Пекин сыграл важную роль в возобновлении дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном, приняв президента Палестины Аббаса и президента Сирии Асада. Однако, несмотря на эти усилия и трещины в линиях геополитического разлома, на горизонте не видно никакой инициативы, которая защитила бы палестинский народ, как это сделал Советский Союз во время Первой холодной войны.
Хотя Первая холодная война отравила отношения между просоветскими арабскими националистическими режимами и пробританскими/проамериканскими династиями Персидского залива, в арабской и исламской географии биполярный мировой порядок и существование СССР имели решающее значение для поддержания балансов на Ближнем Востоке.
Сдерживание Москвы защитило Палестину
После распада Советского Союза в 1991 году, отказ Москвы от своих сфер влияния в Латинской Америке, Азии, Африке и на Ближнем Востоке нарушил и без того шаткий баланс. Поскольку природа не терпит вакуума, пока США и европейские страны заново входили в эти регионы со своей колониальной практикой, в игру также вступил Китай. В следующие годы Россия предпринимала запоздалые попытки вернуть свои прежние сферы влияния с помощью таких инструментов как ЧВК Вагнера и вторжение на Украину.
Ставшая явной неадекватность обычных вооруженных сил России произвела эффект домино и в Центральной Азии и на Кавказе возобновилось движение за отказ от гегемонии России. На Ближнем Востоке, такие страны как Саудовская Аравия, контрбалансируют гегемонию США и диверсифицируют свою экономическую деятельность. Оставленное Россией пространство занял Китай, обеспечив себе торговые маршруты к европейским портам и к энергоресурсам Ближнего Востока.
Ведущая роль СССР во всех кризисах на Ближнем Востоке
После иранского кризиса 1946 года, ставшего первым сигналом тревоги начинающейся Первой холодной войны, Советский Союз никогда не уклонялся от участия и даже от ведущей роли во всех крупных событиях на Ближнем Востоке. Во время Суэцкого кризиса 1956 года французско-британско-израильское нападение на Суэцкий канал, который был национализирован президентом Египта Насером, а также план Израиля по захвату Синайского полуострова и Тиранского пролива были сорваны ядерным сдерживанием СССР. Хотя арабо-израильская война 1967 года, иорданский кризис 1970 года и арабо-израильская война 1973 года привели к поражению союзников Москвы, карта Ближнего Востока был бы совсем другой нежели она есть сейчас, если бы не ядерное сдерживание СССР. Страны участвовавшие в войне против Израиля, могли быть стерты с лица земли на самой ранней стадии.
Оборона Москвы в Восточном Средиземноморье
Сразу после кубинского кризиса 1960-х годов, Советский Союз осознал, что арабо-израильский конфликт представляет собой прямую угрозу его безопасности в Восточном Средиземноморье, поскольку с намерением вмешаться в кризис в регион устремились ВМС США. После вывода своих ракет Jupiter из Турции по результатам кубинского кризиса, США снова перебрасывали в регион свои новейшие вооружения. Когда 14 апреля 1963 года в порт Измира вошла подводная лодка USS Sam Houston с ядерной баллистической ракетой, это очень встревожило Кремль. Ракеты этой подводной лодки были способны поражать из Восточного Средиземноморья все стратегические цели на западе СССР на дальности до 2800 километров, в том числе, и Москву.
Таким образом, Советский Союз создал себе «Пятый оперативный флот» против угрозы США-НАТО в Восточном Средиземноморье, и теперь советский ВМФ был готов играть в прятки в этом регионе со своим американским противником, что он и делал в ходе войн 1967 и 1973 годов. Советы по палестинскому вопросу естественно позиционировали себя против Израиля, чтобы иметь доступ к египетскому порту Александрия и сирийским портам. В 1991 году, с уходом Советского Союза из Европы, замки, построенные при дипломатической и оборонной поддержке Советов, начали разрушаться.
Окончание Первой холодной войны и пропалестинские лидеры
Сначала было вторжение в Ирак под руководством США, затем установление президента Палестины Ясира Арафата при израильской осаде и его последующая смерть, а затем гражданская война в Ливии. Режим Асада в Сирии в 2014 году был на грани краха но сумел выжить благодаря поддержке России, радикально изменившей баланс в сирийской гражданской войне. Но Россия не может вывести свой флот из Черного моря из-за войны с Украиной, а также не может переместить свой Балтийский, Северный и Тихоокеанский флоты в Средиземное море из-за событий в этих регионах и, следовательно, далека от защиты палестинского народа в той степени, как это было в прошлом. У России также нет в этом регионе мощного союзника из числа государственных акторов.
Хотя она и пытается удержать восточную Ливию с помощью генерала Хафтара, правительство Асада, которое Россия поддерживает в Сирии, не имеет влияния за пределами Дамаска и побережья Средиземного моря. В этих обстоятельствах лучшее, что могла сделать Россия, это 18 октября прошлого года озвучить угрозу применения гиперзвуковых ракет (в этой области она несколько опережает США) против ВМС США в Восточном Средиземноморье.
«Это не угроза. В соответствии с моим поручением Воздушно-космические силы России начнут постоянное патрулирование в международном воздушном пространстве Черного моря. И эту задачу будут выполнять истребители МиГ-31, оснащенные ракетами Кинжал. Должен подчеркнуть, что это не угроза. Но мы также будем следить за тем, что происходит в Средиземноморье, с помощью наших оружейных систем».
Хотя российский президент начал свое предложение с того, что это не угроза, международное сообщество правильно прочитало смысл послания. В последующие дни Россия снова высказалась о сдерживании, указав, что будет и дальше наращивать свой потенциал ядерного оружия и других сдерживающих средств. Итак, возможно ли, что эта явно спотыкающаяся сверхдержава сможет предложить палестинскому народу тот же уровень защиты сейчас, что и раньше?
Сможет ли БРИКС заполнить пробел, оставленный СССР?
В каком-то смысле ответ на этот вопрос был дан 21 ноября. Лидеры четырех основных игроков блока БРИКС, поднявшего флаг против глобального доминирования доллара США, встретились при помощи видеоконференции, где призвали окончить атаки на Газу. Президент Китайской Народной Республики Си Цзиньпин взял на себя ответственность отправить послание странам G7, как он делал ранее, когда в июне приглашал президента Палестины Махмуда Аббаса в Пекин.
Нападение Израиля на сектор Газа не только послужило лакмусовой бумажкой, продемонстрировавшей разрыв между Большой семеркой и остальным миром. Оно также сыграло решающую роль в выявлении ведущих игроков Второй холодной войны. В то время как Россия взяла на себя задачу противостоять деятельности НАТО и Европейского Союза по продвижению на восток, стало ясно, что партией, которая возьмет на себя задачу глобальной борьбы с Соединенными Штатами, будет Китайская Народная Республика.
Мехмет Айфер Канчи
Турецкий писатель и эксперт по безопасности, пишущий об Украине, России, НАТО и африканской политике.
Читайте нас: