Казимир III закладывает католический собор в покорённом Львове. Картина Яна Матейко
Из истории Русской украйны-окраины
В 1991 году образовалась огромная по масштабам Европы, да и всего мира, держава, бывшая Украинская ССР. А собственной
В IX–XIII вв. это была Русская земля. Это отмечено во всех исторических источниках – русских и заграничных. Русские города – Киев, Чернигов, Переяславль, Львов, Галич, Холм и многие другие. Русские княжества и земли – Киевское, Черниговское, Переяславское, Тмутараканьское, Галицко-Волынское и т. д. Правили там русские князья, жили русские люди – русы, росы, русины, русичи.
Никаких масштабных этнических, культурно-языковых изменений в последующие столетия не последовало. Южная и Западная Русь была под властью Орды, Литвы и Польши. Образовалось огромное новое русское государство – Литовская Русь, с преобладанием русских земель и русского населения. Великое княжество Литовское и Русское вошло в унию с Польшей. Бывшая русская знать была полонизирована, перешла в католичество. Многие великие роды панской Польши имели западнорусское происхождение. К примеру, князья Вишневецкие. Но основная масса населения, с включением польских и еврейских общин, оставалась русской, православной.
В XV-XVIII вв. термин «украйна-украина» означал окраину. Бывшая Киевская и Галицкая Русь стала русской окраиной Польской державы и Московского великого княжества. Таких украин-окраин в России были десятки. В XV веке рязанские казаки писали государю Ивану III о его «рязанских украинах». В этом же столетии великий князь Литовский и Русский Витовт дал Киеву и Смоленску статус и права «украинных городов». В XVII веке русские казаки с Амура писали государю Алексею Михайловичу о его «амурских украинах», а запорожские казаки – «о твоих малороссийских украинах»..
С подачи греческого духовенства в XIV веке появился ещё один термин – «Малая Россия». Выражения «Малая» и «Великая» Русь не имели этнографического, национального, культурно-языкового значения. Они возникли в Константинополе, чтобы отличать разные русские земли. Литовские и польские феодалы сначала захватили Галицкую Русь. В целях отличия её от остальной Руси, названной «Великой», её во Втором Риме стали именовать «Малой Русью» или «Малой Россией». Затем наступил черёд остальных территорий Южной Руси, захваченных Литвой и Польшей. Они стали «малорусскими».
Сам Киев, пока его не захватили литовцы, относился к «Великой России». Но с 1392 года, когда его взял великий князь Ольгерд, он стал частью «Малой России».
Из византийских религиозных документов новые понятия, обозначавшие несколько «Россий», проникли в русские, польские и литовские официальные документы. При этом никакой смены, замены населения не было. В «Великой России» и «Малой России» по-прежнему жили русские.
Когда после присоединения Малороссии и Белой Руси царь Алексей Михайлович стал именоваться «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцем», это выражало идею объединения всего русского народа, проживавшего в землях Древней Руси и получивших после её распада разные наименования.
С начала XIX в. до 1917 г. «Украина» стала вторым неофициальным географическим названием Малороссии. Географическим! Никакого этнографического, национального значения.
Печать Юрия-Георгия Львовича. Надпись: «S[igillum] Domini Georgi Regis Rusie» — Печать государя Георгия, короля Руси. На оборотной стороне: «S[igillum] Domini Georgi Ducis Ladimerie» — Печать государя Георгия, князя Владимирского.
Русский язык – родной язык «украинцев»
На каком языке говорили на Руси в период Рюриковичей, в Малороссии под властью Литвы и Польши? До 1991 года ни один серьёзный учёный, в том числе в Украинской ССР, не сомневался, что в Киеве и Чернигове, как и в Новгороде, Суздале и Владимире, говорили и писали на одном и том же языке. Русском. Русский язык сохранился в богатом и многочисленном документальном и литературном наследии Древней Руси. Документы той эпохи отражали живой язык русского населения той эпохи.
Только после 1991 г. самостийные «историки» стали придумывать язык «древнего племени укров», от которого пошло название «украинец». Стали доказывать, что на Руси X–XIII вв. якобы было два языка – разговорный украинский (!) и книжный церковнославянский (древнерусский).
Это явная ложь, искажение истории. Никакого украинского языка в это время и позднее не существовало. Русский язык был господствующим и в Великом княжестве Литовском русском. Произошла только смена правящей династии – с Рюриковичей на Гедиминовичей. В ряде случаев литовские князья оставили на своих столах и князей Рюриковичей, ставших вассалами Гедиминовичей. При этом у литовских князей до 80% жен были из дома Рюриковичей.
Литовские князья и их дружинники говорили по-русски. Этнические литовцы не переселялись в занятые русские земли, предпочитая свои дремучие леса. Более того, процент этнических литовцев в дружинах великих князей Литовских и Русских и их вассалов, правивших в русских землях, быстро падал и в начале XV в. Литовцы там составляли не более 5 %.
Литовские бояре и дружинники, приехавшие со своими князьями в русские города, женились на русских и быстро обрусели. Официальным языком Великого княжества Литовского был русский, а не литовский или мифический украинский. Вся документация велась на кириллице, так как у литовцев не было письменности.
Литовская Русь на 90%, а может, и более, была русской державой, с русскими землями, русским населением и знатью. С русской верой.
Стоит напомнить, что балтийские племена позже всех выделились из некогда единой индоевропейской общности. Из суперэтноса русов. Это самый поздний «побег» индоевропейского древа. Поэтому ещё в XIII – XIV литовцы и прочие балтийские племена, бывшие близкими родственниками русов-русских, поклонялись Перуну, Хорсу, Велесу и другим древним богам суперэтноса-первонарода.
А пруссы-поруссы оставались частью суперэтноса русов, оказав самое яростное сопротивление западным рыцарям-крестоносцам. Они частью были уничтожены, в первую очередь варны-сословия жрецов, бояр-князей. Частью ассимилированы, став немецкими пруссаками, восточными немцами («немыми»), утратившими веру, культуру и язык суперэтноса.
Поэтому литовские князья, в отличие от католиков, были «толерантными» к религии других. Они не принуждали русских вернуться в язычество, не пропагандировали его. Литовские князья легко исповедовали двоеверие и даже троеверие. Сохраняя язычество среди своих, они, когда требовал политический момент, принимали православие или католичество. В русских землях они соблюдали православие, а приезжая в Литву, немедленно шли на капища, становились ярыми язычниками. При необходимости, заключая соглашения с крестоносцами или поляками, принимали католичество, сохраняя свою внутреннюю суть. Большинство князей Гедиминовичей были крещены по православному обряду.
Таким образом, с начала XIV в. до середины XVI в. на огромной территории от Бреста до Смоленска и Вязьмы и от Торопцы (на севере) до Киева существовала русская православная держава. Великое княжество Литовское и Русское. Русско-литовские войны – это войны двух русских держав Москвы и Литвы за господство над всей Русской землей.
При Романовых про Русскую Литву, альтернативу Московской Руси, постарались забыть. Поэтому, читая в учебниках про русско-литовские войны, многие и не знают, что «литвины-литовцы» — это русские из другой русской православной державы. Москва взяла вверх, и история Литовской Руси стала «белым пятном».
Никаких «украинцев», «украинского языка» в этот исторический период не существовало. Это русская история.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: