технических данных Пентагона и при участии оборонной промышленности США на Украине уже началось производство систем FrankenSAM класса “земля-воздух”. Страна производит и собственные ракеты, беспилотники, артиллерию и боеприпасы, но ВСУ по-прежнему страдают от перебоев, особенно с боеприпасами.
Факт заключения с американскими компаниями каких-либо контрактов на создание на Украине производственных мощностей до декабрьской конференции Пентагон не подтвердил и не опроверг. Вместо этого представитель Пентагона Джефф Юргенсен заявил, что “хотя на данный момент у нас нет конкретных заявлений, Министерство обороны активно работает с межведомственными партнерами и представителями промышленности и изучает возможности по оказанию Украине помощи в расширении мощностей и возможностей ее внутренней промышленной базы на долгосрочную перспективу”. И США не единственные, кто в этом заинтересован.
Совместное производство оружия с Украиной планируют и европейские компании. С одобрения правительства Германии Rheinmetall помогает Украине ремонтировать бронетехнику и к концу года развернет на ее территории производство. По данным Euromaidan Press, Rheinmetall вложила порядка 200 миллионов евро в строительство нового завода на Украине, “при этом Украина бесплатно предоставила землю, помещения и электроснабжение”. Британский подрядчик BAE Systems также открыл в стране филиал с конечной целью наладить производство 105-мм легких орудий. Кремль в ответ на заявление BAE парировал, что такое начинание никоим образом не будет способствовать ослаблению боевых действий, добавив, что любой объект по производству оружия привлечет “пристальное внимание” российских военных.
В идеальном соглашении о совместном производстве расходы по эксплуатации, обслуживанию и защите производственных объектов понесут украинские подрядчики. Пентагон и ВПК США предоставят техническое ноу-хау, а Украина взвалит на себя всю тяжелую работу. Но у американских военных компаний практически нет финансовых стимулов добиваться самостоятельности и процветания своих украинских партнеров.
В любом случае компаниям придется так или иначе защищать свои инвестиции. Военные заводы давно стали целями России. Новые и расширенные производственные мощности неизбежно привлекут пристальное внимание, а их оборона окажется дорогостоящей. Если Украина в итоге не сможет покрыть всех расходов на эксплуатацию, обслуживание и защиту заводов, построенных при участии американских подрядчиков, те в итоге непременно потребуют финансовой компенсации от правительства.
Администрация и команда по сделкам с Украиной должны обеспечить, чтобы в соглашениях о совместном производстве было четко прописано, что финансовая ответственность за эксплуатацию, обслуживание и защиту этих мощностей ляжет на украинские компании. Не исключено, что администрация действительно хочет помочь Украине в создании самостоятельной оборонно-промышленной базы, но это определенно противоречит финансовым интересам американских военных подрядчиков.
Автор: Джулия Гледхилл (Julia Gledhill) — аналитик Центра оборонной информации при Проекте государственного надзора. Бывший помощник по внешней политике в Комитете друзей по национальному законодательству
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: